Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:38, реферат
Цель работы – овладение навыками по составлению корпоративных кодексов.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретическую базу составления кодексов;
- охарактеризовать исследуемую организацию;
- составить корпоративный кодекс библиотеки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Корпоративный кодекс: понятие, структура, цели 4
2. Характеристика организации 10
3. Этический кодекс для библиотеки 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Корпоративное поведение» — понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста.
Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации — важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения.
Законодательство оказывается не в состоянии своевременно реагировать на изменения практики корпоративного поведения, поскольку внесение изменений в законодательство требует значительного времени. Многие вопросы, связанные с корпоративным поведением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер.
Поэтому тема работы актуальна в условиях современной парадигмы менеджмента.
Цель работы – овладение навыками по составлению корпоративных кодексов.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретическую базу составления кодексов;
- охарактеризовать исследуемую организацию;
- составить корпоративный кодекс библиотеки.
1. Корпоративный кодекс: понятие, структура, цели
Создание корпоративного кодекса – это один из способов обеспечения информационной открытости и публичности компании, свидетельство приверженности высоким стандартам корпоративного поведения. Такой кодекс улучшает имидж предприятия во внешней среде, сокращает путь организации к выходу на всероссийский и международный рынки, к иностранным инвестициям, котировке акций компании на зарубежных биржах. Поэтому рано или поздно акционеры должны настоять на появлении документа, который содержал бы нормы взаимоотношений с внешними партнерами, и правила поведения внутри компании.
Корпоративные (или этические) кодексы
стали широко применяться в развитых
странах с 80-х гг. ХХ в. В настоящее
время собственные кодексы
От внедрения корпоративного кодекса
в организации ожидают
– формирования желаемой корпоративной культуры;
– понимания персоналом и партнерами организации ее предназначения, целей, средств их достижения, стратегии;
– установленных общих ценностей, разделяемых руководителями и работниками;
– построенной эффективной
В своей внешней ипостаси корпоративный кодекс представляет собой документ, который преследует цель повышения инвестиционной привлекательности компании, улучшения ее репутации. Один из главных аргументов «за» для инвестора – прозрачность управления, возможность контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, особенно в части использования вложенных средств и соответственно размера доли инвестора в акционерном капитале. А корпоративный кодекс – это открытая книга, повествующая о принципах деятельности компании, отвечающая на вопросы о том, куда двигается предприятие, как себя позиционирует. Если организация заинтересована в развитии, в притоке инвестиций, планирует войти в новые секторы рынка или упрочить завоеванные позиции, ей необходимо предоставить общественности и инвесторам положение о корпоративном управлении. При этом кодекс должен по настоящему работать, т. к. его формальное принятие подчеркнет его несоответствие действительности и снизит доверие к другим документам компании. За рубежом такой кодекс является нормой для серьезного бизнеса и воспринимается как шаг к улучшению корпоративного управления.
Попутно корпоративный кодекс помогает
решению еще несколько
Этическое содержание
Внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей производить анализ этических аспектов деятельности своих организаций, приводить их в планируемый и контролируемый порядок. Поэтому особое место в кодексе отводится этическим принципам, определению взаимоотношений администрации и работников компании, социальной ответственности предприятия перед обществом, соблюдению техники безопасности, охране окружающей среды.
Корпоративные кодексы ориентируются на общечеловеческие принципы этики, на извечные и на современные этические нормы, на национальные идеи. В любом случае документ должен содержать основные нормы этики и правила делового поведения, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников. Эти стандарты могут регулировать отношения как в отдельной компании (корпоративные кодексы), так и в целой отрасли (профессиональные или отраслевые кодексы).
Кодекс деловой этики компании «Проктер энд Гэмбл» (P&G) представляет собой свод основополагающих морально-этических ценностей и принципов2:
– коллектив, состоящий из лучших в мире специалистов;
– хозяйское отношение к имуществу компании (как к собственному), стремление к обеспечению долгосрочной успешной деятельности организации, к выполнению поставленных задач, повышению эффективности труда;
– честность и открытость в отношениях между работниками, соблюдение закона, принятие решений на основе полной информации и ее обоснованной оценки с учетом возможных рисков;
– стремление быть лучшим в выполнении поставленных задач, повышении качества работы;
– взаимное доверие в отношениях между коллегами, заказчиками и потребителями.
Кодекс должен как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой он принимается. Как показали исследования, кодексы, состоящие из общих положений (например, «не лги», «не воруй»), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены.
В «Проктер энд Гэмбл» правила поведения основаны на моральных ценностях и целях фирмы – производить продукцию высшего качества. При этом компания руководствуется следующими принципами:
– уважение к личности каждого человека;
– неразделимость интересов компании и работников;
– четкая определенность и согласованность целей и принципов;
– новаторство – основа успеха;
– совместная деятельность
в духе взаимного доверия и
партнерские отношения с заказч
Практическое содержание
Жесткого стандарта в отношении того, чем должен быть наполнен корпоративный кодекс, нет. Обычно в нем формулируются миссия и задачи компании, ее основные ценности, фиксируются стандарты поведения персонала, описываются корпоративные традиции. Как правило, корпоративный кодекс – документ, который описывает стандарты и ценности компании, процедуры их внедрения в практическую жизнь организации и механизмы контроля исполнения принятых правил. В результате каждый сотрудник должен понимать, какой руководители хотят видеть компанию, каковы ее цели, что начальство ожидает от подчиненных. Часто кодекс содержит идеологическую составляющую, в которой обозначаются ценности, принципы работы компании. Часто корпоративный кодекс становится своего рода камертоном, который «настраивает» сотрудников на базовые принципы компании.
Корпоративный кодекс традиционно состоит из следующих разделов3:
1. Послание от руководителей компании.
2. Миссия организации и корпоративные мифы:
– стратегическая миссия;
– философская миссия;
– миссия-слоган;
– история создания и деятельности предприятия;
– выдающиеся случаи и прецеденты, корпоративные герои.
3. Организационная структура компании, главные персоналии.
4. Цели и задачи организации, основные товары и услуги.
5. Ответственность:
– персонала перед клиентами, подрядчиками, акционерами;
– компании перед коллективом.
6. Внутренняя политика:
– кадровая политика;
– социальная политика;
– взаимоотношения в коллективе;
– обязанности сотрудников;
– обязанности руководства;
– организация найма;
– политика в области оплаты труда;
– социальный пакет для персонала;
– взаимоотношения руководителей и подчиненных;
– внешний вид и речь сотрудников;
– отношение к клиентам, партнерам;
– обслуживание клиентов;
– работа с жалобами и претензиями (включая этические проблемы);
– позиция по отношению к конкурентам.
7. Требования к персоналу:
– уровень профессионализма;
– лояльность;
– система ценностей организации;
– нормы поведения, стандарты и регламенты.
В разных организациях кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему. Например, Марктвенский банк (США) разработал документ под названием «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое «хорошо» и, что такое «плохо». А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 16 словами. Ее кодекс гласит: «Сотрудники «Крей» доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет свое дело по высшим этическим стандартам»4.
Отечественные компании тоже по-разному подходят к наполнению своих корпоративных кодексов. К примеру, в корпоративном кодексе «Группы СИ-ПРО» продекларировано все: начиная с одежды, которая считается приемлемой на работе, и заканчивая сексуальной ориентацией. У компании IBS (системного интегратора) в первой части кодекса описаны основы бизнеса (клиенты, технологии, люди, команда), миссия, «жизненно необходимые условия существования», а во второй – стандарты.
Специалисты выделяют три
основные функции, которые выполняет
корпоративный кодекс: репутационную,
управленческую, функцию развития корпоративной
культуры. Репутационная функция
кодекса заключается в
2. Характеристика организации
Библиотека поселка Плесецк – крупнейшая библиотека в Плесецком районе.
Основное назначение библиотеки — библиотечное и информационное обслуживание студентов, сотрудников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к печатным и электронным ресурсам.
В ее структуре читальные залы, абонементы, различные образовательные и научные базы данных. В библиотеке функционирует Отдел электронных ресурсов, сотрудники которого окажут полный перечень информационно-сервисного обслуживания.
3. Этический кодекс для
Обращение руководителя организации к сотрудникам
Уважаемые коллеги! Наша с вами главная задача - работать профессионально, честно и добросовестно! Мы дорожим своей репутацией и репутацией наших клиентов, заботимся об окружающей среде и людях, перед которыми мы социально ответственны.
Именно поэтому нам важно помнить об этической стороне наших поступков.
Воплощая в жизнь наши ценности, мы создали этический кодекс нашей компании.
Миссия библиотеки –
обеспечение доступности к
Информация о работе Корпоративный кодекс: понятие, структура, цели