Особенности подготовки и проведения деловых бесед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:11, контрольная работа

Описание

Общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми. Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Но что означает уметь общаться?

Работа состоит из  1 файл

контр. малый бизнес 2003.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми. Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах.

    Работа с людьми – это одна из самых сложных, трудных и многогранных форм человеческой деятельности. Но порой она совершенно не берется в расчет, и руководители уделяют основное внимание экономическим показателям и технологическим процессам. Человека же рассматривают просто как рабочую силу, то есть не как цель, а средство выполнения планов, заданий. Это приводит к безынициативности, отчужденности. Однако создать мощную систему мотивов и стимулов, побуждающих всех работников полностью раскрыть свои способности, плодотворно трудиться и наиболее эффективно использовать производственные ресурсы, не возможно без учета психологии человека и социально-психологических закономерностей развития коллектива.

    Актуальность темы обусловлена тем, что на фоне развития новый импульс получила профессиональная этика. Работа с людьми предполагает постоянный контакт, что, в свою очередь, ведет к более высоким требованиям к профессиональным качествам.

      Поэтому цель даннойконтрольной работы – проанализировать особенности подготовки и проведения деловых бесед. Объект исследования –особенности процесса деловой беседы. Предмет исследования – способы деловой беседы.

Задачи:

- рассмотреть  виды бесед и методы их изложения;

-  предварительный  анализ беседы;

- разработать  стратегию беседы и рассмотреть  готовность к беседе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  бесед, методы изложения, предварительный  анализ беседы.

 

      Деловая беседа – это разговор, целью  которого является решение важных вопрос, рассмотрение предложений о сотрудничестве, подписание сделок купли-продажи и  т.д.[4]. Виды деловых бесед бывают самыми разными. Всех их можно разделить на две большие группы: свободные (проходят без специальной подготовки, например, собрание коллег по работе) и регламентированными (тщательно продуманные, с обязательным учетом временным рамок). А вот в зависимости от цели,  которую преследует деловая беседа, выделяют следующие виды: встреча руководителя с потенциальным сотрудником, беседа руководителя с одним из сотрудников с целью разрешения определенных вопросов, беседа партнеров с целью налаживания будущего сотрудничества, беседа коллег по поводу решения производственных вопросов.[1]

      Для того, кто собирается проводить подобную беседу, нужно хорошенько подготовиться, чтобы получить из нее максимум выгоды. Подготовка  является важным пунктом, так как именно от нее во многом будет зависеть течение разговора, реакция на информацию собеседника и, конечно же, конечный итог беседы. При сознательной подготовке к беседе до разработки стратегии и подробного плана беседы проводится предварительный анализ личности нашего собеседника, его служебного положения; прогнозируются последствия нашего сообщения.[5]

    Заранее нужно подумать о том, какие вопросы лучше всего поднять во время беседы. При желании их даже можно записать на бумажку, чтобы не забыть. Во время подготовки нужно постараться выстроить весь разговор от начала и до конца, а для этого нужно знать, какие бывают этапы деловой беседы.

    Любая деловая беседа состоит из 5 основных этапов:[3]

  1. Начало беседы.  На этом этапе с собеседником нужно установить доверительный контакт, привлечь его внимание, пробудить желание выслушать всю информацию до конца. Это самый сложный этап, поскольку именно от него будет зависеть расположенность собеседника к разговору.  Существует большое количество различных способов начать деловую беседу. Например, можно попробовать метод снятия напряжения. В этом случае собеседнику достаточно сказать пару теплых слов или рассказать шутку, которая смягчит напряженную обстановку. Еще один способ, это так называемый метод «зацепки». Здесь можно очень кратко изложить проблему или ситуацию, которая неразрывно связана с самой беседой. Это может быть небольшое событие, анекдотичный случай или вопрос с «хитринкой». Для деловой беседы подойдет и метод прямого подхода, когда разговор начинается без каких-либо отступлений. Задача этого метода поведать вкратце собеседнику о причине встрече, а затем быстро перейти к самой теме беседы.

      Правильное начало беседы предполагает:[2]

       - точное описание целей беседы;

       - взаимное представление собеседников;

       - название темы;

       - представление лица, ведущего беседу;

       - объявление последовательности рассмотрения вопросов.

  1. Передача информации. На этом этапе происходит передача запланированной информации, а также выявление целей и мотивов собеседника, проверка и анализ его позиции. Изложение информации не должно растягиваться на долгое время, иначе собеседнику станет скучно и решит прекратить беседу.

    5 основных  групп вопросов для более эффективной передачи информации:[1]

    1. Закрытые  вопросы — это вопросы, на  которые ожидается ответ «да»  или «нет». Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.

    2. Открытые  вопросы — это вопросы, на  которые нельзя ответить «да»  или «нет», они требуют какого-то  объяснения («Каково Ваше мнение  по данному вопросу?», «Почему Вы считаете принятые меры недостаточными?»)

    3. Риторические  вопросы — на эти вопросы  не дается прямого ответа, т.к.  их цель — вызвать новые  вопросы и указать на нерешенные  проблемы и обеспечить поддержку  нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения («Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»).

    4. Переломные  вопросы — удерживают беседу  в строго установленном направлении  или поднимают целый комплекс  новых проблем. («Как Вы представляете  себе структуру и распределение...?»).

    5. Вопросы  для обдумывания — вынуждают  собеседника размышлять, тщательно  обдумывать и комментировать  то, что было сказано («Правильно  ли я понял Ваше сообщение  о том, что...?, «Считаете ли Вы, что...?).

  1. Аргументирование. Это способ обоснования выдвигаемых положений и убеждение собеседника в важности принимаемого решения. Здесь важно вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, выслушивать его позицию и признавать его правоту, даже если это приведет не к тем последствиям, которые ожидались. Не вступать с собеседником в спор, выражаться четко и понятно, избегая употребления сложных формулировок и терминов.

    Мелочи, имеющие иногда решающее значение:[5]

    1. Оперировать  простыми, ясными, точными и убедительными  понятиями.

    2. Способ  и темп аргументации должны  соответствовать особенностям темперамента  собеседника.

    3. Вести  аргументацию корректно по отношению  к собеседнику, т.к. это, особенно  при длительных контактах, окажется  для вас же намного выгоднее: всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия; продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками; избегать пустых фраз.

    4. Приспособить  аргументы к личности вашего собеседника:

    - направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;

    - избегать простого перечисления фактов;

    - употреблять терминологию, понятную вашему собеседнику.

    5. Избегать  неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование  и понимание.

    6. Попытаться  как можно нагляднее изложить  собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

    Для построения аргументации в нашем арсенале имеются 12 риторических методов аргументирования:[2]

    1. Фундаментальный  метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.

    2. Метод  противоречия. Основан на выявлении  противоречий в аргументации  против.

    3. Метод  «извлечение выводов». Основывается  на точной аргументации, которая  постепенно, посредством частых  выводов приведет вас к желаемому  выводу.

    4. Метод  сравнения.

    5. Метод  «да..., но».

    6. Метод  «кусков». Состоит в расчленении  выступления таким образом, чтобы  были ясно различимы отдельные  части: «это точно», «об этом  существуют различные точки зрения».

    7. Метод  «бумеранга».

    8. Метод  игнорирования.

    9. Метод  потенцирования. Собеседник в соответствии  со своими интересами смещает  акцент, выдвигает на первый план  то, что его устраивает.

    10. Метод  «выведения». Основывается на  постепенном субъективном изменении  существа дела.

    11. Метод  опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.

    12. Метод  видимой поддержки.

  1. Опровержение доводов собеседника. Это этап нейтрализации замечаний собеседника. Здесь нужно провести анализ замечаний, обнаружить настоящие предпосылки, выбрать тактику и способ.

    Цели: убедительность изложения; надежность изложения; развеивание сомнений; мотивы сопротивления и точка зрения.

  1. Принятие решение (заключение). На этом этапе решиться, будут ли достигнуты заранее намеченные цели. Здесь важно  подытожить все те аргументы, которые был признаны и одобрены собеседником, нейтрализовать негативные моменты, навести мосты для проведения следующей беседы, закрепить то, что достигнуто.

    Несколько общих советов в связи с  окончанием беседы:[5]

    - Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.

     - Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.

    - Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.

     - Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.

    - Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «нет».

    - Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.

    - Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.

    - Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением.

     Деловая беседа – это шанс  добиться поставленной цели. Самое  главное, не превращать ее в  томное времяпровождение, нужно сделать все так, чтобы собеседник ни на секунды не усомнился в важности этой беседы.

       Существуют различные методы изложения: [2]

   - чтение. Мы прочитываем собеседнику подготовленный материал. Это самый нежелательный способ изложения, так как он отталкивает собеседника и его реакция остается для нас неясной;

Информация о работе Особенности подготовки и проведения деловых бесед