Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:40, доклад
Задача контактной фазы – побудит собеседника к общению и создаст максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта.
Кочешев Кирилл, ЭП-21.
Этапы делового общения
1) Установление контакта
-Всякое
общение начинается с контакта.
Неудавшийся контакт (точнее
Задача контактной фазы – побудит собеседника к общению и создаст максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта.
Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п); обращаться к собеседнику со слов «Я, мне»,лучше начать разговор словами «Вы, Ты» («Ты не мог бы…» ит.п); наполнять контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.
2)Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким будет разговор по длительности (свернутый, четкий, конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого стоить свою тактику. Основные задачи на этом этапе:
-вызвать
интерес собеседника к
-выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей
-начать
решение основной задачи
3) Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство.
Если
у собеседника плохое настроение,
желательно повысить его эмоциональный
тонус. Самый эффективный прием
– присвоить собеседнику
Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: «Помогите, пожалуйста», «Вот кстати», «Как хорошо, что вы рядом» и затем горячо поблагодарить за это.
Правильно распределение ролей по принципу доминирования – подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В психологии общения выделяются 3 вида распределения ролей: «пристройка сверху», «пристройка снизу» и «пристройка на равных».
Выпрямленная
поза с подбородком, параллельным земле,
с жестким немигающим взглядом; медленная
речь с выдержанными паузами, навязывание
собеседнику определенной дистанции
служат отличительными признаками классической
техники доминирования – «
4) Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.
Действие эффекта контраста заключается в том, что указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнёра, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнёром, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.
При
разногласиях обязательное правило
успешного обсуждения – контрастные
фразы должны быть безличностными,
в противном случае они становятся
необратимыми и общение завершится
неудачей. Т.е. должно быть зафиксировано,
что позиция собеседника
На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умения слушать и умения убеждать.
Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знание , эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, надо сначала его понять, что бы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получается, то будут хотя бы известны точки зрения, их обоснованность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение.
5) В психологии хорошо
изучена роль первого
впечатления, которое мы производим
на собеседника и группу людей. Но роль
последнего впечатления не менее велика.
Оно влияет на тот образ, который остается
в памяти партнера, и на будущие деловые
отношения. Поэтому одна из основных заповедей
выхода из контакта -
приветливость.
Психология и этика делового общения
Под редакцией проф. В.Н. Лаврененко
М.,2005