Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:02, сочинение
Прежде чем разобраться, откуда пошло государство Российское, важно
понять, «откуда есть пошла» сама земля Русская.
Этот вопрос интересовал уже первых известных нам летописцев Никона,
Ивана, Сильвестра. Попробуем ответить на него и мы. И первое слово
«Повести временных лет».
Не государственное образовательное учреждение
Средне-профессионального
ВТЭП Владкоопсоюза
Сочинение на тему: «Откуда есть пошла земля русская»
Выполнили студенты группы 3 Ю
Зырянов Станислав
Илюшин Илья
Владимир 2012
ВВЕДЕНИЕ.
Прежде чем разобраться, откуда пошло государство Российское, важно
понять, «откуда есть пошла» сама земля Русская.
Этот вопрос интересовал уже первых известных нам летописцев Никона,
Ивана, Сильвестра. Попробуем ответить на него и мы. И первое слово
«Повести временных лет». Летопись начинается, как было принято в средние
века, с «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного
потопа. Согласно этой мифологической версии славяне восходят к младшему
сыну Ноя Иафету, который разделил землю с братьями, получив в удел северные
и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, и
вот от «племени Иафета» и произошел народ славянский.
Но постепенно фантастический рассказ начинает обретать реальные
географические ориентиры
и наполняться исторически
подробностями.
Полна загадок «Русь изначальная. Научные споры о том, кто такие
славяне, откуда пошла Русская земля, какова предыстория государства
Российского, будут продолжаться, ибо новые факты об этом времени редки. А
новые поколения историков ищут и новые концепции прошлого, «вырабатывают
свой взгляд на него. Одно бесспорно – история у нас древняя и богатая. И
изучать ее удивительно интересно.
1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ.
Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм
первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По
современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него
прошли все народы.
Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды:
стихийных бедствий, климата, диких зверей. У них имелись примитивные орудия
труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была
подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начинали
разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь
в хозяйственных целях, то есть происходил переход к осознанному труду и
формированию общества.
Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных
исторических периода. С точки зрения материальных условий производства
различают: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век),
неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти
периоды различались между собой не только по орудиям труда, которые
использовал человек, но и по формам общественной организации, видам
хозяйственной деятельности.
Так первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тысяч лет до нашей эры)
использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты,
занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они
объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и
стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными,
непрочными, случайными.
Археологические данные эпохи мезолита (40-14 тысяч лет до нашей эры)
свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных
орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство,
обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили
изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место
первобытной общине, основанной на кровнородственных связях под руководством
женщины и получившей название матриархат.
В неолитическую эпоху (4-2 тысячи лет до нашей эры) люди стали
переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки
земли: соха. Мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание
достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве были козы. Свиньи, овцы,
коровы, быки. Домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также
развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки
дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т.д. В этот же
период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль
в общине стали занимать мужчины, а передача имущества и имени шла по
отцовскому роду.
Примерно во втором тысячелетии до нашей эры новый каменный век уступил
место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала
развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд производилось
железо в примитивных глиняных горнах (ямах). Это был огромный шаг в
развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого
общества. В этот период
произошло крупное
скотоводство отделилось от земледелия.
В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для
сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам
процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это
привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить
продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками
продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться
постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения
частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине,
выделения племенной знати.
2. ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ.
В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-
Европейской равнины расселились древнейшие племена восточных славян.
Начиная с VI века, восточные славяне занимали огромные пространства от
Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от
Карпат до Оки и Волги. Здесь поживали многочисленные племенные союзы
(княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян,
белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними
находились иные племена: на северо-западе были эсты (чудь), водь, ижора,
лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки,
вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы,
мордва, а далее на восток – вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со
славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь,
пруссы, ятвяги, корсь и др., а также поляки (ляхи), жившие по берегам
Вислы.
Природно-климатические условия способствовали формированию успешной
хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы,
густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти
условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных
плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях
кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах – охотой,
добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и
воска).
Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием
восточных славян во II – V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь
(жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для сельскохозяйственных работ
применялось рало – примитивная деревянная соха с железным наконечником
(наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным
лемехом.
Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой
форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение
нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до
восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в
основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась
чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали)
деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила
удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда
людей, Которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы, и
была под силу только родовой общине.
Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно
в виде поселения, которое называли двор (дворище, городище, печище). Это
была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на
землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой
общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем,
сколько земли мог освоить каждый член рода.
Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному
земледелию заметно повысил культуру сельского хозяйства и его
продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то
есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей
разводили не только для военной конницы, но и для использования их в
качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства
обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII
веках к соседской, сельской общине.
Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала
отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять
небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не
родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что
означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место
поселениям под названием деревня, а сама община стала называться «вервь»
(мир).
И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго
оставались в совместной собственности, они уже делились на участки
наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное
время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались в
совместной собственности.
Еще долго сохранялись
выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог,
корчевание леса и др.
Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими
собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье. Таким
образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в
принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. Это
приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению
старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных
земельных собственников – феодалов.
На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян
сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией.
В VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные
походы в Византию, на Балканы и восточные земли, вели оборонительные войны
против кочевников с юга. В этот период усиливается роль высшего
военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем
племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным
собранием – вече, то со временем он стал передавать свою власть по
наследству.
Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была
немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально
обученных войсковому делу людей. Дружинники, лично свободные люди,
заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз
верных князю людей. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей.
Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»).
Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее
отличившиеся военачальники.
Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за
счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи
и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники
становились независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали
приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными «отроками».
Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть
над соплеменниками.
3. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО
Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в
соседскую, возникновение
частной собственности и
самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к
имущественному неравенству,
появлению сильной в
племенной знати.
Как известно из древних летописей, первоначально славянские племена не
знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но
постепенно различные группы населения фактически стали отличаться между