Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:28, реферат
Мы живем в эру инноваций, роста свободных рынков и мировой экономики. В свете новых технологий, изменения роли государства и выхода новых игроков на мировую сцену появляются новые возможности, требования и ограничения. Именно поэтому под влиянием рынка и общества все сильнее возрастает роль и ответственность бизнеса. И хотя цель получения прибыли в бизнесе понятна и ясна, люди больше не принимают ее как оправдание для игнорирования норм, ценностей и стандартов поведения. От современного бизнеса ожидают, что он станет ответственно использовать общественные ресурсы, действуя не только во благо своих компаний, но и всего общества. Ведя свои дела ответственно, фирмы создают необходимый социальный капитал доверия и справедливости.
Опыт применения компанией нефинансовой отчетности показал, что ее следует рассматривать не просто как описание благотворительной и экологической деятельности, а как часть более широкого определения организационной стратегии. Она предполагает непрерывный процесс, который не начинается с опубликования отчета и уж точно не заканчивается им. Данный процесс может стимулировать компанию к совершенствованию корпоративного управления, повышению эффективности менеджмента. Он подводит определенные итоги на пути к устойчивому развитию и ставит новые цели для совершенствования полученных результатов.
В ходе своей работы я подробно рассмотрела поставленные передо мною задачи.
В первой главе своей работы я проследила историю развития понятия ответственности как моральной категории, обратив особое внимание на концепцию Г. Йонаса.
Кроме того, я привела определения понятий «бизнес этика» и «социальная ответственность». Затем я сопоставила эти понятия и пришла к выводу, что они соотносятся, как общие этические основания бизнеса с частным принципом. В качестве примеров корпораций, которые одними из первых стали применять принцип социальной ответственности в своем бизнесе, я привела такие, как Sears, Unilever.
Вторую главу своей работы я посвятила рассмотрению проблем и спорных мотивов, связанных с понятием корпоративной ответственности. Во-первых, я разобрала два подхода к изучению социальной ответственности бизнеса на примере мнений Милтона Фридмена и Майкла Портера. Во-вторых, я рассмотрела аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. После этого я привела примеры корпораций, придерживавшихся различных точек зрения по этой проблеме: Johnson&Johnson и Firestone.
В процессе работы над заключительной главой я пришла к выводу о том, что устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Оно включает в себя рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, так как общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие.
Кроме того я пришла к заключению, что корпоративный социальный отчет является инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Более подробно я рассмотрела «Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI». Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в мире при подготовке нефинансовых отчетов.
В заключительной третьей главе я также рассмотрела этические кодексы зарубежных и российских компаний, таких как IBM, ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, сопоставила их с принципом социальной ответственности и пришла к выводу о том, что все принципы, провозглашенные в преамбулах, реально выполняются.
Также я проанализировала воплощение принципа социальной ответственности на практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ» и проследила, насколько в нем выполняется принципы, изложенные в руководстве по составлению социальной отчетности. Я пришла к выводу, что отчет о социальной ответственности этой организации соответствует уровню С+ по международной классификации GRI и может занять заслуженное место среди отчетов международных нефтяных компаний.
«ЛУКОЙЛ» первым в России приступил к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Тем более ценным представляется его опыт, который прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.
Также мне бы хотелось высказать свое мнение при ответе на вопрос: является ли бизнес вообще ответственным, или его единственная цель – прибыль. Скорее всего, я являюсь сторонником утвердительного подхода. По моему мнению, менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. На мой взгляд, организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.
В заключение хочется отметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня является обязательным для менеджера любого уровня и в особенности - для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий. В последнее время для многих представителей бизнеса становится очевидным понимание того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. В этом суть социально - ответственного ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний.
Мне бы хотелось внести свой небольшой вклад в разработку проблемы социальной ответственности бизнеса посредством моей работы.
1. Алексина Т. А. Этика бизнеса. http://www.humanities.edu.ru/
2. Алексина Т. А. Прикладная этика. М., 2004.
3. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч.: В 4 т. - М. Мысль, 1984.
4. Благов Ю. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Менеджмент». 2006.
5. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.
6. Гаджикурбанова П.А. Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Йонаса. http://ethics.iph.ras.ru/em/
7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
8. Деловая Этика. Руководство по Управлению Ответственным Предприятием в Развивающейся экономике. http://trade.gov/
9. Загорулько, Н. М. Проблема оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности / Н. М. Загорулько // Благотворительность в России. 2002.
10.Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль // Философские исследования, № 2, 1993.
11.Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004.
12.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002.
13.Козловски П. Принципы этической экономии. СПб, 1999.
14.Корпоративная отчетность в области устойчивого развития и экологической ответственности в Российской Федерации. http://www.csrjournal.com/lib/
15.Корпоративная социальная ответственность. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 12.03.09)
16.Корпоративная социальная ответственность. Социальная отчетность. URL: http://un.by/ru/undp/gcompact/
17.Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С.Е.Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004
18.Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография /Под общ. ред. И.Ю.Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.
19.Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография /Под общ. ред. И.Ю.Беляевой, М.А.Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.
20.Ленк, X. Размышления о современной технике / X. Ленк. Под ред. В.С.Степина. - М.: Аспект-Пресс, 1996.
21.Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006.
22.Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.
23.Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник для вузов. М., 2005.
24.Отчет о социальной ответственности Лукойл в 2005-2006г. http://www.lukoil.ru/static_6_
25.Отчет о социальной ответственности Лукойл в 2007-2008г. http://www.lukoil.ru/static_6_
26.Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности // О структуре социального действия. М., 2000.
27.Перспективы развития российского бизнеса в области социальной ответственности. http://www.pcq.ru/files/16f.
28.Пирогов Г.Г., Ефимов Б.А.. Социальная справедливость: генезис идей // Социологические исследования. 2008. № 9.
29.Политическая и экономическая этика. М., 2001.
30.Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании. Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов. – М.: РСПП. 2005.
31.Р. Де Джордж. Деловая этика, Экономическая школа, СПб, 2001 г.
32.Рих Д. Хозяйственная этика. М., 1996.
33.Руководство по отчетности в области устойчивого развития. URL: http://www.globalreporting.
34.Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:, 1989.
35.Социальная ответственность. http://www.tnk-bp.ru/social/ (дата обращения: 25.03.10)
36.Социальная хартия российского бизнеса. http://www.rspp.ru/ (дата обращения: 15.05.10)
37.Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2002.
38.Устойчивое развитие. http://www.kpmg.ru/russian/
39.Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002.
40.Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика. М., 2001.
41.Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1992.
42.Этика бизнеса. А.Н.Дятлов, М.В.Плотников: федеральный образовательный портал. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/
43.Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой. http://iph.ras.ru/uplfile/
44.Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М., 2001.
45.Этический кодекс IBM. http://www.IBM.com/( дата обращения: 19.04.09)
46.Этический кодекс ТНК-ВР. http://www.tnk-bp.ru/company/
47.Этичный бизнес. http://www.soc-otvet.ru/ (дата обращения: 25.04.10)
48.Business Ethics, the online magazine of corporate responsibility. URL: http://www.business-ethics.
49.Friedman, M The social responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // The New York Times magazine, 1970.
50.Harvard Business Review. 2002.
[1] Йонас, X. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. с. 196
[2] Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер, 2002. с. 246
[3] Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:, 1989. с. 13
[4] Этика бизнеса. А.Н.Дятлов, М.В.Плотников: федеральный образовательный портал. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/
[5] Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.с.154.
[6] Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика М., 2001.с.89.
[7] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002. С. 21
[8] Кибанов, Захаров, Коновалов. Этика деловых отношений, М.,2003, с.8.
[9] Friedman, M The social responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // The New York Times magazine, 1970. цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006. с.340
[10] Ibid. с. 348.
[11] цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006., с. 299
[12] Социальный кодекс ОАО "ЛУКОЙЛ". URL: http://www.lukoil.ru/static_6_
[13] Руководство по отчетности в области устойчивого развития. URL:http://www.
Информация о работе Этика бизнеса и социальная ответственность