Этика общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:49, доклад

Описание

В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения, педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине.

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 20.36 Кб (Скачать документ)

В современной  гуманитарной речи все чаще встречаются  такие термины как социология общения, психология общения, философия  общения, эстетика общения, педагогика общения. И, конечно же, правомерность  сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический  аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем  термине. Более того, особая теоретическая  и практическая значимость этических  вопросов общения детерминируют  целесообразность создания специализированного  раздела этического знания под названием  «этика общения». Нельзя сказать, что  проблемы общения не рассматриваются  в этике; в учебных курсах этики  изучается тема «нравственные основы общения», которая, на наш взгляд, должна быть существенным образом преобразована  и расширена до особого раздела  этики. Статус этого раздела может  быть подобен, например, статусам таких  разделов как: «прикладная этика», «профессиональная  этика», «биоэтика». Этика общения  не предполагает создание особой дисциплины вне рамок этики, однако общение  как предмет исследования определяет специфику подходов и методологических принципов .

Для того чтобы  уточнить предметную область этики  общения, нужно вначале остановится  на основном содержании самого процесса общения. Известно, что общение является тем фокусом, где сходятся основные характеристики, системы координат  человеческого бытия: ценностные, антропологические, нормативные. Общение не может быть полностью проанализировано в рамках какой-то одной системы координат, поэтому этический аспект исследования общения, на наш взгляд, также не может ограничиваться анализом лишь одной из них: он должен включать в  себя анализ всех структурных измерений  общения с позиций этики.

Поэтому этика  общения представляет собой нравственный анализ и ценностей общения, и  качеств (добродетелей и пороков  общения), и даже «техники» общения: этот анализ пронизывает всю глубину  и все многообразные проявления феноменов общения. Этика общения, конечно же, не связана, например, с  изучением конкретных, специальных  деталей общения на экспериментальном  уровне, с использованием аппаратно-технических  исследований, «методов шкалирования», с изучением «динамики, циклов психических  процессов», «задач зрительного и  информационного поиска» и т.п. Но этика общения все-таки не может  не рассматривать, не оценивать процессуальную сторону общения, так называемую «технику общения», разумеется, на основе этического опыта.

Дать развернутую  дефиницию этики общения, наверное, еще сложней, чем определить сами понятия «этика» и «общение». Понятие «общение» определялось выше, поэтому снова обращаться к  нему нет необходимости. Относительно понятия «этика» можно утверждать, что оно имеет два значения: первое - это синоним самой морали, второе - это учение о морали. Под  моралью, в свою очередь, здесь понимается система ценностей, качеств, особых норм, определяющих выбор человеком  своего отношения к миру и к  окружающим людям. На наш взгляд, этика  общения как раздел этики также  может рассматриваться в широком  и узком смыслах. В широком  смысле этика общения должна изучать  нравственные проблемы ценностных ориентацией  и нормативных парадигм общения, содержания и сущности нравственных качеств (добродетелей) субъектов общения, проблемы нравственного выбора способов, средств, правил, форм общения. В узком  смысле этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения. Этика общения представляет собой сферу этического знания как нормативного, так и теоретического характера, в ней аккумулировался человеческий опыт в области морали общения. Этика общения включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

Этика общения  призвана не только концептуально исследовать  процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых  нормативных конструкций. Этика  общения призвана выполнять множество  функций, среди которых можно  выделить синтезирующую (этика общения  синтезирует моральный опыт в  сфере общения) и императивно-формирующую (обосновывает выбор гуманистических  норм морали и убеждает в необходимости  следования им). Этика и мораль учат должному, этика общения учит тому, как должно общаться, и как не должно общаться. Известно, что  Аристотель утверждал: цель этики не знания, а поступки, и этику человек изучает для того, чтобы стать добродетельным. Если продолжить эту идею, то, наверное, можно было бы отметить, что цель этики - это создание этики общения и повышение культуры общения.

Этика общения  в массовом сознании, как правило, отождествляется с этикой поведения, с культурой поведения, с этикетом, с  культурой общения, с культурностью, с вежливостью и т.д. В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие понятий «этика общения» и «культура общения»? Во-первых, нужно, конечно же, отметить, что объем понятия «культура общения» шире, чем объем понятия «этика общения», так как, на наш взгляд, культура общения включает в себя всю совокупность ценностей, качеств, норм, поведенческих стереотипов. Этика общения рассматривает нравственный аспект этих ценностей, качеств, норм. Во-вторых, культура общения не ограничивается лишь поведенческим уровнем, качественной оценкой поведения, она включает в себя как культуру этикета, культуру поведения, культуру речи, чувств, мимики, жестов, так и психологическую культуру субъектов общения, культуру сознания, то есть культура общения является неотъемлемой частью культуры личности вообще. Выражаясь «научным языком», можно резюмировать: культура общения - это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегративный характер и выражающая целостный подход к процессу общения.

Культура общения  включает в себя ценности, ориентирующие  процесс общения, уровень развития и особенности субъектов общения, их способности к взаимопониманию, меру овладения способами, средствами, приемами, правилами общения. Культура общения носит синтетический  характер, имеет многоплановую, многоуровневую детерминацию. Можно сказать, что  культура общения личности есть реальное воплощение культуры общества, а формируется  она в процессе взаимодействия с  культурой общения в рамках микро  и макросреды.

Овладеть культурой общения - это значит ориентироваться на высокие нравственные ценности, овладеть высокой психологической и нравственной культурой, освоить «технику» общения: если какое-либо из этих «звеньев» отсутствует, то такое общение нельзя считать культурным. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной «техникой» общения, этикетом общения, словом, не умеющий общаться, не владеет высокой культурой общения. И, наоборот, бездушный манипулятор, владеющий «техникой» общения и, как правило, использующий свои навыки в корыстных, эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности, не может быть назван человеком высокой культуры. Духовная культура общения характеризуется ориентацией на гуманистические ценности, должна быть построена с учетом природных и социальных особенностей индивидуальностей партнеров по общению, должна отличаться высокой нравственностью выбора средств общения, соответствующим гуманистическим ценностям. Культура общения предполагает благородные цели общения, культуру понимания, сопереживания, ответственное отношение к своим словам и поступкам, она проявляется в деликатности, в чувстве такта, в умении «не замечать» человеческих слабостей и недостатков того, с кем общаешься, а, наоборот, увидеть в нем такие достоинства, которыми можно действительно искренне восхищаться и не бояться при этом ущемить свое достоинство и т.д.

Этика общения  отражает уровень нравственной культуры личности. Так как этика общения  представляет собой нравственное содержание культуры общения, то и анализ в ней  культурологического материала  занимает особое место. Принято считать, что этика общения выражает уровень  должного в культуре общения, культура же общения отражает уровень сущего, хотя, на самом деле, выделить нравственный аспект из культуры общения, отделить этику общения от культуры общения  можно лишь в рамках теоретического анализа. Понятия культура и этика  общения можно рассматривать  как в теоретическом, так и  в практическом, нормативном смыслах. Этика общения является, можно сказать, ядром, сущностью культуры общения, связаны они самым тесным образом и в самых разносторонних аспектах.

Наряду с такими ведущими сферами культуры как познавательно-техническая, художественная и нравственная Г.С. Батищев выделил четвертую сферу культуры - «культуру глубинного общения», которая призвана быть, по его словам, «питающим духовно-ценностным истоком для нравственности.» ( С. 125). На самом деле, нравственность, в конечном счете, определяет, как отмечал еще А. Швейцер, саму суть культуры. В культуре общения можно выделить нравственную культуру общения, которая по своему значению в нормативном смысле является по существу синонимом этики общения и именно которая и связывает понятия «культура общения» и «этика общения».

Общение неизбежно  несет в себе нравственное содержание: от простого поверхностного контакта в анонимном общении до духовного  взаимопроникновения свободных  индивидуальностей в «глубинном общении». Общение как возможная  сфера свободного выбора является полем  реализации моральных ценностей, принципов, норм. Говоря о нравственной культуре общения, подразумевают нравственность мотивов общения, направленность нравственных ценностей, целей, чувств, уровень развития морального сознания. Нравственная культура общения является, на наш взгляд, не просто «верхним» этажом культуры общения, а ее интеграционной основой, это не все многообразие проявлений культуры общения, а лишь их нравственный аспект (так, например, нравственная культура общения - это не сами формы, способы и средства общения, а, в первую очередь, их нравственное содержание, нравственная качественная определенность).

Культура и  этика общения рассматриваются  на всех уровнях этического исследования - на эмпирически-описательном, на философско-теоретическом  и нормативном. Конечно же, данные уровни связаны между собой и  целостное изучение культуры общения  подразумевает учет всех этих уровней  и выявление механизмов их взаимосвязей. Для того чтобы более детально, обстоятельно и конкретно рассмотреть  представленные выше положения относительно особенностей содержания этики общения, взаимосвязей этики и культуры общения  требуется специально рассмотреть  все основные их разделы: аксиологический, антропологический и нормативный (процессуальный или «технический»).

Информация о работе Этика общения