Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, контрольная работа
Приведите высказывания на следующие понятия (по 4 на каждое понятие): свобода, честь, солидарность, достоинство, мудрость.
Необходимо отметить, что все вышеприведенные понятия – являются неотъемлемыми качествами людей, которых сегодня называют социальными работниками, ведь обладая ими, социальные работники могут оказывать помощь другим нуждающимся в их помощи людям.
1. Приведите высказывания на следующие понятия (по 4 на каждое понятие): свобода, честь, солидарность, достоинство, мудрость.
Необходимо отметить, что все вышеприведенные понятия – являются неотъемлемыми качествами людей, которых сегодня называют социальными работниками, ведь обладая ими, социальные работники могут оказывать помощь другим нуждающимся в их помощи людям.
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира[8, c.406].
Ценность свободы в социальной работе предполагает уважение свободы другого человека.
Со стороны клиента, свобода может подразумевать следующие моменты: прежде всего выбор – обратиться со своей проблемой к специалисту или нет; если принято решение обратиться, то свобода выбора специалиста в лице конкретного человека, дальше свобода предполагает выбор средств и методов разрешение своей проблемной ситуации, частоты встреч со специалистом, вопрос о прекращении встреч со специалистом, если по каким-то субъективным или объективным качествам клиенту он не нравится и т.д.
Со стороны специалиста в социальной работе свобода проявляется как самостоятельность в выполнении своих обязанностей. Ш. Рамон понимает ценность свободы в социальной работе, как самостоятельность, независимость в своих суждениях. Это подразумевает, что в рамках своей профессиональной компетенции социальный работник вправе сам выбирать модель и способы разрешения проблемной ситуации, с которой к нему обращается клиент. Свобода специалиста в социальной работе подразумевает действие в соответствии со своей профессиональной компетенцией. Свобода действий специалиста – это не вседозволенность. Свободу действий социального работника контролируют его моральные качества, а также этический кодекс социального работника[11].
(Шарль Луи де Монтескье)[2, c.458]
Данное высказывание можно и необходимо понимать таким образом: оказание социальной помощи людям во многом заключается в знании социальным работником законодательных и нормативно-правовых актов. Но в данном случае речь идет о таких глобальных документах, в которых закреплены личные права человека - Конституция, Конвенция ООН по правам человека и т.д.,(права на жизнь, право на не вмешательство в личную жизнь, право на собственность и т.д. ). Этот афоризм можно перефразировать по - другому: свобода любого человека заканчивается там, где начинаются права другого человека. Поэтому в социальной работе данные документы являются первостепенными при построении системы по оказанию социальной помощи.
Данный фразеологизм можно понимать так, если рассматривать его с позиции оказания социальной помощи социальным работником своему клиенту. Зачастую к социальным работникам за помощью обращаются люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и которые испытывают серьезные психологические трудности. У таких клиентов, как правило, отмечаются высокий уровень тревожности, всевозможные психологические страхи, низкий уровень самооценки и т.д. И когда с человеком начинают работать профессионалы психологи, они часто прибегают в своей работе к помощи юмора, потому что когда человек может заставить улыбнуться, сыронизировать, пошутить по поводу ситуации, в которой он оказался, научится шутить и смеяться над самим собой – значит, он сам находится на пути выздоровления, а значит и решение сложной ситуации будет найдено скорее.
Данный фразеологизм можно объяснить двумя путями: первый – нередко люди хотят быть обладателями больших денег, к сожалению, быстрые деньги не всегда приходят честным способом, вот и выходит, что за них люди платят своей свободой. Социальные работники довольно часто по своей работе сталкиваются с несовершеннолетними воришками, а так же наоборот помогают адаптироваться к нормальной жизни, людям – вышедшим из мест лишения свободы. Вторая трактовка такова – обладатели больших денег не могут жить спокойно и свободно, так как именно деньги мешают им делать это. Богатые люди находятся в постоянном страхе, что они могут потерять свои деньги, что их могут ограбить или даже убить и т.д. А значит, они лишены свободы жить полноценной жизнью, а пребывают в постоянном страхе и напряжении.
Жить свободно – это значит думать свободно, уметь выражать свои мысли свободно, делать выбор свободно и т.д. К сожалению, наша свобода может ограничиваться политическим режимом, общественным мнением, нашими социальными ролями, жизненными обстоятельствами и т.д. Причем, по сути, ограничение нашей свободы происходит каждый день, допустим мы не хотим идти на работу, но должны - вот отсутствие свободного выбора, мы недовольны политическим режимом, но вынуждены молчать – опасаясь того же режима, вот и получается в данном случае – что свободных людей мало, их единицы. Чаще всего – это люди маргиналы, которые находятся на грани, на краю жизни, которым нечего терять. Вот они и становятся объектом социальной работы.
Честь – это достойные уважения и гордости
моральные качества и этические принципы
личности[3, c.668]. Честь - это комплексное этическое и социал
Это высказывание наиболее ярко отражает реалии современной жизни, когда каждый день нам навязываются ложные идеалы, о том, что в сегодняшней жизни главенствуют богатство, власть, сила, и все забывают о честности и доброте. А ведь именно навязываемы ложные идеалы порождают огромное количество проблем, с которыми впоследствии работают социальные работники.
Данное высказывание можно сказать прямо относится к профессии социального работника, только когда профессиональный выбор сделан свободно и ответственно, а не от безысходности.
(Шекспир) [2, c.209]
В данном случае речь идет о целомудрии девушки. Данная проблема является острой для современного общества, когда все ниже опускается возрастная граница, когда молодые люди начинают жить половой жизнью, что влечет за собой немало социальных проблем, социальное сиротство, молодое материнство и т.д. Честь девушки перестала быть ценностью, сами девушки ее не ценят, честь давно перестала быть культом, отсюда в сегодняшней жизни столько грязи в отношениях между мужчиной и женщиной.
Если рассматривать данный афоризм
с позиции социальной работы, то
можно сделать это в русле
общения между социальными
Солидарность - взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность –
это «естественный факт », связанны
Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие.
Солидарность - общность интересов, единое понимание основных принципов мировоззрения, совместная ответственность[3], [5].
Данные три высказывания в контексте социальной работы можно трактовать таким образом, что сходные проблемы легче решать сообща. Именно поэтому в процессе социальной работы нередко создаются группы взаимопомощи, где люди с одинаковыми проблемами пытаются их преодолевать вместе. К тому же специфика социальной работы заключается в комплексности, то есть клиенту оказывает помощь не только социальный работник, но и психолог, медик, юрист и т.д.
Иллюстрацией этого афоризма в контексте социальной работы может являться то, что социальные педагогики и работники работают с молодыми людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, вследствие того, что оказались в «дурной» компании. Подростковый и юношеский возраст – это период поиска, и большое воздействие на данный поиск – это ближайшее окружение, а для молодых людей - это сверстники и друзья.
Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести»[3, c.123].
Эти три высказывания схожи, и чтобы их проиллюстрировать, можно опять обратиться к взаимоотношениям между коллегами - социальными работниками. Все люди уникальны, интересны по – своему, кто - то более или менее успешен в осуществлении своей профессиональной деятельности. Но о своих достоинствах открыто не говорят, о достоинствах принято судить по поступкам.
В жизни есть ценности материальные и духовные, и по настоящему умные люди ценят духовность и знают, что можно прожить без чего - то материального, но невозможно жить без морали и духовности. И что бы уважать себя и жить среди людей которые тебя уважают достаточно просто поступать с другими так как хотел бы что б поступали с тобой, обдумывать свои поступки по отношению к другим, вести себя достойно и тогда можно жить спокойно зная что никто на тебя не в обиде и не желает зла и что угрызения совести от нечестного поступка всегда будут сильнее, чем радость от нечестной выгоды, или неоказание помощи близкому.
Мудрость - в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. Мудрость - это глубокое знание, понимание чего-либо, основанное на жизненном опыте[3],[4].
Данное высказывание можно трактовать так, что каждый человек сам отвечает за свою жизнь, он строит ее так, что в помощи со стороны других людей не нуждается. Его жизнь и без того полноценна. Подобные люди не становятся клиентами социальной службы.
Вовремя замеченная проблема – это половина успеха, что она будет решена успешно. Как часто людям не хватает именно своевременно оказанной помощи, или помощь приходит так поздно, когда проблема уже не решаема. В русле оказания социальной помощи нуждающимся – это звучит особенно актуально.
Информация о работе Контрольная работа по "Этике социальной работы"