Этика как наука, ее предмет и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:32, контрольная работа

Описание

В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»).

Содержание

Введение 2
Этика как наука, ее предмет и задачи 3
Заключение 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная по этике Бердниченко (2).doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Нормы права:

     а) однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах;

     б) их исполнение обеспечивается (при  необходимости) мерами принуждения  с помощью специального аппарата правосудия;

     в) правосудие осуществляется должностными лицами (прокурор, судья и др.) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.).

     Нормы нравственности:

     а) как правило, четко не определены;

     б) поддерживаются благодаря общественному  мнению или личной убежденности человека;

     в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нарушение не наказывается, но вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.

     2. Система категорий этики

     Этические категории - это основные понятия  научного, аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и  элементы нравственности.

     Следует отметить, что каждая категория этики  отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат - реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому  каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

     Следует отметить, что обширный категориальный аппарат требует определенной систематизации. В отечественной этической теории доминируют два способа систематизации категорий.

     Одни  исследователи считают, что категории этики логичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравственного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отношения (конфликт, авторитет и т.д.).

     Другие  исследователи считают, что сосредоточивать  внимание только на одной структуре  нравственности непродуктивно, так  как она не раскрывает полностью  все богатство и своеобразие  нравственной жизни. Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам:

     1) структурный вид - это вид категорий,  отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные  формы сознания, практики, отношения  (норма, соревнование и др.);

     2) сущностный вид - это вид категорий, отражающих качественную определенность нравственности, отличие ее от других социальных явлений (добро, долг и др.);

     3) методологический вид - это вид  категорий, отражающих критерии  нравственности человека, уровни  его развития (цель и средства и др.).

     Существуют  и иные способы классификации  этических категорий.

     В истории этики отдельные категории  стали системообразующим принципом, легли в основу целых направлений.

     Основным  понятием этики является категория  добра, С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, - понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум.

     К понятию добра очень близко понятие  нравственного идеала. Идеал - это  некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

     С понятием идеала тесно связано понятие  нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать  выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.

     Нормы могут быть восприняты человеком  как оптимально соответствующие  его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В  этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг - это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел -- деонтология (т.е. наука о должном). Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.).

     Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность  человека понимать, критически оценивать  и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совести. Совесть - это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности.

     Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.

     Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, у современного человека слово «этика»  вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, М., 1999.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.

3. Золотухина- Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.

4. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Философский  энциклопедический словарь. М., 2000.

6. Этика. Конспект  лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Информация о работе Этика как наука, ее предмет и задачи