1.2.6 Педагог воспитывает
на своем положительном примере.
Он избегает морализаторства,
не спешит осуждать и не
требует от других того, что
сам соблюдать не в силах.
1.2.7 Педагог имеет
право на неприкосновенность
личной жизни, однако выбранный
им образ жизни не должен
ронять престиж профессии, извращать
его отношения с воспитанниками
и коллегами или мешать исполнению
профессиональных обязанностей.
1.2.8 Пьянство и злоупотребление
другими одурманивающими веществами
несовместимо с профессией педагога.
1.2.9 Педагог дорожит
своей репутацией.
2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ
2.1 Общение
педагога с воспитанниками
2.1.1 Педагог сам выбирает
подходящий стиль общения с
учениками или воспитанниками, основанный
на взаимном уважении.
2.1.2 В первую очередь
педагог должен быть требователен
к себе. Требовательность педагога
по отношению к воспитаннику
позитивна и хорошо обоснованна.
Педагог никогда не должен
терять чувства меры и самообладания.
2.1.3 Педагог выбирает такие
методы работы, которые поощряют
в его воспитанниках развитие
положительных черт и взаимоотношений:
самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание,
желание сотрудничать и помогать
другим.
2.1.4 При оценке поведения
и достижений своих воспитанников
педагог стремится укреплять
их самоуважение и веру в
свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию
обучения.
2.1.5 Педагог является беспристрастным,
одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем своим
ученикам. Приняв необоснованно
принижающие воспитанника оценочные
решения, педагог должен постараться
немедленно исправить свою ошибку.
2.1.5 При оценке достижений
воспитанников педагог стремится
к объективности и справедливости.
2.1.6 Педагог постоянно
заботится о культуре своей
речи и общения. В его речи
нет ругательств, вульгаризмов, грубых
и оскорбительных фраз.
2.1.7 Педагог соблюдает
дискретность. Педагогу запрещается
сообщать другим лицам доверенную
лично ему воспитанником информацию,
за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
2.1.8 Педагог не злоупотребляет
своим служебным положением. Он
не может использовать своих
воспитанников, требовать от них
каких-либо услуг или одолжений.
2.1.9 Педагог не имеет
права требовать от своего
воспитанника вознаграждения за
свою работу, в том числе и
дополнительную. Если педагог занимается
частной практикой, условия вознаграждения
за труд должны быть согласованы
в начале работы и закреплены
договором.
2.1.10 Педагог терпимо относится
к религиозным убеждениям и
политическим взглядам своих
воспитанников. Он не имеет
права использовать индоктринацию,
навязывая воспитанникам свои
взгляды.
2.2 Общение
между педагогами
2.2.1 Взаимоотношения между
педагогами основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и
уважения. Педагог защищает не
только свой авторитет, но и
авторитет своих коллег. Он не
принижает своих коллег в присутствии
воспитанников или других лиц.
2.2.2 Педагоги избегают
необоснованных и скандальных
конфликтов во взаимоотношениях.
В случае возникновения разногласий
они стремятся к их конструктивному
решению.
2.2.3 Педагоги одного и
того же учебного заведения
избегают конкуренции, мешающей
их партнерству при выполнении
общего дела. Педагогов объединяют
взаимовыручка, поддержка, открытость
и доверие.
2.2.4 Правом и обязанностью
педагога является оценка деятельности
коллег и администрации. Преследование
педагога за критику строго
запрещено. Критика, в первую
очередь, должна быть внутренней,
т. е. она должна высказываться
в ДОУ и других воспитательных
учреждениях между педагогами, а
не за пределами ДОУ. Высказывать
ее следует с глазу на глаз,
а не за глаза. В школах
и других воспитательных учреждениях
не должно быть места сплетням.
2.2.5 Критику следует обнародовать
только в тех случаях, если
на нее совершенно не реагируют,
если она провоцирует преследования
со стороны администрации или
в случаях выявления преступной
деятельности.
2.2.6 Критика, направленная
на работу, решения, взгляды и
поступки коллег или администрации,
не должна унижать подвергаемое
критике лицо. Она должна быть
обоснованной, конструктивной, тактичной,
необидной, доброжелательной. Важнейшие
проблемы и решения в педагогической
жизни обсуждаются и принимаются
в открытых педагогических дискуссиях.
2.2.7 Педагоги не прикрывают
ошибки и проступки друг друга.
2.3 Взаимоотношения
с администрацией
2.3.1 Воспитательное учреждение
базируется на принципах свободы
слова и убеждений, терпимости,
демократичности и справедливости.
2.3.2 В воспитательных
учреждениях соблюдается культура
общения, выражающаяся во взаимном
уважении, доброжелательности и
умении находить общий язык. Ответственность
за поддержание такой атмосферы
несет заведующий ДОУ.
2.3.3 Администрация ДОУ
терпимо относится к разнообразию
политических, религиозных, философских
взглядов, вкусов и мнений, создает
условия для обмена взглядами,
возможности договориться и найти
общий язык. Различные статусы
педагогов, квалификационные категории
и обязанности не должны препятствовать
равноправному выражению всеми
педагогами своего мнения и
защите своих убеждений.
2.3.4 Администрация не может
дискриминировать, игнорировать или
преследовать педагогов за их
убеждения или на основании
личных симпатий или антипатий.
Отношения администрации с каждым
из педагогов основываются на
принципе равноправия.
2.3.5 Администрация не
может требовать или собирать
информацию о личной жизни
педагога, не связанной с выполнением
им своих трудовых обязанностей.
2.3.6 Оценки и решения
заведующего ДОУ должны быть
беспристрастными и основываться
на фактах и реальных заслугах
педагогов. Претенденты на более высокую
квалификационную категорию должны отбираться
и поддерживаться независимо от их личной
близости или покорности главе администрации.
2.3.7 Педагоги имеют
право получать от администрации
информацию, имеющую значение для
работы их учреждения. Администрация
не имеет права скрывать или
тенденциозно извращать информацию,
могущую повлиять на карьеру
педагога и на качество его
труда. Важные для педагогического
сообщества решения принимаются
в учреждении на основе принципов
открытости и общего участия.
2.3.8 Интриги, непреодолимые
конфликты, вредительство коллегам
и раскол в педагогическом
сообществе мешают образовательному
и воспитательному учреждению
выполнять свои непосредственные
функции. Заведующий ДОУ, который
не может совладать с острыми
и затянувшимися конфликтами,
должен подать в отставку.
2.3.9 ДОУ дорожит своей
репутацией. В случае выявления
преступной деятельности педагогов
и ответственных сотрудников
администрации, а также грубых
нарушений профессиональной этики
глава учреждения должен подать
в отставку.
2.4 Отношения
с родителями и опекунами воспитанников
2.4.1 Педагог консультирует
родителей и опекунов по проблемам
воспитания детей, помогает смягчить
конфликты между родителями и
детьми.
2.4.2 Педагог не разглашает
высказанное детьми мнение о
своих родителях или опекунах
или мнение родителей или опекунов
- о детях. Передавать такое
мнение другой стороне можно
лишь с согласия лица, довершившего
педагогу упомянутое мнение.
2.4.3 Педагоги должны уважительно
и доброжелательно общаться с
родителями воспитанников. Они
не побуждают родительские комитеты,
чтобы они по каким-либо поводам
организовывали для педагогов
угощения, поздравления и тому
подобное.
2.4.4 Отношения педагогов
с родителями не должны оказывать
влияния на оценку личности
и достижений детей.
2.4.5 На отношения педагогов
с воспитанниками и на их
оценку не должна влиять поддержка,
оказываемая их родителями или
опекунами ДОУ.
2.5 Взаимоотношения
с обществом
2.5.1 Педагог является не
только учителем, тренером и воспитателем
детей, но и общественным просветителем,
хранителем культурных ценностей,
порядочными образованным человеком.
2.5.2 Педагог старается
внести свой вклад в согласие
общества. Не только в частной,
но и в общественной жизни
педагог избегает распрей, конфликтов,
ссор. Он более других готов
предвидеть и решать проблемы,
разногласия, знает способы их
решения.
2.5.3 Педагог хорошо понимает
и исполняет свой гражданский
долг и социальную роль. Он
избегает подчеркнутой исключительности,
однако также не склонен и
к тому, чтобы приспособленчески
опуститься до какого-либо окружения
и слиться с ним.
3. АКАДЕМИЧЕСКАЯ
СВОБОДА И СВОБОДА СЛОВА
3.1 Педагог имеет право
пользоваться различными источниками
информации.
3.2 При отборе и передаче
информации ученикам педагог
соблюдает принципы объективности,
пригодности и пристойности. Тенденциозное
извращение информации или изменение
ее авторства недопустимо.
3.3 Педагог может по
своему усмотрению выбрать вид
воспитательной деятельности и
создавать новые методы воспитания,
если они с профессиональной
точки зрения пригодны, ответственны
и пристойны.
3.4 Педагог имеет право
открыто (в письменной или в
устной форме) высказывать свое
мнение о региональной или
государственной политике просвещения,
а также о действиях участников
образовательного процесса, однако
его утверждения не могут быть
тенденциозно неточными, злонамеренными
и оскорбительными.
3.5 Педагог не обнародует
конфиденциальную служебную информацию,
предназначенную для внутренних
нужд ДОУ
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
4.1 Педагоги и административные
работники должны бережно и
обоснованно расходовать материальные
и другие ресурсы. Они не
должны использовать имущество
(помещения, мебель, телефон, телефакс,
компьютер, копировальную технику,
другое оборудование, почтовые услуги,
транспортные средства, инструменты
и материалы), а также свое рабочее
время для личных нужд. Случаи,
в которых педагогам разрешается
пользоваться вещами и рабочим
временем, должны регламентироваться
правилами сохранности имущества
учреждения.
5. ЛИЧНЫЕ
ИНТЕРЕСЫ И САМООТВОД
5.1 Педагог и заведующий
ДОУ объективен и бескорыстен.
Его служебные решения не подчиняются
собственным интересам, а также
личным интересам членов семьи,
родственников и друзей.
5.2 Если педагог является
членом совета, комиссии или иной
рабочей группы, обязанной принимать
решения, в которых он лично
заинтересован, и в связи с
этим не может сохранять беспристрастность,
он сообщает об этом лицам,
участвующим в обсуждении, и берет
самоотвод от голосования или
иного способа принятия решения.
5.3 Педагог не может
представлять свое учреждение
в судебном споре с другим
учреждением, предприятием или
физическими лицами в том случае,
если с партнерами по данному
делу его связывают какие-либо
частные интересы или счеты,
и он может быть заинтересован
в том или ином исходе дела. О своей
заинтересованности он должен сообщить
главе администрации и лицам, рассматривающим
данное дело.
6. ПОДАРКИ
И ПОМОЩЬ ДОУ
6.1 Педагог является
честным человеком и строго
соблюдает законодательство. С профессиональной
этикой педагога не сочетаются
ни получение взятки, ни ее
дача.
6.2 В некоторых случаях,
видя уважение со стороны воспитанников,
их родителей или опекунов
и их желание выразить ему
свою благодарность, педагог может
принять от них подарки.
6.3 Педагог может принимать
лишь те подарки, которые:
1) преподносятся совершенно
добровольно;
2) не имеют и не могут
иметь своей целью подкуп педагога
и
3) достаточно скромны,
т. е. это вещи, сделанные руками
самих воспитанников или их
родителей, созданные ими произведения,
цветы, сладости, сувениры или
другие недорогие вещи.