Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 19:03, доклад
Типичная для современной эпохи ситуация возникаю¬щих кризисов, последствия которых отзываются на судь¬бах крупных масс населения и представляют собой порой опасности подлинно глобального характера, налагают особую ответственность на науку как силу, участвующую в возникновении подобных ситуаций, и на творцов этой науки, т.е. на ученых.
Этика и ответственность учёного.
Типичная
для современной эпохи ситуация возникающих
кризисов, последствия которых отзываются
на судьбах крупных масс населения и представляют
собой порой опасности подлинно глобального
характера, налагают особую ответственность
на науку как силу, участвующую в возникновении
подобных ситуаций, и на творцов этой науки,
т.е. на ученых.
Обвинения в адрес науки, а,
следовательно, и ученых, приходится слышать
нередко, и это естественно. Ведь значительная
часть кризисов возникает как следствие
применения современной технологии в
базирующейся на ней экономике. Стало
трюизмом, что прогресс техники, ее развитие
и новые формы имеют своей почвой достижения
пауки. Наука стала не просто одной из
производительных сил национальных хозяйств
и мирового хозяйства в целом, она, по существу,
является едва ли не самой мощной из этих
сил, если не непосредственно, то, во всяком
случае, косвенно, как универсальный источник
новых достижений, становящихся основой
развития и технического прогресса.
Причины возникающих в наше
время кризисов наряду с несовершенством
различных экономических и социальных
структур в большом числе случаев кроются
в количественной и качественной неоднозначности
результатов технического прогресса,
который открывает возможность как для
разумного использования достижений техники,
так и для применения во вред человеку
(атомная промышленность и радиационная
угроза; неудержимый рост масштабов использования
природных ресурсов; возрастание мощности
средств массовой информации; поток новых
лекарственных веществ, часто с далеко
не изученными действиями и т.д.).
Усматривая прямую или хотя бы
косвенную первопричину возникновения
тревожных ситуаций в успехах и достижениях
науки, приходится считать, что наука несет
определенную ответственность за складывающиеся
условия, хотя не она, конечно, является
главной их причиной. А отсюда с очевидностью
следует, что особая ответственность ложится
и на творцов науки, на ученых, своими трудами
прокладывающих путь к возникновению
отрицательных последствий.
Следует отметить и тот факт, что
«последняя из надежд человечества, высочайший
и величайший идеал Просвещения — Наука,
которая «все сможет» и «все может», которая
«выручит» и «спасет», …занимается сегодня
не только косвенной и скрытой, но и прямой
и непосредственно массовой разработкой
самых бесчеловечных средств научного,
научно обоснованного, как говорят сейчас,
насилия над телом и духом человека».
Особенности научно-технической
революции не могли не оказать влияния
на постановку этических проблем современного
естествознания, в частности на отношение
ученых к проблеме ответственности. Как
постановка, так и решение проблемы ответственности
естествоиспытателя находятся в прямой
зависимости от более общей проблемы взаимоотношения
науки, морали и этики.
Хотя наука и техника выступают
сегодня в ряду факторов, приводящих к
необходимости создания некоей новой
или универсальной этики, но возможно
эта задача в позитивистском духе невыполнима,
и тем тревожнее слышать предупреждения
биологов, генетиков, медиков о том, что
мы стоим перед опасностью разрушения
человечества как вида, деформации даже
его телесных основ.
Возможно, этика ненасилия и
диалога из полуэкзотической и наивно-утопической
конструкции становиться одним из центральных
моментов этической мысли и выживания
человечества в этом стремительно меняющимся
мире. Поэтому дискуссии происходящие
по этическим аспектам в биологии, медицине,
генетике имеют не только чисто теоретический
интерес, но и практический, касающийся
всех нас так или иначе.
В научной литературе понятия
«мораль» и «этика» часто употребляются
как взаимозаменяемые (хотя они и нетождественны).
Например, мы говорим: нормы профессиональной
этики, этика ученого, моральные, нравственные,
этические нормы и т.д. Это происходит
оттого, что сама мораль как реальность
содержит в себе разные элементы, тесно
переплетенные между собой — сознание,
отношения, поступки (деятельность), то
есть содержит и определенное обоснование
своих норм и принципов, точно так же, как
наука о морали — этика — не ограничивается
лишь пассивным теоретическим отражением
моральной стороны нравов, а сама имеет
нормативное содержание вырабатывает
конкретные образцы поведения, обоснование
должного.
Термин «этика» произошел от древнегреческого h,no,s (
Особенности научно-технической
революции не могли не оказать влияния
и на постановку этических проблем современного
естествознания, в частности на отношение
ученых к проблеме ответственности. Как
постановка, так и решение проблемы ответственности
естествоиспытателя находятся в прямой
зависимости от более общей проблемы взаимоотношения
науки, морали и этики.
Для обозначения максимально широкого
круга философско-методологических и
социологических проблем, отражающих
разносторонние аспекты этого взаимодействия,
употребляют термин «этика науки».
Этика ученого — более узкое
по своему объему понятие, чем этика науки,
поскольку она охватывает преимущественно
регулятивистские аспекты действия морали
в науке, обосновывает профессиональную
мораль ученых и является частью, одним
из аспектов этики науки.
Этика науки представляет собой
философское и социологическое изучение
взаимоотношений науки и морали:
а) в плане воздействия науки на мораль,
знаний и научного прогресса на моральность,
нравы людей и нравственный прогресс общества,
влияние ценностей науки на мораль, соотношение
истины и добра, истинности моральных
явлений;
б) в плане воздействия морали на науку,
ценностей и норм морали на отношение
в науке и ее результаты, мировоззренческих
установок ученого на познание действия
морали как регулятора научной деятельности
и научного общения, раскрытия содержания
гражданской и моральной ответственности
ученых.
В нормах научной этики находят
свое воплощение общечеловеческие моральные
требования и запреты, приспособленные,
разумеется, к особенностям научной деятельности.
Этические нормы служат для
утверждения и защиты специфических, характерных
именно для науки, ценностей. Первой из
них является бескорыстный поиск и отстаивание
истины. В повседневной научной деятельности
обычно бывает непросто сразу же оценить
полученное знание как истину либо как
заблуждение. И это обстоятельство находит
отражение в нормах научной этики, которые
не требуют, чтобы результаты были новыми
знаниями, и так или иначе логически, экспериментально
или иначе обоснованными. Ответственность
за соблюдение такого рода требований
лежит на самом ученом.
Проблема ответственности
ученого перед обществом уже давно привлекает
к себе большое внимание. Она сложна и
многообразна, складывается из немалого
числа факторов, тесно сплетается с более
широкой проблемой этических аспектов
пауки, которую здесь затрагивать не будем.
Ученый в своей деятельности естественным
образом несет ответственность, если можно
так выразиться, общечеловеческого характера.
Он ответствен за полноценность вырабатываемого
им научного «продукта»: от него ожидается
безупречная требовательность к достоверности
материала, корректность в использовании
работы своих собратьев, строгость анализа
и прочная обоснованность делаемых выводов.
Это элементарные, сами собой разумеющиеся
стороны ответственности ученого, так
сказать, его персональная этика.
Гораздо шире становится ответственность
ученого, когда вопрос встает о формах
и результатах использования его трудов
через посредство техники и экономики.
Наивно думать, что действия, поведение
отдельного ученого скажутся на возникновении
или протекании того или иного кризиса.
Речь идет здесь об ином — о голосе содружества
ученых, об их профессиональной позиции.
Одной из особенностей современной
науки является ее все большее сближение
с производством, уменьшается дистанция
от момента научного открытия до его практического
воплощения, ответственность ученого
увеличивается. Появляется необходимость
того научного риска, без которого невозможно
претворение лабораторных результатов
и научных выводов в производство в широком
масштабе.
Таким образом, вопрос о практическом
применении научных открытий заключает
в себе проблему риска, то есть осознания
ученым необходимости той смелости, которая
выступает одной из конкретных форм проявления
ответственности.
Формы проявления научного риска
многообразны, но всегда вопрос о нем тесно
связан с проблемой моральной ответственности
ученого. В осознании ученым возможности
или необходимости определенного научного
риска проявляется противоречивый характер
свободы научного творчества, с одной
стороны, и ответственности — с другой.
Ответственность ученого является
оборотной стороной свободы его научного
творчества. С одной стороны, ответственность
немыслима без свободы, с другой — свобода
без ответственности становится произволом.
Среди областей научного знания,
в которых особенно остро и напряженно
обсуждаются вопросы социальной ответственности
ученого и нравственно-этической оценки
его деятельности, особое место занимают
генная инженерия, биотехнология, биомедецинские
и генетические исследования человека,
все они довольно близко соприкасаются
между собой.
Именно развитие генной инженерии
привело к уникальному в истории науки
событию, когда в 1975 году ведущие ученые
мира добровольно заключили мораторий,
временно приостановив ряд исследований,
потенциально опасных не только для человека,
но и для других форм жизни на нашей планете.
Мораторию предшествовал резкий рывок
в исследованиях по молекулярной генетике.
Однако другой стороной этого прорыва
в области генетики явились таящиеся в
нем потенциальные угрозы для человека
и человечества. Такого рода опасения
и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный
шаг, как установление добровольного моратория.
Тем не менее, дискуссии вокруг этических
проблем генной инженерии отнюдь не утихли.
Проблема ответственности ученого
с большой ясностью и отчетливостью встает,
когда он сталкивается с дилеммой «за»
или «против», как это имело место, например,
в медицине в начале XX века, при эпохальном
открытии Эрлихом его первого радикального
средства против сифилиса — препарата
«606».
Медицинская наука и вместе с ней
практика в те времена управлялась принципом
«прежде всего не вреди», да и теперь еще
он фигурирует в «гиппократовой клятве».
Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал
другой принцип: «прежде всего приноси
пользу». Эти принципы прямо адресованы
к ответственности, к совести ученого.
Ясно, что они выходят далеко за рамки
одной лишь медицинской науки, имеют самое
широкое общее значение. Такие проблемы
встают многократно, и здесь нет абсолютного
рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать
«за» и «против» и брать на себя ответственность,
как поступать.
В случае Эрлиха ответственность
ученого была необычайно высокая, можно
сказать, гигантская. На одной чаше весов
была страшнейшая болезнь, имеющая колоссальное
распространение повсеместно. На другой
чаше — многообещающее, но до конца неизведанное
лечебное средство с опасностью вторичных,
быть может, тяжелых побочных явлений.
Но уверенность в своей правоте, в надежности
проверок способствовала тому, что принцип
«прежде всего приноси пользу» восторжествовал.
Несмотря на риск некоторого, предположительно
возможного вреда, была побеждена тяжелейшая,
подлинно глобальная болезнь.
Нет сомнения, что в случае глобальных
проблем, кризисов ученым не раз придется
обращаться к своей совести, призывать
чувство ответственности, чтобы найти
правильный путь преодоления возникающих
угроз. И, разумеется, дело общественной
совести ученых мира, общей ответственности
— всемерно бороться с причинами, вызывающими
вредные, губительные последствия, направлять
научные поиски на исправление вреда,
который сама паука, не взвесив и не учтя
возможных последствий, могла бы принести
и тем самым оказаться причастной к возникновению
тех или иных глобальных проблем.