Основы светского и делового этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:31, реферат

Описание

Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Если же он не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности.

Содержание

Введение
Типы этикетных ситуаций
Светсий этикет
Деловой этикет
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

основы светского и делового этикета.docx

— 127.24 Кб (Скачать документ)

На визитной карточке печатаются имя и фамилия, должность и  адрес фирмы, где человек работает, а также номер телефона (факса, телекса).

Визитные карточки вручаются  человеку так, что бы он смог сразу  прочитать ее, а дающий должен тем  временем в слух произнести свое имя и фамилию.

На визитных карточках ,написанных не на русском языке отчество не указывается , так как в большинстве стран не существует даже такого понятия .

Надписи карандашом в левом  нижнем углу визитной карточки могут  означать следующее : p.f. - поздравление p.r. - благодарность p.c. - соболезнование p.p. - заочное представление p.f.c. - удовлетворение знакомством p.p.c. - вместо личного визита в случае окончательного отъезда p.f.N.a. - поздравлние с Новым Годом

Завозимые визитные карточки непосредственно ее владельцем загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное посещение), посылаемые визитные карточки не загибаются. На полученные или завезенные визитные карточки полагается ответить в течение 24 часов.

Визитные карточки не должны быть вычурными, экстравагантными, не должны иметь золотых обрезов. Шрифт  может использоваться только черный. 

 

 

Деловой этикет

Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Разновидность этикета светского, но основанный на воинском.

Главное отличие  делового этикета от светского —  приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.

Деловой этикет включает в  себя следующие разделы:

  1. Технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр. Кто с кем здоровается. Кто впереди кого.
  2. Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, рассадка по автомобилям, размещение в отеле. Протокол переговоров. Визитные карточки. Подарки, сувениры и цветы.
  3. Манеры руководителя. Манеры подчиненного.
  4. Классификация приемов. Приемы формата с рассадкой: правила для хозяев и гостей. Общение в кафе, в ресторане, а также с прислугой. «Чаевые». Приемы формата стоя. Сервировка стола. Кувертные карты. Что чем едят, включая особые блюда и десерты.
  5. Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские). Семь принципов правильной одежды.
  6. Ритуалы и правила употребления алкоголя. Выбор вин и других напитков. Главные типичные ошибки.
  7. Национальные особенности этикета (Россия, Латвия, Германия, Италия, Испания, Франция, Япония, Китай, Корея, Венгрия, США, арабские страны и т. д.)
  8. Этикет телефонных переговоров
  9. Речевой этикет
  10. Сетевой этикет (нэтикет)

Деловой этикет — это  свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального  поведения делового человека.

Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без  соблюдения этических норм не могут  сложиться настоящие деловые отношения. Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет» отмечает, что каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

Джен Ягер сформулировала шесть основных заповедей делового этикета.

1. Делайте все вовремя.  Опоздания не только мешают  работе, но и являются первым  признаком того, что на человека  нельзя положиться. Принцип «вовремя»  распространяется на отчеты и  любые другие поручаемые вам  задания.

2. Не болтайте лишнего.  Смысл этого принципа в том,  что вы обязаны хранить секреты  учреждения или конкретной сделки  так же бережно, как и тайны  личного характера. Никогда никому  не пересказывайте того, что вам  приходится иногда услышать от  сослуживца, руководителя или подчиненного  об их личной жизни.

3. Будьте любезны, доброжелательны  и приветливы. Ваши клиенты, заказчики,  покупатели, сослуживцы или подчиненные  могут сколько угодно придираться  к вам, это неважно: все равно  вы обязаны вести себя вежливо,  приветливо и доброжелательно.

4. Думайте о других, а  не только о себе. Внимание  должно проявляться не только  в отношении клиентов или покупателей,  оно распространяется на сослуживцев,  начальство и подчиненных. Всегда  прислушивайтесь к критике и  советам коллег, начальства и  подчиненных. Не начинайте сразу  огрызаться, когда кто-то ставит  под сомнение качество вашей  работы, покажите, что цените соображения  и опыт других людей. Уверенность  в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Одевайтесь, как положено.

6. Говорите и пишите  хорошим языком1.

Этикет выражается в самых  разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь  разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к собеседнику  и невежливое — спиной к нему. Такой этикет называется невербальный (т.е. бессловесный). Однако самую важную роль в этикетном выражении отношений  к людям играет речь — это словесный  этикет.

Персидский писатель и  мыслитель Саади (между 1203 и 1210— 1292) сказал: «Умен ты или глуп, велик  ты или мал, не знаем мы, пока ты слова  не сказал». Сказанное слово, будто  индикатор, покажет уровень культуры человека. И.Ильф и Е.Петров в романе «Двенадцать стульев» высмеяли жалкий набор слов из лексикона Эллочки-«людоедки». А ведь Эллочка и ей подобные встречаются нередко и разговаривают они на жаргоне. Жаргон — это «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Важнейшей стороной речевого этикета является недопустимость жаргонных слов и нецензурной лексики.

Заметное место в деловом  этикете занимают слова приветствия, благодарности, обращения, извинения. Продавец обратился к покупателю на «ты», кто-то не поблагодарил за услугу, не извинился за проступок -~ такое неисполнение норм речевого этикета оборачивается обидой, а порой и конфликтами.

Специалисты по деловому этикету  большое значение придают обращению, ведь от того, как мы обращаемся к  человеку, зависит форма дальнейшего  общения. Бытовой русский язык не выработал универсального обращения, как, например, в Польше — «пан», «пани», поэтому при обращении к незнакомому человеку лучше использовать безличную форму: «извините, как пройти...», «будьте добры, ...» но не всегда можно обойтись без конкретного обращения. Например: «Уважаемые товарищи! В связи с ремонтом эскалатора вход в метро ограничен». Слово «товарищ» — исконно русское, до революции им обозначали должность: «товарищ министра». В словаре русского языка С.И.Ожегова одним из значений слова «товарищ» является «человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условиям жизни и т.п., а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь».

Также в обиходе используется слово «гражданин». «Гражданин! Не нарушайте  правила дорожного движения!»  — это звучит строго и официально, а от обращения: «Гражданка, встаньте в очередь!» веет холодом и  большой дистанцией между общающимися. К сожалению, чаще всего употребляется обращение по половому признаку: «Мужчина, подвиньтесь!», «Женщина, уберите сумку с прохода!» В речевом общении, кроме того, существуют исторически сложившиеся стереотипы. Это слова «сударь», «сударыня», «господин» и множественное число «господа», «дамы». В деловых кругах используется обращение «господин».

При применении любой формы  обращения следует помнить, что  оно должно демонстрировать уважение к человеку, учитывать пол, возраст  и конкретную обстановку. Важно точно  чувствовать, к кому мы обращаемся.

Как следует обращаться к  коллегам, подчиненным, руководителю? Ведь выбор обращения в официальных  отношениях довольно ограничен. Официальными формами обращения в деловом  общении являются слова «господин» и «товарищ». Например, «господин  директор», «товарищ Иванов», т. е. после  слов обращения необходимо указывать  на должность или фамилию. Часто  можно услышать, как руководитель обращается к подчиненному по фамилии: «Петров, принеси-ка мне отчет за I квартал». Согласитесь, что такое  обращение имеет оттенок неуважительного  отношения руководителя к подчиненному. Поэтому такое обращение использовать не следует, лучше заменить его именем-отчеством. Обращение по имени-отчеству соответствует  русской традиции. Это не только форма обращения, но и демонстрация уважительного отношения к человеку, показатель его авторитета, занимаемого  положения в обществе.

Полуофициальным обращением является обращение в форме полного  имени (Дмитрий, Мария), которое предполагает использовать в разговоре как  обращение «ты», так и «вы». Данная форма обращения встречается  нечасто и может настраивать  собеседников на строгую тональность  разговора, на его серьезность, а  иногда означает недовольство говорящего. Обычно такое обращение используют старшие по отношению к младшим. В официальных отношениях следует  обращаться всегда на «вы». Сохраняя официальность  отношений, стремитесь вносить в  них элемент доброжелательности и теплоты.

Необходимо соблюдать  деликатность, чтобы любое обращение  не превращалось в фамильярность  и панибратство, которые характерны при обращении только по отчеству: «Николаич», «Михалыч». Обращение в такой форме возможно со стороны пожилого подчиненного, чаще всего рабочего, к молодому начальнику (мастеру, бригадиру). Или, наоборот, молодой специалист обращается к пожилому рабочему: «Петрович, постарайся закончить работу к обеду». Но иногда такое обращение несет оттенок самоиронии. При этой форме разговора используется обращение на «ты».

В деловом общении большое  значение придается переходам в  обращении с «вы» на «ты» и наоборот, переходу от официального обращения к полуофициальному и бытовому. Эти переходы выдают наше отношение друг к другу. Например, если начальник всегда обращался к вам по имени-отчеству, а затем, вызвав к себе в кабинет, вдруг обратился по имени, можно предположить, что предстоит доверительная беседа. И напротив, если в общении двух людей, у которых было принято обращение по имени, вдруг используется имя-отчество, то это может говорить о натянутости отношений или официальности предстоящего разговора.

Немаловажное место в  деловом этикете занимает приветствие. Встречаясь друг с другом, мы обмениваемся фразами: «Здравствуйте», «Добрый день (утро, вечер)», «Привет». Люди по-разному  отмечают встречу друг с другом: например, военные отдают честь, мужчины  обмениваются рукопожатием, молодежь машет рукой, иногда люди при встрече  обнимаются. В приветствии мы желаем друг другу здоровья, мира, счастья. В одном из стихотворений русский  советский писатель Владимир Алексеевич Солоухин (1924— 1997) написал:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу  сказали,

Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней  сделалась жизнь?

Постараемся ответить на вопросы: «Как приветствовать?», «Кого и где  приветствовать?», «Кто приветствует первым?»

Входя в кабинет (комнату, приемную) принято приветствовать находящихся  там людей, даже если вы не знакомы  с ними. Первым здоровается младший, мужчина с женщиной, подчиненный  с начальником, девушка с пожилым  мужчиной, но при рукопожатии порядок  обратный: первым руку подает старший, начальник, женщина. Если женщина ограничивается при приветствии поклоном, то мужчине  не следует протягивать ей руку. Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, через какую-либо преграду.

Здороваясь с мужчиной, женщина не встает. Мужчине, здороваясь, всегда рекомендуется вставать, за исключением случаев, когда это может потревожить окружающих (театр, кино) или когда это сделать неудобно (например, в машине). Если мужчина желает подчеркнуть особое расположение к женщине, то при приветствии он целует ей руку. Женщина подает руку ребром ладони к полу, мужчина поворачивает ее руку так, чтобы она была сверху. Рекомендуется наклониться к руке, но прикасаться к ней губами не обязательно, при этом помните, что прикладываться к руке дамы лучше в помещении, а не на улице. Правила приветствовать друг друга действуют у всех народов, хотя формы проявления могут существенно различаться.

Обязательным условием делового контакта является культура речи. Культурная речь — это прежде всего правильная, грамотная речь и, кроме того, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова. Чем больше словарный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (является интересным собеседником), легче выражает свои мысли и чувства, а также понимает себя и других.

Специалисты рекомендуют:

• следить за правильным употреблением слов, их произношением  и ударением;

• не использовать обороты, содержащие лишние слова (например, «абсолютно новый» вместо «новый»);

• избавляться от слов-«паразитов» («так сказать», «такая», «ну» и т.д.);

• избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности. Привычка говорить «спасибо», вежливость и учтивость, использование подобающего языка  и умение одеваться соответствующим  образом относятся к числу  ценных черт, которые увеличивают  шанс на успех.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

  1. Кукушин, В.С. Деловой этикет (учебное пособие). - М.: МарТ, Ростов н\д. - 2008.
  2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие.-М.,2001
  3. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса/Пер. с англ.-М.,2003.

Информация о работе Основы светского и делового этикета