Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:52, реферат
Слово «эстетика» одно из наиболее употребляемых в нашей повседневной жизни. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси.
Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей
Слово «эстетика» одно из наиболее употребляемых в нашей повседневной жизни. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси.
Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей
Эстетические явления объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; деятельность “по законам красоты”; субъективно-эстетическое; художественная культура
История эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы обнаружилось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъёма, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм, выступавших предметом эстетической рефлексии.
Активно обсуждалось их строение
и внутренняя структура - связь чувственной
оболочки с символическим, духовным
содержанием, совмещённость в эстетическом
явлении осознаваемых и невыразимых
с помощью слов качеств. Свойства
произведений и сопутствующие им
чувства эмоционального подъёма
описывались через понятия
Эстетическая наука строится на единственной категории - категории прекрасного. Доброе - прерогатива этики; истинное - науки; другие, более частные эстетические категории (трагическое, комическое, возвышенное и т. д.) являются категориями - «гибридами», вмещающими в себя и этическое и религиозное содержание. Трагические и сентиментальные чувства, взятые сами по себе, составляют предмет для изучения и своеобразия психологических реакций. Эстетическими их делает преломлённость и выраженность в определённом качестве художественной формы. Более того, именно распространённость, повсеместность и массовость трагических, мелодраматических и комических эмоциональных реакций породили в художественной сфере такие популярные межэпохальные устойчивые жанры, как трагедия, мелодрама, комедия. Само по себе трагическое или сентиментальное отношение к жизни по существу не является собственно эстетическим переживанием и эстетическим отношением. Все чувства приобретают эстетический статус лишь тогда, когда, обозначаемое ими содержание оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на художественной «территории», когда эмоциональное переживание выражает себя через произведения искусства, придающее ему особое эстетическое измерение, выразительность, структуру, рассчитанную на определённый эффект. Точно в такой же мере и природные явления способны посылать эстетический импульс, когда их восприятие опирается на художественный принцип, угадывающий за явлением - сущность, за поверхностью - символ.
Первоначально эстетическое
знание было вплетено в систему общефилософских
размышлений о мире. Впоследствии
на протяжении тысячелетней истории
эстетика не раз меняла лоно своего
развития: античная эстетическая мысль
развивалась в рамках философии,
средневековая - в контексте теологии,
в эпоху Возрождения
Таким образом, развитие эстетических
представлений происходило
Особая природа эстетики как науки заключается в её междисциплинарном характере. Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно являет собой единство логических конструкций, высоких обобщений, совмещающихся с проникновением в живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы художественной жизни, эмпирику социального и культурного бытия произведения искусства. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира.
«Длительное время предмет эстетики в отечественной науке определяли тавтологически - как изучение эстетических свойств окружающего мира - именно потому, что любой разговор об активности художественной формы был недопустим. А.Ф. Лосев высказывал точку зрения, что эстетика изучает «природу всего многообразия выразительных форм» окружающего мира, речь шла именно о выразительных формах, переплавляющих сущность и явления, чувственное и духовное, предметное и символическое». См.: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965. С.37
Последние годы в диссертационных дипломных работах по искусствоведению и культурологии наблюдается усиление тенденции к обобщающему эстетическому анализу, когда предметом исследования выступает, к примеру, игровое начало в литературе 20 века, человек в зеркале музыкальных форм и т.п. Эта тенденция к междисциплинарному синтезу значительно активизирующая эстетическую мысль, доминирует сегодня как в нашей стране, так и за рубежом.
Эстетическая теория, по словам шведского эстетика Т. Бруниуса, - это суммирование всех имеющихся «использований» искусства, в то время как идеология - рекомендация лишь одного «использования». Невозможность отечественной эстетики справляться с такими задачами стимулировало уход одних авторов в теоретически замысловатые конструкции; других - предельно абстрактные формы мышления. На ряду с высокопрофессиональными текстами Б.В.Томошевского, Ю.Н.Тыняного, Л.С.Выготского, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, С.С. Аверинцева и других в отечественной эстетике существовали и доминировали тексты схоластические, выдающие жонглирование эстетическими понятиями за видимость научного поиска с подвёрстыванием нужных художественных примеров, выдернутых из контекста историко-культурных эпох.