Этика современного менеджера

Автор работы: Оксана Комарова, 28 Июля 2010 в 21:19, контрольная работа

Описание

Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко.
Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Содержание

Введение
1. Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте.
2. Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции.
3. Нравственные принципы менеджмента. Ценности и нормы этики управляющего.
4. Взаимосвязь морали и права в менеджменте.
Заключение.
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Этика.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по курсу: "ЭТИКА" 

Тема: "Этика  современного менеджера" 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. ЭМ – 641

Комарова  О.А. 
 

Проверил: К.ф.н., доцент

Ермаков А.А. 
 
 

г. Рязань

2006 год

План  

       Введение

    1. Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте.
    2. Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции.
    3. Нравственные принципы менеджмента. Ценности и нормы этики управляющего.
    4. Взаимосвязь морали и права в менеджменте.

       Заключение.

       Библиография  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни  всеми народами в соответствии с  их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

    Каждый  из нас ежедневно встречается  с десятками людей, имеет с  ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко.

    Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

    В настоящее время уделяется большое  внимание изучению этики деловых  отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

    Есть  комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, делового нечестного поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

    Менеджер  имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с  различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо  
он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

    Цель  данной работы – понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и  
предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В  
свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил  
принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и современное управление".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте 

    Что есть этика? Учение о нравственности и разумном  
пользовании свободой. Свобода – важнейшая предпосылка независимости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, непревзойденный механизм, позволяющий с помощью  
конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.  Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

    1) концепция "служения обществу", которой – благодаря внутрифирменной политике – привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, вот краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучие производителя, - писал Генри Форд, - зависит, в конечном счете... от пользы, которую он приносит народу".

    2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги  
являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает управляющего раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск. 3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес – это не только результат, но и процесс. Менеджеру, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач – своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

    4) искренность, добросовестность, открытость. Честность  
менеджера – непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации  
менеджера может привести к серьезным финансовым потерям, а  
нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции  
быть честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не  
только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям – союзы, гильдии, ассоциации, которые  
уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

    5) гордость за свой бизнес независимо  от его области и  
масштабов. Любой менеджер, служащий удовлетворению потребностей  
покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого  
подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

    6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

    7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".

    В отсутствии жесткого контроля государства  над экономической деятельностью  перечисленные нравственные нормы  становятся важнейшими регуляторами деловых отношений и конкурентной борьбы. "Действовать отмеченные нравственные нормы могут в условиях массового осознания того, что клиент, покупатель также необходим бизнесмену и предпринимателю, что от успеха, прибыли последних в немалой степени зависит и благополучие рядовых людей. В странах с развитой рыночной экономикой и демократией большинство населения понимает, что чем богаче предприниматели, тем больше от их богатства в виде налогов уйдет на социальные программы. Конечно, социальное неравенство нарушает комфортность существования многих людей, но не настолько, чтобы не понять то, что лучше жить достаточно обеспеченным при социальном неравенстве, чем бедным в равенстве с другими". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции

    Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин;  
объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика" помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

    Для нас этика - прежде всего отрасль  знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое.

    Отсюда  полезно различать этику как  идеал и этику как  
действие. Менеджера должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

    Существует  так называемая "профессиональная этика", и в  
частности - "деловая этика". Речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы,  
характеру общения с людьми, социальному облику.  
Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам  
бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

    Деловая этика – это, прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование  
этических методов конкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру  
ведения переговоров и так далее.

    Укрепление  рыночных отношений привело к  использованию ряда заимствованных терминов, характеризующих те или  иные стороны экономической деятельности. Так, наряду с термином "управление", широкое распространение получил  его синоним - "менеджмент" (англ. management - управление, заведование), под которым подразумевается система принципов, методов и форм управленческой деятельности. Субъектом управления является менеджер (англ. manager - заведующий, директор, импресарио и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно, свести к умению грамотно сочетать, выполнение следующих функций:

    • предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;
    • организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;
    • распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений.  
      Таковы функциональные задачи менеджмента в целом.

    Современный уровень развития науки и техники  предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в  той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач.

    Как отмечает известный специалист по пабликрилейшн Джон Честер, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов.  
Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".

    Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и  личностных черт руководителя, среди  которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.  

Нравственные  принципы менеджмента. Ценности и нормы  этики управляющего

Информация о работе Этика современного менеджера