Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:47, реферат
Этика» в греческом языке, «мораль» в латинском языке, «нравственность» в русском языке означают одно и то же – область знаний о регламентации отношений между людьми.
Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.
Этика
и этикет: единство и различие
Содержание
Введение
«Этика» в греческом языке, «мораль» в латинском языке, «нравственность» в русском языке означают одно и то же – область знаний о регламентации отношений между людьми.
Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.
Этика и этикет — понятия близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие. Этика, естественно, понятие намного более широкое.
Этикет — система правил поведения в общественных местах, при контактах с другими людьми. Он касается всех форм человеческого общения, но, прежде всего, конечно, общения в сфере бизнеса.
Этика
зарождалась в глубокой древности,
в эпоху становления классового
общества и разделения труда, отделения
духовно-теоретической
Этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.
Таким образом, этика в развитом виде состоит из теоретической части – учения о морали, ее происхождении, сущности и функциях, и практической – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни. [1, c.14]
Этика (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других обществ, отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Однако вплоть до нового времени этика часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т.е. совпадала с философской антропологией (например, у франц. просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией. Этика совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). [2, с.78]
Главной проблемой этики всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В истории этики следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет - божественный или личный. В современной буржуазной этике проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. Наконец, вопрос о природе морали в истории этики часто выступал в виде вопроса о характере самой нравственной деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека.
В
системе категорий этики
Анализ структуры нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющиеся каждый раз иным содержанием. По-разному определяя конкретные функции морали и их число, большинство исследователей считает важнейшими функциями морали регулятивную (в специфической оценочно-императивной форме), познавательно-ориентационную и воспитательную.
Практическое значение этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с другими науками - социологией, психологией, теорией обществ, воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем. [3, с.56]
Этикетные нормы. Этикет — практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающие наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.
Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.
Этикет органически связан с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность, благожелательность.
Правила общения людей вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет определяет основные формы общения — как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя в обществе.
Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Можно точно выполнять все предписания правил поведения, но культурным человеком не быть. Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» описывает, насколько был потрясен юноша, увидевший, как полковник, несколько часов перед этим блиставший своими манерами, варварски наказывал подчиненного. [4, с.92]
Приветливость и учтивость отнюдь не равнозначны льстивости, угодливости. А.П. Чехов в рассказе «Смерть чиновника» описал чиновника Червякова, который на спектакле в театре имел неосторожность чихнуть и доставить тем самым неприятность сидевшему впереди него статскому генералу. Червяков после этого извинялся во время действия на сцене, в антракте, в кабинете генерала, на прием к которому специально пришел. В результате генерал выгнал его, и потрясенный чиновник, вернувшись домой, умер.
Этикет, не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного — уважительного отношения к людям. Слово «этикет» вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV. Но правила отношений между людьми определялись не только королевскими указами. На формирование этикета воздействовали обычаи и традиции разных народов, уровень развития этики и морали.
При характеристике основных черт этикета обычно подчеркивают его универсальность, возможность применять правила вежливости не только в деловом общении, но и дома, на улице и т.д. ранее этикет был в ходу при дворе правителей и при международных контактах. Юридические документы, фиксирующие правила поведения в международном общении, составляют дипломатический протокол. Он регламентирует формы официальных контактов между представителями различных государств. В протокольных церемониях отдаленных времен были отражены формы международной вежливости, которые и сегодня применяются не только в отношениях между правительствами, но и между общественными организациями, отдельными гражданами.
На
основании археологических
«Посольский
церемониал» обставлялся с
Посланник короля Италии Беренгария (X в.) Лиутпранд так описывает церемонию приема в Византии. Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Трон с сидящим на нем царем вдруг поднялся до потолка, а на царе уже была другая одежда.
Первый
трактат о поведении «
В средние века все чаще общаются не только дипломатические представители, но и коронованные особы, дворяне, купцы, ученые, странствующие студенты. Законодателем правил этикета в начале и середине Средних веков служила церковь, в позднее Средневековье — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.
В Китае императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Когда же русский посланник счел для себя это унизительным, китайский двор счел себя оскорбленным. Пренебрежительное отношение к представителям других стран имело место и в более поздние времена.
В Америке, еще находившейся под британским колониальным господством, Джордж Вашингтон написал сто десять «Правил приличного поведения», среди которых были советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».
Каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев оставались национальным достоянием, но некоторые были приняты и другими народами.
Из скандинавских стран пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют главному гостю.