Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:39, творческая работа
Этикет Средневековья нередко называют этикетом жестов. Действительно, культура жестов, т. е. движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века. Каждый палец руки являлся определенным символом. Так, например, большой палец имел значение духовности и божественности, указательный — логики, ума и разума, средний — добродушия и милосердия, безымянный — просьбы о прощении и раскаяния, мизинец — веры, надежды и доброй воли. Нет необходимости говорить о том, что всяческие клятвы, договоры и соглашения скреплялись - жестикуляцией.
Этикет Средневековья
Этикет Средневековья нередко называют этикетом жестов. Действительно, культура жестов, т. е. движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века. Каждый палец руки являлся определенным символом. Так, например, большой палец имел значение духовности и божественности, указательный — логики, ума и разума, средний — добродушия и милосердия, безымянный — просьбы о прощении и раскаяния, мизинец — веры, надежды и доброй воли. Нет необходимости говорить о том, что всяческие клятвы, договоры и соглашения скреплялись - жестикуляцией. Вассалы клялись в своей верности, держа будущих господ за руки. Если же человек выражал несогласие или желание сразиться или поспорить, он разламывал пополам соломинку или бросал в лицо обидчику перчатку.
Предметы одежды европейцев
в Средние века не были просто одеяниями.
Тогда они имели еще и
Важным дополнением к
средневековой одежде являлись всевозможные
аксессуары, которые также служили
символами социального
Европейская мода в Средние века была тесно связана с экономической и общественной ситуацией. Из истории известно, что до XIII века в Европе особенно модной считалась одежда ярко-красного цвета, которую затем сменили одеяния пастельных, голубых и зеленых оттенков. Тогда германские купцы, торговавшие в разных странах красными красителями для ткани, борясь с конкурентами и желая вновь повысить спрос покупателей на красную материю, стали предлагать картины, на которых дьявол изображался голубым или цвета морской волны.
Особенно ярким показателем
ухудшения или улучшения
Особенное место в жизни средневекового европейского .поселения занимали пиршества, устраиваемые знатными баронами. В назначенный час окрестности оглашали звуки рога, что было сигналом скорого начала парадного застолья. Многочисленные приглашенные, среди которых были родственники, друзья, знакомые хозяина, спешили к замку. В праздничной одежде гостей пира почти не было различий. Существенно отличались лишь мужской и женский костюмы: мужской был значительно короче женского. Однако, стоит заметить, одеяние европейских аристократов было очень богатым: широко использовались мех, шелк, галуны и драгоценные камни, украшавшие пояса и предметы наряда. Прежде чем оказаться на пиру, дамам надлежало сделать красивую прическу. В те времена знатные матроны носили две косы, в которые вплетали золотые и серебряные тесьмы. Те, кто не мог похвалиться роскошными волосами, могли воспользоваться шиньонами. Владели средневековые дамы и секретами окрашивания волос.
Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы: ложка, кубок (золотой или серебряный) и нож. Вилки появились в Европе только в конце XII столетия. Кушанья подавались на металлических широких блюдах. Кроме того, у каждого столового прибора клали по кусочку хлеба. Гости рассаживались за стол и затем мыли руки. Для этого слуги вносили кувшины с водой и полотенца. Только после этого присутствующие приступали к еде. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. А человеком, который внимательно следил за сменой блюд и работой слуг, был специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства.
В качестве первого блюда
на парадном обеде в средневековой
Европе подавали мясо. Это мог быть,
например, жареный олень, куски которого
предварительно раскладывали на большом
блюде и поливали острым соусом.
К столу могли подавать также
жареных павлинов и лебедей. Слуги
и оруженосцы тут же разливали
в кубки гостей ароматные вина.
Помимо прочих блюд, средневековый
барон угощал своих гостей такими
кушаньями, как рагу из мяса оленя, колбасы
из мяса каплуна, жареные бараньи
ножки с шафраном, мясо кабана со
сливами и изюмом, жареная крольчатина
и зайчатина, мясо домашней птицы. Далее
к столу подносили пироги и
десерт. Десерт мог состоять из фруктов
(финики, яблоки) и пирожных. После
десерта гости вновь
В Средние века в Европе
уже существовали правила поведения
за столом, которые должен был выполнять
каждый из присутствующих на пиршестве.
Так, например, свод норм гласил, что
гостям не надлежит, есть пищу руками и
разговаривать с набитым ртом.
Также запрещалось просить
Однако парадный обед в замке средневекового европейского барона сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и пением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела. В распоряжении музыкантов были в то время различные музыкальные инструменты: арфа, гусли, лютня.
После завершения обеда гости
вставали из-за стола, мыли руки и расходились
по залам замка. Вечером хозяин созывал
гостей и радушно приглашал