Конфликты в межличностных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание

Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Конфликты в личностно-эмоциональной сфе-ре……………………………5
1.1 Психологические особенности личности, влияющие на развитие кон-фликтов……………………………………………………………………….7
1.2 Типы конфликтных лично-стей……………………………………………....8
1.3 Стратегия поведения в конфликтной ситуа-ции………………...................11
1.4 Правила поведения в условиях конфлик-та……………………..................17
Заключе-ние……………………………………………………………………….19
Список литерату-ры……………………………………………………………....20

Работа состоит из  1 файл

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.    Конфликты в личностно-эмоциональной сфере……………………………5

1.1  Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов……………………………………………………………………….7

1.2 Типы конфликтных личностей……………………………………………....8

1.3 Стратегия поведения в конфликтной ситуации………………...................11

1.4 Правила поведения в условиях конфликта……………………..................17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………....20


ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели, в конечном счете, к активному противоборству, конфликтам.

Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.

Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.

Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.


1. КОНФЛИКТЫ В ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

     Как же вести себя с конфликтной личностью?

     1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.

2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.

3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге «Общение с трудными людьми» Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:

• агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

• жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;

• "разгневанный ребенок" — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;

• максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этот нет необходимости;

• молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;

• "тайный мститель" — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;

• "ложный альтруист" — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п;

• "хронический обвинитель" — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а обвиняя, можно решить проблему.

Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними в общем одинаковы.

5. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться.

Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности его нервной системы, т.е. необходимо подобрать к  нему "ключик", исходя из вашего жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему "подобрать ключ", то остается одно-единственное средство — перевести такого человека в разряд стихийного бедствия.

 

1.1. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов

 

Появление конфликта в основном связано с психологическими особенностями личности, ее поведением. Анализ большого количества конфликтных ситуаций показывает, что в основе практически любого конфликта находятся нереализованные потребности личности, определяющие ее поведение в конфликте. К ним относятся: индивидуальные психологические особенности личности, система.

1. Природные свойства личности — это то, что заложено природой и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамичных характеристик, как активность и эмоциональность.

В начале 20-х гг. XX в. психолог К.Г. Юнг предложил психологические особенности индивидуума, вытекающие из его интереса к окружающему миру, называть «эктраверсия—интроверсия». Экстраверсия—характеристика психоло-гических особенностей личности человека, при которой он концентрирует свои интересы на внешнем мире. Экстравертам свойственна импульсивность, активность в жестах, открытость внутреннего мира. Интроверсия характеризуется концентрацией внимания на своем внутреннем мире. Для таких людей характерна замкнутость, пассивность, склонность к самоанализу и т.д.

Сочетание интроверсия — экстраверсия с эмоциональными характеристиками определяет темперамент личности.

Темперамент — это совокупность особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее поведения. Внешнее поведение человека проявляется в соответствии с различными темпераментами. У холериков — в бурных реакциях, резких сменах настроения, общей подвижности. У флегматиков — в медлительности, замкнутости. У меланхоликов — в неустойчивости, ранимости, драматизации событий. У сангвиников—в подвижности, склонности к смене впечатлений, отзывчивости, общительности.

Так, флегматика очень трудно вывести из себя и вовлечь в конфликт, тогда как холерик может «завестись» моментально.

2. Второй характеристикой личности является ее система потребностей, мотивов, интересов, т.е. то, что объясняет причину поведения личности, помогает понять принимаемые ею решения, участие или неучастие в конфликтах.

Потребности — это осознание отсутствия чего-либо.

Мотив — это внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением каких-либо потребностей. Мотив является основой поступка человека.

Интерес — это форма проявления познавательной потребности индивидуума, направленная на тот или иной предмет.

Определение основных интересов личности, затронутых в конфликте, является достаточно сложным процессом, но необходимым для правильного определения всех составляющих конфликта, выбора форм воздействия на оппонента, управления конфликтом.

 

1.2. Типы конфликтных личностей

 

Очень часто конфликты не поддаются урегулированию либо правовые баталии разворачиваются по ничтожному поводу лишь по причине того, что в них участвуют т.н. «трудные люди». Они характеризуются такими качествами, как грубость, агрессивность, повышенная самооценка и мера притязаний, упрямство либо, наоборот, заниженная самооценка (комплекс Наполеона). Очень часто это люди, страдающие неврозами. Большинство людей стремятся избегать прямого конфликта, но для некоторых типов людей агрессия является обычным и даже желаемым стилем поведения.

Для выбора оптимальной модели поведения с подобными субъектами желательно изучить их более детально.

Грубиян идет напролом, не обращая внимания на внешние обстоятельства. В разговоре его задача — изложить все, что он думает, ваше же мнение его абсолютно не интересует. Наилучший выход для вас — это избежать нежелательного разговора, но если это неизбежно или, хуже того, этот разговор нужен вам самому, приготовьтесь к тому, что вам придется больше слушать, если говорить, то кратко и лаконично, при этом постоянно пытаться привлечь к себе его внимание. Вы можете называть его по имени, дотрагиваться до плеча или руки, смотреть ему прямо в глаза, в общем делать все, чтобы его взгляд остановился на вашей персоне. Идите на уступки, признавайте его правоту, где это только возможно, сохраняйте спокойствие, т.к. драка не приблизит вас к цели.

Грубиян - «крикун» постоянно срывается на крик по любому поводу, при этом, если вы повысите голос, он может жестоко на вас обидеться. Поэтому говорите тихо и вежливо, проявите сочувствие, даже если на вас орут. Вашему собеседнику покажется, что этим вы дискредитируете свое уважение, и он пойдет вам на уступки. К этому типу относится человек — «граната» — взрывы эмоций у него проявляются редко, но бывают довольно интенсивными. Их причиной часто является ощущение утраты контроля над ситуацией. Здесь главное не суетиться, а спокойно разобраться в ситуации, что постепенно разрядит атмосферу.

«Привычный крикун». Он так общается, потому что так делали его мама, его папа и все его родственники. Это нормально, так что не стоит обращать внимание на его манеры.

Очень компетентный и всегда специалист — «всезнайка». Не стоит с ним спорить и тем более критиковать (нередко он и вправду бывает компетентен). «Если вы спешите, я не смею...» — фразы, не лишенные подобострастия, привлекут к вам его внимание.

«Пессимист» в ворохе недостатков и трудностей не способен увидеть пути решения проблемы. Стоит использовать его способности вскрывать недостатки, исправлять их и поддерживать его психологический настрой на высоком уровне, и вы в качестве союзников будете способны решить многие проблемы.

Часто встречающийся и потому особенно неприятный тип «пассивно-агрессивный». Внешне он хоть завтра «в бой», он не спорит и не сопротивляется. Его враждебность имеет скрытые формы, он не успел, забыл, некачественно сделал свою работу. У него всегда есть оправдание своим «не», обычно в его неудачах виноват кто угодно, только не он сам. Больше всего этот тип боится четко очерчен­ных задач, причем лучше всего поставлены в числительной форме. Контролируйте его работу, четко обрисуйте те санкции, которые последуют за невыполнение поставленных задач, укажите сроки и стремитесь к открытому общению, избегая кулуарных интриг.

«Сверхпокладистый». Он очень хочет вам понравиться и действительно желает вам помочь, но проблема в том, что не только вам, поэтому обычно не в состоянии помочь никому. Не пытайтесь его критиковать, он очень обидится, т.к. его намерения были абсолютно искренни. При общении с ним попытайтесь понять реальность его обещаний, не давите на него, а наоборот — предложите ему самому определить для себя реальные задачи и фронт работы.

Есть типы личностей, которые не провоцируют конфликт, но явно способствуют его возникновению.

«Жалобщики» — они всегда недовольны, при этом не могут или не хотят что-либо делать для решения проблемы.

«Молчуны». Отчужденные и немногословные личности. Их скрытность создает напряжение в процессе общения.

Информация о работе Конфликты в межличностных отношениях