Введение
Кто и как
бы ни оценивал национализм с точки
зрения морали, большинство все же
признает его огромную историческую
роль в становлении многих наций
и государств. Многие исследователи
указывают на тот кажущийся им очевидный
факт, что только на протяжении последних
полутора - двух столетий благодаря национализму
была консолидирована Франция, объединены
Италия, Германия, восстановлена политическая
независимость Польши, Финляндии, Чехословакии,
Греции, завоевана независимость многими
народами Азии, Африки и Латинской Америки,
сюда можно отнести и бывшие советские
республики. Необходимо отметить, что
многие великие успехи в науке и технике,
литературе и искусстве были в значительной
мере обусловлены национализмом.
Национализм был мощным
оружием жесткого режима Италии и
Германии, Испании и Португалии.
Национализм в переплетении с
фашизмом и расизмом нанес сильнейший
удар по многим народам мира.
Задачу притягательности
национализма пытались решить многие умы. Проблеме национализма,
поискам его корней и истоков, раскрытию
природы и сущности этого явления посвящены
сотни книг, и, тем не менее, нельзя утверждать,
что эта загадка раскрыта.
В конце 90-х
годов 20 века - начале 21 века национализм
стал наиболее ярко выражен в политической
и социальной жизни России. Актуальность
этих проблем неоспорима, так как в настоящее
время взрыв национальной нетерпимости
приобрел новую силу и нашел отражение
в националистических партиях, таких как
РНЕ, НБП, НДПР и других, и в агрессивных
молодежных группировках скинхедов.
Исторически сложилось, что
Россия является многонациональной
страной, в которой взаимодействуют
между собой представители различных
культур, традиций и обычаев. Но в
последнее время взаимодействия
между этносами усилилось. Связано
это, прежде всего, с ростом миграции на
территорию Российской Федерации из ближайших
республик. Из-за увеличения числа мигрантов
все больше проявляются различные формы
нетерпимости, ксенофобии, экстремизма
и терроризма. Все это ведет к увеличению
числа межэтнических, межкультурных и
социальных конфликтов. Наиболее опасными
являются межэтнические конфликты, поскольку
они разрушают межличностные и деловые
связи между регионами, падает авторитет
органов государственной власти.
1. История
возникновения национализма. Понятие
национализма и его истоки.
Охватить
определения национализма невозможно,
да и не нужно, так как по существу
они повторяют друг друга. Но можно
выделить две группы, различающиеся
по своему подходу:
1-ая делает
упор на чувственно-эмоциональную
сторону национализма, ее представляют
главным образом западные исследователи.
2-ая рассматривает
национализм как идеологию и
политику соответствующих классов,
и, прежде всего буржуазии,
это преимущественно представители марксистской
школы.
Рассмотрим
первую группу. В работах американских
ученых середины 20 века (таких, как Г.
Кон, Ф. Нортон, В. Эбенштейн и др.)
восхваляется дух свободы, терпимости
и компромисса, будто бы свойственный
англо-саксонскому или американскому национализму.
В ряде зарубежных теорий национализм
служит основой для анализа исторического
процесса. В них он выдвигается на первый
план в качестве движущей силы истории,
в противовес классовой борьбе, взаимоотношениям
и борьбе между нациями.
Американский
профессор Б. Шейфер определяет национализм
("групповую лояльность"), выдвигая
несколько положений, которые описывают
базовые атрибуты национализма. Положения
включают следующее:
1. Определенная
территория, населенная каким-либо
народом или желаемая им.
2. Народ, называемый
нацией, имеющий общую культуру
и способный к свободному общению
внутри себя.
3. Любовь к
общей земле, языку и исторической
культуре.
4. Общее независимое
государство или стремление иметь
таковое.
5.Разделяемая
всеми вера в общее происхождение и историю.
6. Предпочтительное
и более уважительное отношение
к соотечественникам, нежели к
инородцам.
7. Присущее
всем чувство гордости за прошлые
и настоящие достижения, равно
как разделяемая всеми скорбь
по бедам и несчастьям.
8. Безразличие или враждебное чувство
к другим народам.
9. Преданность
ассоциации, называемой нацией.
10.Разделяемая
всеми надежда на будущее процветание
нации и ее членов.
Рассмотрев
определения национализма некоторых
американских исследователей, можно
сделать вывод, что для них национализм
- это чувство, национальное чувство. Стоит
отметить, что это чувство неотделимо
от культуры предков и любви к родине;
можно сказать, что это чувство - патриотизм.
И если национализм тождественен патриотизму
и национальному чувству, то он присущ
всем временам и народам, и бороться с
ним или осуждать его было бы равносильно
борьбе с другими свойственными человеку
чувствами. Но нельзя не сказать, что национализм
- это социальное явление и непостоянное,
его порождает народ в какие-то периоды
своего развития, он связан с какими-то
событиями, поворотами в его социальной
жизни. Именно поэтому национализм хоть
и связан с социальным чувством того или
иного народа, он не тождественен ему.
Рассмотрим
второй подход к определению национализма. Марксистские взгляды на
проблему национализма (как и на другие
социальные проблемы) связаны с классовой
борьбой, составляющей для марксистов
главную движущую силу общественного
развития. Рассмотрим некоторые определения.
Национализм:
1.Реакционная
буржуазная и мелкобуржуазная
идеология и политика, направленная на
разжигание национальной вражды под лозунгом
защиты своих национальных интересов,
национальной исключительности и практически
служащая интересам эксплуататорских
классов.
2. В порабощенных
и зависимых странах - движение,
направленное на борьбу против империализма,
за национальную независимость.
Таким образом,
национализм - буржуазная и мелкобуржуазная
идеология и политика, а также
психология в национальном вопросе,
противоположная пролетарскому
интернационализму. Основа
национализма - идея национального превосходства
и национальной исключительности, трактовка
нации как высшей внеисторической и надклассовой
формы общности.
Здесь национализм
рассматривается как идеология
и политика класса буржуазии в сфере национальных отношений.
Отличительная черта этой группы определений
от предыдущей заключается в том, что в
последней национализму приписывается
идея национального превосходства и национальной
исключительности, что сводит национализм
к одной, крайней форме его выражения типа
фашистской идеи нацизма. Стоит отметить,
что большинство исторических форм нацизма
в прошлом и настоящем не всегда были связаны
с идеей превосходства. Последняя больше
связана с расизмом.
2. Виды национализма
и причины его возникновения
Рассмотрев
и проанализировав два подхода
к национализму, можно вывести
одно общее определение: национализм
- это идеология и политика государств,
партий, иных союзов, организаций и
групп, которые в качестве главного
средства для достижения своих целей используют
как национальные, так и патриотические
чувства. Необходимо отметить и цели национализма
как идеологии или политики. Они могут
быть самыми разными:
-борьба против
реального или предполагаемого
национального угнетения со стороны других народов;
-консолидация
народа с целью оформления
его в самостоятельное государство;
-мобилизация
общества против реальной или
предполагаемой внешней угрозы (военной,
экономической, политической и
т.д.)
Всякая идеология
требует наличия противника, и национализм без такового
не может существовать, такой противник
составляет питательную почву национализма.
Как политика
национализм, опираясь на соответствующую
идеологию, стремится решить цели конституирования
и политического самоутверждения
народа, защитить национальные (государственные)
интересы. Где бы национализм ни проявлял
себя, он всегда делает это в форме, соответствующей
идеологии и политике.
Э. А. Поздняков
предлагает расширенную классификацию
и выделяет следующие виды:
1. Национализм
этнический - это национализм угнетенного
или порабощенного народа, борющегося
за свое национальное освобождение, это
национализм народа, стремящегося к обретению
собственной государственности. Ему соответствуют
свои политика и идеология.
2. Национализм державно-государственный
- это национализм государственно оформленных
народов (наций), стремящихся к проведению
в жизнь своих национально-государственных
интересов перед лицом таковых же других
наций. Нередки случаи, когда большие нации
играют роль угнетателей малых народов
внутри и вовне. Политика и идеология таких
наций получила в политической литературе
название великодержавной. В этом случае
державно-государственный национализм
входит обычно в конфликт с национализмом
этническим.
3. Бытовой национализм
- это проявление националистических
чувств на уровне личности и малых социальных
групп. Он обычно выражается в ксенофобии,
во враждебном отношении к инородцам и
представителям других этнических групп.
В итоге стоит отметить,
что национализм есть не что иное,
как политика и идеология в их неразрывном
единстве.
В современном российском
обществе восприятие национализма двояко.
С одной стороны его осуждают,
считая агрессивной идеологией, с
другой - поддерживают, нередко в
агрессивной форме (например, скинхеды).
Националистические проблемы в конце
20 - начале 21 века в России приобрели небывалую
остроту и актуальность. В чем же заключаются
причины распространения националистической
идеологии в конце 20 века в стране, которая
боролась с национализмом, а именно, с
самым жестким его проявлением - фашизмом.
В первую очередь стоит отметить, что Россия
- многонациональная страна, в ней живут
более ста тридцати народов и народностей,
и национальные проблемы здесь существовали
всегда. Но в 90-е годы национальные и расовые
конфликты на территории России, а также
противостояние отдельных народностей
достигли рекордно высокой отметки. Причинами
данного явления являются усиление миграционных
процессов, война в Чечне, рост конфликтов
между культурами и этносами, терроризм,
нестабильность в стране и низкий уровень
жизни.
3.Этнические конфликты.
Формирование методики разрешения этнопроблем
– задача этносоциологии, условие эффективного
управления. Проблемы можно разделить
по сферам: политические и правовые (суверенитет,
самоопределение, автономия, права меньшинств);
социально-экономические (распределение
доходов и бюджета, формы хозяйствования,
занятость, миграции, демография); этнокультурные
(язык, культурная автономия, образование,
СМИ, религия, искусство). Наложение противоречий,
их аккумуляция могут привести к конфликту.
Одни исследователи считают конфликт
предельным случаем обострения противоречий,
другие называют его особым видом взаимодействия,
третьи – социальной болезнью, четвёртые
– нормальным состоянием динамического
общества.
Этноконфликт – частный случай социального
конфликта, обладающий рядом специфических
черт. Источником конфликтности и напряжённости
выступает не многонациональность (полиэтничность).
Однонациональность (моноэтничность)
государства – также не гарантия стабильности.
Если в многонациональном государстве
противоречия и конфликты имеют характер
межобщинных (межрегиональных, межгруповых
и т.д.), то для однонационального государства
они нередко переносятся на межгосударственный
уровень. Обычно это связано с ролью диаспоры,
нарушения прав и свобод которой вызывает
нередко вмешательство со стороны исторической
родины. Это вполне может служить базой
для развёртывания национального конфликта
на межгосударственном уровне.
Этноконфликт – разновидность социального
межгруппового конфликта, когда группы
поляризуются по этническому признаку.
Корни этноконфликтов находятся в области
экономических, политических, правовых,
социальных противоречий, однако этноконфликты
имеют внутреннюю логику развития. Нельзя
не учитывать влияния психологических
факторов, мощь потенциала самосознания.
Конфликт формируется в ситуации, содержащей
проблему, т.е. противоречия, которые представляются
данным этническим общностям как значимые
для них противоречия между сущим и должным.
Конфликтная ситуация – совокупность
факторов и предпосылок (включая состояние
массового сознания) конфликта, выступающего
как форма межэтнических отношений.
Конфликтная ситуация порождается противоположными
позициями сторон по существенным вопросам,
или коренным несовпадением интересов,
или разнонаправленными целями, или взаимно
неприемлемыми средствами достижения
целей. Развитие конфликтной ситуации
начинается с роста этноцентризма, который
имеет место в большей или меньшей степени
у всех этнических общностей, особенно
при развитом самосознании.
Нарастанию напряжённости способствует
усиление негативных этностереотипов.
Эти стереотипы отражают опыт контактов
между народами и могут носить как положительную
и отрицательную окраску. В последнем
случае наступает отчуждение, усиливается
напряжённость во взаимоотношениях, которая
может прорваться самым неожиданным образом.
Источником этноконфликта является столкновение
национальных интересов, т.е. экономических,
политических, социальных и т.д. интересов,
но под углом зрения гипертрофированного
самосознания. На практике, как правило,
«общие национальные интересы», принимая
самодовлеющую форму, оказываются оторванными
от действительных – индивидуальных и
групповых интересов, а подчас и противостоят
им. Однако благодаря значительному эмоциональному
потенциалу национального самосознания
возможна ускоренная консолидация большей
части нации для защиты своих национальных
интересов (подлинных или фиктивных) в
ситуациях угрозы (реальной или мнимой)
этим интересам.
Структура этноконфликта включает в себя
такие составляющие как: объект конфликта
(противоречия, порождающие конфликтную
ситуацию), субъекты конфликта (стороны,
оппоненты), основу конфликта (конфликтную
ситуацию). Чтобы ситуация переросла в
конфликт, необходим импульс – инцидент.
В случае этноконфликта таким инцидентом
выступают обычно действия со стороны
оппонентов (как правило, сначала одного
из них), направленные на осуществление
своих интересов путём ущемления и ограничения
интересов другой стороны (экономических,
политико-правовых, культурно-языковых,
конфессиональных и т.д.). Если в результате
этого оппонент отвечает защитными действиями,
то инцидент можно считать состоявшимся
и национальный конфликт из потенциального
становится реальным.
Характер национального конфликта зависит
не только от генезиса, но и от целей. По
этому признаку выделяют конфликты: реалистические,
нереалистические, смешанные. Реалистические
конфликты предполагают, что субъекты
конфликта имеют чётко осознанные цели,
а конфликт выступает средством достижения.
Это подразумевает поиск альтернативных
способов решения конфликтов при постоянстве
целей сторон. Нереалистичесие конфликты
имеют место, когда субъекты конфликта
не очень отчётливо осознают мотивы конфликта,
а сам он является лишь средством эмоциаональной
разрядки. Для нереалистических конфликтов
свойственна альтернативность не способов
решения, а объектов конфликта. Нереалистические
конфликты более стихийны, иррациональны,
менее подвластны управлению. «Смешанные
конфликты» – наиболее тяжёлый случай,
когда субъекты поляризованы в целях,
способах и функциях конфликта. Это происходит,
когда для одного из субъектов конфликт
выступает как реалистический, а для другого
– как нереалистический.
Примерами реалистических конфликтов
могут служить армяно-азербайджанский,
грузино-абхазский, молдавско-приднестровский
и т.д. Нереалистические конфликты – осетино-ингушский,
ошский, ферганский и т.д. Смешанные конфликты
– таджикский, грузино-мингрельский, чеченский
и т.д. По длительности конфликты можно
разделить на кратковременные (ферганский,
ошский), долговременные (кавказские, балканские,
ближневосточные) и промежуточные. С длительностью
связана острота. Кратковременные конфликты
бывают острыми, долговременные – хроническими.
Возможны и острые долговременные конфликты
(ближневосточный, южноафриканский, афганский,
кашмирский). Ещё одним основанием деления
конфликтов на группы является интенсивность
протекания конфликта, т.е. роль насилия
в ходе происхождения и развития конфликта.
В западной конфликтологии выделяют: насильственные
конфликты; чреватые насилием насильственные,
но управляемые; потенциально насильственные;
ненасильственные, управляемые. Чем больше
роль насилия в конфликте, тем менее он
подвержен управлению. На интенсивность
протекания национальных конфликтов оказывает
влияние целый ряд факторов: эмоциональный
накал конфликта, численность и организованность
задействованных в конфликте групп, характер
целей и средств.