Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:44, реферат
Слово «стоик» у многих ассоциируется со словом «стоять». С точки зрения стоицизма, о котором пойдет речь, эта ассоциация случайна. Но на самом деле в какой-то степени допустимо ассоциировать два этих понятия, потому что стоик – это тот, кто будет стоять, даже если все вокруг сломается, это тот, кто будет до конца следовать свим идеалам, даже не побоявшись умереть за них. Вот в какой-то степени утопичное и критическое определение приверженца стоицизма.
Родиной стоицизма является Греция, здесь основал свою школу первый стоик Зенон (ок. 300 г. до н. э.) и начал преподвать в ней стоицизм. Чему он учил, ответить однозначно не предстваляется возможным. Ни одного его сочинения не дошло до нашего времени. Кроме того, еще труднее понять, какие идеи принадлежат Зенону, а какие – его последователям.
1)Введение………………………………………………………………………..2
2)Этика стоицизма………………………………………………………………3
3)Сенека…………………………………………………………………………..4
4)Эпиктет…………………………………………………………………………7
5)Марк Аврелий…………………………………………………………………8
6)Заключение……………………………………………………………………12
7)Литература……………………………………………………………………..13
8)Приложение……………………………………………………………………14
Но вместе с тем император не призывает к активной борьбе со злом. Все-таки надо принимать и жизни и смерть так, как они происходят. Жить надо так, как если бы каждый день был последним и каждое дело, которое ты делаешь, - последнее в твоей жизни дело.Таков правильный путь по которому должен идти человек. Но как на него выйти? В этом нам может помочь только философия. «Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, что бы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное, - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основание бояться кому-либо их обратного изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным». (Марк Аврелий. Размышления.)
6)Заключение
В данной работе были рассмотрены основы стоицизма, а также взгляд на стоицизм и его идеи с разных углов, с точек зрения людей, имеющих разничное положение в обществе.
Основные идеи стоицизма таковы:
1) Все, что происходит в природе – есть результат огромного, накопленного природой способа сущенствования в окружающем мире. То, что происходит в природе – естественно, и поэтому добродетель.
2) Стоицизм утверждает, что с проявлениями природы, а именно, с событиями, которые происходят вокруг и воздействуют на человека, ничего поделать невозможно. Единственный способ – принять все как есть, принять удары судьбы и события природы (здесь, в смысле события в жизни человека, во всех сферах человеческой жизни), предолеть чувственное и эмоциональное отношение к этим событиям, стать к ним безразличным.
3) Человек
должен следовать природе, в том числе
и своей природе, и таким образом обрести
счастье. Человек не должен бояться смерти,
тяготиться к сладостям жизни, опасаться
трудностей и невзгод, он должен быть безразличен
ко всему. Это и есть счастье и высшая добродетель.
Сенека,
Эпиктет и Марк Аврелий – их идеи
и убеждения имеют общую основу – стоицизм,
пропущенную сквозь призму их образа жизни,
их социального положения, их материального
достатка. Марку Аврелию было недоступно
видеть жизнь с точки зрения обездоленного
Эпиктета, Сенека не мог взирать на людей
и их поступки глазами императора Рима.
Все они описывают стоицизм с разных точек
зрения, дополняют его основу, как будто
совершая огранку этого стоицизма – единой
и неделимой, абсолютной основы их мировоззрений.
7)Список
использованной литературы:
1. Соколов В. В. Средневековая философия. М. 2001 г. 352 стр
2. Шпеман Р. Основные понятия морали. М. 1993 г.
3. Иванов В. Г. История этики Древнего мира.Т. 1997 г.
4. Щедраков В.Н. Иллюзия добра: моральные ценности и
религиозная вера. М. 1982.
5. Интернет-источники: slovar.stroytes.ru – электронный интернет-справочник.