Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:57, доклад
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Понятия лидерства
и руководства. Их
основные свойства.
Лидерство и руководство — это два разных
понятия. Руководство концентрирует внимание
на том, чтобы люди делали вещи правильно,
а лидерство — на том, чтобы люди делали
правильные вещи. На практике, как правило,
не наблюдается идеального соблюдения
этих двух типов отношений в управлении.
Исследования показывают, что значительная
группа руководителей во многом обладает
лидерскими качествами. Однако обратный
вариант встречается в реальной жизни
реже.
Существует различие между формальным
лидерством — когда влияние исходит из
официального положения в организации
и естественным лидерством — когда влияние
исходит из признания другими личного
превосходства лидера. В большинстве ситуаций,
конечно, эти два вида влияния переплетаются
в большей или меньшей степени. Важно здесь
не то, что лидер обладает качествами превосходства,
а то, что его сторонники считают, будто
он обладает этими качествами. [1]
Лидерство — это психологическая характеристика
поведения отдельных членов группы, а
руководство — это социальная характеристика
отношений в группе, и в первую очередь
с точки зрения распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства руководство
выступает как регламентированный обществом
правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия,
и лидер, и руководитель имеют дело с одним
и тем же типом проблем, связанных со стимулированием
персонала организации, нацеливанием
его на решение определенных задач, заботой
о средствах, при помощи которых эти задачи
могут быть решены.
Руководитель — это человек, который направляет
работу других и несет персональную
ответственность за ее результаты. Хороший
менеджер вносит порядок и последовательность
в выполняемую работу. Свое взаимодействие
с подчиненными он строит больше на фактах
и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм
в работников, передавая им свое видение
будущего и помогая им адаптироваться
к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию
занимать пассивную позицию по отношению
к целям. Чаще всего они по необходимости
ориентируются на кем-то установленные
цели и практически не используют их для
проведения изменений. Лидеры, наоборот,
сами устанавливают свои цели и используют
их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный
руководитель подразделения обладает
преимуществами в завоевании лидирующих
позиций в группе, поэтому он чаще, чем
кто-либо другой, становится лидером. Однако
необходимо помнить, что быть руководителем
не означает автоматически считаться
лидером, так как лидерство в значительной
мере базируется на неформальной основе.
Кроме того, поведение формального руководителя
зависит от того, стремится ли он продвигаться
выше по служебной лестнице или удовлетворен
своим настоящим положением и особенно
не стремится к продвижению. В первом случае
руководитель, отождествляя себя с более
крупными группами организации, нежели
с группой подчиненных, может считать,
что эмоциональная привязанность к рабочей
группе может стать тормозом на его пути.
Приверженность руководителя своей группе
может войти в противоречие с его личными
амбициями и оказаться в конфликте с его
приверженностью руководящей группе организации.
Во втором — он полностью отождествляет
себя со своими подчиненными и стремится
сделать все от него зависящее, чтобы защитить
их интересы.
Руководители предпочитают порядок во
взаимодействии с подчиненными. Они строят
свои отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные играют
в запрограммированной цепочке событий
или в формальном процессе принятия и
реализации решений. Это во многом происходит
оттого, что менеджеры видят себя определенной
частью организации или членами особого
социального института. Лидеры подбирают
и держат людей, которые понимают и разделяют
их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском
видении. Лидеры учитывают потребности
работников, воспринимаемые ими ценности
и движущие ими эмоции. Лидеры склонны
к использованию эмоций и интуиции и всегда
готовы вызвать у своих последователей
сильные чувства типа любви и ненависти.
Лидеры не связывают уважение к себе с
принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение
целей подчиненными, контролируя их поведение
и реагируя на каждое отклонение от плана.
Лидеры строят свои отношения с подчиненными
на доверии, мотивируя и вдохновляя их.
Они закладывают доверие в основу групповой,
совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные
способности и умения, руководители концентрируют
свои усилия в области принятия решений.
Они пытаются сузить набор путей решения
проблемы. Решения часто принимаются на
основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот,
предпринимают постоянные попытки разработки
новых и неоднозначных решений проблемы.
А самое главное, после того, как проблема
ими решена, лидеры берут на себя риск
и бремя выявления новых проблем, особенно
в тех случаях, когда существуют значительные
возможности для получения соответствующего
вознаграждения.
Типы лидерства
Принято различать понятия лидера и руководителя
как соответственно неформального и формального
лидера. Процесс влияния через способности
и умения или другие ресурсы, необходимые
людям, получил название неформального
лидерства. В этом случае влияние исходит
из признания другими личного превосходства
лидера. Формальное лидерство — это процесс
влияния на людей с позиции занимаемой
должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде
делегированных ему официальных полномочий
и обычно действует в отведенной ему конкретной
функциональной области. Неформальный
лидер выдвигается за счет своих способностей
оказывать влияние на других и благодаря
своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается
идеального соблюдения этих двух типов
отношений в управлении. Исследования
показывают, что значительная группа руководителей
во многом обладает лидерскими качествами.
Однако обратный вариант встречается
в реальной жизни реже.
Любой неформальный лидер обладает личностным
притяжением, которое проявляется в разной
форме.
Выделяют три типа лидеров:
· Вожак – самый авторитетный член группы,
обладающий даром внушения и убеждения.
На других членов группы он влияет словом.
· Лидер (в узком смысле слова) – менее
авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением
и убеждением ему приходится мотивировать
поведение членов группы личным примером;
как правило, влияет только на часть членов
группы.
· Ситуативный лидер – обладает личностными
качествами, имеющими значение только
в какой то, вполне конкретной ситуации:
торжественное событие в коллективе, поход,
спортивное мероприятие и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают
особого внимания, т.к. активно влияют
на морально – психологический климат
в коллективе и могут стать источником
конфликтов и именно они составляют резерв
на выдвижение кадров. Лидеры бывают: деловые,
эмоциональные, авторитарные, демократические,
позитивные и негативные. [3]
Официальный руководитель обязан иметь
представление о неформальной структуре
своего коллектива, чтобы своевременно
предотвращать конфликтные ситуации;
иметь четкое представление кто формирует
общественное мнение в данной рабочей
группе, иметь представление об авторитетности
своих заместителей и других сотрудников.
Стили лидерства и
руководства
Основу для классификаций стилей руководства
или стилей поведения дали теории, основанные
на поведенческом подходе. При поведенческом
подходе к лидерству эффективность определяется
не столько личными качествами руководителя,
сколько его манерой поведения по отношению
к подчиненным. Немецкий психолог Курт
Левин (1890-1947) провел серию экспериментов,
на основе которых выделил три ставших
классическими стиля управления:
- авторитарный (или автократический, или
директивный, или диктаторский);
- демократический (или коллегиальный);
- попустительский (или либерально-анархический,
или нейтральный).