Культура речи и деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, контрольная работа

Описание

Цель данной работы :

 проследить, как культура речи влияет на эффективность делового общения

 рассмотреть аспекты делового общения

 выявить, какую роль играет деловое общение в современном обществе

Работа состоит из  1 файл

Культура речи и деловое общение реферат.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)


 

Цель данной работы :

       проследить, как культура речи влияет на эффективность делового общения

       рассмотреть аспекты делового общения

       выявить, какую роль играет деловое общение в современном обществе

 

Общение - это понятие, которое описывает отношения между людьми и указывает на одну из основных потребностей людей -  быть участником общественной жизни .

Термин культура не поддается однозначному определению. Именно поэтому в философской литературе можно найти несколько различных формулировок, каждая из которых раскрывает определенные стороны этого многогранного термина. Из основных можно выделить три главных аспекта термина культура. Первый, культура - это область свободной самореализации каждой личности, сфера творчества. Второй, культура есть ценностное отношение к реалиям жизни. Третий, культура есть искусственный, воссозданный разумом человека, духом и руками мир, отличающийся от естественного мира.

В психологии общения один из важнейших моментов научить себя выслушивать и понимать того, с кем вы ведете общение.
 

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура - это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим - культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Основной элемент общения - речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Культурная речь не содержит слов-паразитов, нецензурных выражений, некорректных формулировок, изобилует словами вежливости, учтивости. С речью необходимо передавать положительные эмоции, избегать выражения агрессии, гнева и других разрушительных эмоций.

Рамки культуры в общении устанавливают сами собеседники, иногда только что познакомившиеся люди, легко переходят «на ты», общаются тепло и дружественно, как будто знакомы много лет. В то время как люди давно знакомые, могут не переходить определенных рамок и оставаться в общении на большой дистанции.

Содержание

 

1.      Введение

2.      Деловое общение: закономерности и тактика

3.      Анализ общения

Общение и его функции

Виды межличностных отношений

Фазы общения

Средства общения

4.      Этикет и культура общения

Деловой этикет

Общее этические принципы и характер делового общения

Правила вербального этикета

Правила общения по телефону

5.      Эффективность слушания

6.      Заключение

                                           

Введение

 

 

     Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, так и сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

         Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами.

      Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

      Но для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация. Или неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.

      Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения, которые, в конечном  счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации делового партнера.     

          Деловое общение: закономерности и тактика

 

                                                     …Умение общаться с людьми – такой же                                                       

                                                            покупаемый за деньги товар, как кофе или     

                                                            сахар. И я готов платить за это умение  

                                                           больше, чем за какой-либо другой товар в

                                                           этом мире.

                                                                                                  Дж. Рокфеллер

 

       От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением – процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми.

     Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Знание и умение в области общения необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует свою производственную, научную, коммерческую, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников.

     К закономерностям, которые определяют процессы межличностных взаимоотношений, можно отнести следующее:

1. Зависимость общения от восприятия партнера.

    Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

       При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Это схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

    Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его личностные характеристики.

     Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

     Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека.

2. Неадекватность самооценки. Она может быть сильно завышена или

    занижена, в зависимости от психологических особенностей личности.

3. Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексия.

     Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается и оценивается партнером по общению, знание того, как другой понимает меня.

4. Расщепление смысла передаваемой информации. Причинами этого

    выступают:

     - различное толкование информации, вызванное иносказательными

     возможностями языка;

     - различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях        

     общающихся.

5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную

    состоятельность, собственное достоинство.

6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно

    компенсируется другими.

    Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Для того чтобы

оно было конструктивным, необходимо:

1.      Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера.

2.      Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.

3.      Способность ставить себя на место партнера по общению.

4.      Доверительность коммуникаций.

 

Что понимается под доверительностью?

- открытая демонстрация своих намерений;

- проявление доброжелательности по отношению к партнеру;

- деловая компетентность;

- убедительные манеры;

- устранение недопонимания.

Причинами недопонимания часто являются:

- склонность не говорить того, что действительно думают и хотят;

- стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а   

   не то, что в действительности хотели бы сообщить;

- неуемное желание говорить самим, неумение слушать других;

- стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить      

   говорящего.

   Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:

   - социальные барьеры – политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;

   - этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие в  других – как недостаток;

   - психологические барьеры – индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия,  неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.

 

          Социально-психологический  анализ общения

 

                              Общение и его функции

 

    Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

    Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.   

    Исследование психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.

Общение – это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс. В нем говориться о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном.

    Под непосредственным общении понимается - естественный контакт при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.

    Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, положение ног, выражение глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению.

Информация о работе Культура речи и деловое общение