Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:04, реферат

Описание

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……....2
Формирование и история этики………………………...……………....3-5
Сущность этики деловых отношений…………………………….…….5-9
Виды деловых отношений……………………………………………..9-12
Основные принципы этики деловых отношений………………..….12-14
Этические проблемы деловых отношений…………………………..14-16
Коммуникативная культура в деловом общении………………...….16-20
Заключение………………………………………………………….…….21
Список используемой литературы…………………………………..…..22

Работа состоит из  1 файл

Проф этика.docx

— 49.40 Кб (Скачать документ)

Презентация и самопрезентация

Презентация позволяет  укрепить старые деловые связи и  обзавестись новыми, она во многом определяет успех дальнейших переговоров  или деловых контактов. На этом мероприятии  приходится общаться с большим количеством  людей, от которых в той или  иной степени зависит наша работа, поэтому важно знать и соблюдать  некоторые общепринятые правила. 
 Для того, чтобы презентация была успешной, к ней необходимо тщательно подготовиться: определить сроки, место ее проведения и продумать программу (сценарий). 
  
 Имидж представляет собой эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в его сознании и в сознании окружающих людей и регулирующий их поведение и взаимодействие. Имидж проявляется в трех ространствах бытия личности: в его внутреннем мире, в пространстве межличностного взаимодействия и во внутреннем мире других людей. В нем отражаются харизма, интеллектуальные и эмоциональные качества человека, стиль его взаимодействия с другими людьми и «вклады» во внутренний мир окружающих в виде авторитета, репутации и др. 
 В имидже можно выделить следующие компоненты: когнитивный (знания о человеке), аффективный (эмоциональная оценка человека, отношение к нему) и конативный (готовность к поддержке или противодействие ему). 
 Имидж содержит в себе не только более или менее проверенные, объективные знания о человеке, но и догадки, легенды, гипотезы о нем. Поэтому имидж наделяет делового человека новыми, зачастую реально не присущими ему характеристиками. 
 По своему знаку имидж может быть положительным, отрицательным или нейтральным, и вследствие этого он  способен оказывать позитивное или негативное влияние на деловые взаимоотношения человека с партнерами. 
 От результата самопрезентации личности во многом зависит ее авторитет в своем социальном окружении, то есть результат формирования имиджа. Авторитет является необходимым условием эффективности делового взаимодействия. Человек, не обладающий или потерявший свой авторитет, в деловой среде обеспечен на неуспех. 
 Под авторитетом (лат. – влияние, власть) подразумевается степень его влияния  на партнеров по бизнесу, сотрудников организации и конкурентов, проявляющаяся в сфере деловых отношений. 
 Авторитетный человек способен оказывать влияние на партнеров по общению через следующие социально-психологические феномены (А.В.Петровский): социальную фасилитацию и ингибицию (повышение или снижение эффективности деятельности окружающих); изменение перцептивной деятельности (снижении порогов чувствительности); изменение когнитивной сложности; сдвиги в эмоциональных проявлениях (динамику уровня тревоги, агрессивности и др.). 
 Из сказанного ясно, что авторитет делового человека в среде делового взаимодействия является кардинальным условием  эффективности его влияния на партнеров, безусловного достижения целей в бизнесе, руководстве, сотрудничестве. Но надо помнить, что преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление о себе, не теряя своего лица и достоинства, развивая авторитет – дело тонкое и ему нужно учиться постоянно. Наряду с методами совершенствования  способов самопрезентации, характерными для естественной социализации, разработаны специальные методы развития имиджа, ассертивности, лидерских качеств, влияния на других людей .

 
Переговоры

  В настоящее время всю чаще приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями на производстве, в деловой сфере, в быту, и на более высоком уровне - в государственных учреждениях, международных отношениях. Поэтому актуальной является выработка культуры служебного общения, включающая ряд общих моментов - правил служебного этикета. Несоблюдение этих правил приводит к неприятным последствиям. Так, неумение вести служебный разговор, неумение вести себя коммуникабельно с сослуживцами на работе, кроме потери времени многих людей, приносят массу неприятных моментов. 
 Чтобы избежать этих эксцессов, достаточно бывает на службе соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, проявлять тактичность, общительность, естественность, доброжелательность. 
 При возникновении конфликтов все чаще приходится прибегать к переговорам с целью уладить разногласия . 
 Переговоры представляют собой специфический вид социального взаимодействия. Кардинальной характеристикой такого взаимодействия является несовпадение целей, интересов, позиций людей, включенных в переговорный процесс. Таким образом, переговоры – это механизм разрешения (урегулирования) конфликта;  совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблем.  
 Выделяются следующие виды переговоров
 
1.                 Переговоры о продлении действующих соглашений; 
 
2.                 Переговоры о нормализации отношений; 
 
3.                 Переговоры о перераспределении. 
 
4.                 Переговоры о создании новых условий. 
 
5.                 Переговоры по достижению побочных эффектов (например, отвлечение внимания и др.).  

     Основные  принципы этики деловых  отношений

     имидж деловой этика

     Принципы  этики деловых  отношений  обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают па необходимое поведение участников деловых отношений.

     Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших  положениях:

     1) создание материальных ценностей  во всем многообразии форм  рассматривается как изначально  важный процесс;

     2) прибыль и другие доходы рассматриваются  как результат достижения различных  общественно значимых целей;

     3) приоритет в разрешении проблем,  возникающих в деловом мире, должен  отдаваться интересам межличностных  отношений, а не производству  продукции.

     В работе американского социолога  Л. Хосмсра сформулированы современные  этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой  философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких  принципов и соответственно аксиом десять:

     • Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах  или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих  философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с  интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными  и краткосрочными).

     • Никогда не делай того, о чем  нельзя было бы сказать, что это действительно  честное, открытое и истинное, о котором  можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.).

     • Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все  мы работаем на одну общую цель (принцип  основан на заповедях всемирных  религий (св. Августин), призывающих  к добру и состраданию).

     • Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы  общества (принцип основан на учений Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства  как арбитра в конкуренции  между людьми за благо).

     • Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду  для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного  поведения.

     • Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется  знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

     • Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип  основан на взглядах Ж.Ж. Руссо на права личности).

     • Всегда поступай так, чтобы максимизировать  прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при  соблюдении этих условий свидетельствует  о наибольшей-эффективности производства (принцип основан на экономической  теории А. Смита и учении В. Парсто об оптимальной сделке).

     • Никогда не делай того, что могло  бы повредить слабейшим в нашем  обществе (принцип основан на правиле  распределительной справедливости Ролса);

     • Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан  на теории Нозика о расширении степени  свободы личности, необходимой для  развития общества).

     Указанные принципы в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми  в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических  принципов. Одним из важнейших шагов  в этом направлении можно считать  принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. 

     Этические проблемы деловых  отношений 

     В последние десятилетия этическая  сторона деловых отношений как  сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания  интереса к данной области. Первое заключается  в том, что уровень этичности  в деловых отношениях остался  прежним (таким, каким он был 20-30 лет  назад), а более осведомленное  население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В  соответствии со вторым объяснением  этические стандарты в деловых  отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей  и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров  и конференций по проблемам этики  деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все  это свидетельствует о том, что  деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает  им большое значение. К важнейшим  «вечным» моральным дилеммам, перед  которыми стоят субъекты деловых  отношений, можно отнести следующие:

     – соотношение целей и средств  их достижения;

     – соотношение личных и общественных интересов;

     – выбор между краткосрочной выгодой  и долгосрочным результатом;

     – соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

     В современных условиях на макроуровне  ключевые этические проблемы деловых  отношений возникают в следующих  областях:

     отношения между организациями;

     отношения между организациями и государством;

     отношения между организациями-производителями  и потребителями;

     отношения между организациями и владельцами (инвесторами);

     отношения между организациями и местными сообществами;

     отношения между организациями и окружающей средой.

     Между организациями, действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д.

     Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность. Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее – сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильности такого рода информирования.

     Руководители  и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для  их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих  семьях, от учителей, в церкви и т. д. Нередко безнравственные решения  принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно  честны и имеют самые благие намерения. Современные деловые отношения  чрезвычайно насыщены этическими проблемами. Для их решения необходима выработка  определенных подходов, установление «правил игры», содействующих успешному  выполнению профессиональных задач  участниками деловых отношений  и согласованию интересов деловой  сферы и общества. 

Информация о работе Этика деловых отношений