Понятие управленческой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:01, доклад

Описание

Этические стандарты бизнеса становятся предметом возрастающего интереса со стороны менеджеров и потребителей. Компании уделяют большое внимание этике поведения по всем аспектам деятельности во избежание негативного общественного мнения, утраты престижа фирмы как в государственных органах, так и в деловых кругах. Этика менеджмента представляет собой совокупность моральных принципов, требований и ценностей, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения.

Работа состоит из  1 файл

этика.docx

— 18.77 Кб (Скачать документ)

  Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений

  Этические стандарты бизнеса становятся предметом  возрастающего интереса со стороны  менеджеров и потребителей. Компании уделяют большое внимание этике  поведения по всем аспектам деятельности во избежание негативного общественного  мнения, утраты престижа фирмы как в государственных органах, так и в деловых кругах. Этика менеджмента представляет собой совокупность моральных принципов, требований и ценностей, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения. Чтобы быть этичной, организации необходимо свои представления о должном поведении основывать на общечеловеческих нормах поведения. Она не должна давать свои собственные определения добра и зла. 

Способы повышения этичности  поведения руководителей  и рядовых работников

  Фундаментальной этической концепцией является обеспечение  личного достоинства и благосостояния людей. В основном мы думаем и действуем  по отношению к другим так, как  мы хотим, чтобы они думали и действовали  по отношению к нам. Представления  о том, что приемлемо, а что  нет, складываются из нескольких источников. Для многих главным источником этичного руководства являются религиозные  убеждения. На представление о том, что правильно и что неправильно  в повседневной жизни, оказывают  влияние семья, школа и т. д.

  Для принятия решений, соответствующих этическим  нормам, организации создают кодексы  этических норм, которые устанавливают  ценности и принципы поведения, необходимые  для руководства процессом принятия решений. Хотя они существенно различаются  по организациям в деталях, большинство  из этих кодексов включают четыре основных философских подхода: утилитарный, индивидуальный, морально-правовой и  справедливый.

  Утилитарный подход. Суть его в том, что этичное  поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат  для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с  привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет  наибольшее число людей.

  Концепция утилитаризма часто рассматривается  как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается  в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли  и издержек. Многие факторы могут  быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и т. д.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства.

  Несмотря  на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении этичности деятельности широко используется в организациях.

  Индивидуальный  подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества. Но в  конке концов достигается общая  польза, так как люди стараются  согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки  в краткосрочной перспективе. Индивидуализм  формирует поведение, учитывающее  интересы других людей.

  Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что  человек или группа людей имеют  право на что-либо или имеют право  на должное обращение. Решение считается  неэтичным, когда оно нарушает права  человека. Этот принцип ставит во главу  угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие моральные права:

  1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия;

  2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни;

  3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам;

  4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике;

  5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение;

  6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

  Главный недостаток этого подхода—дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность.

  Справедливый  подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности  и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо  распределяться среди разных групп  людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная  справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и  на половых, возрастных, национальных и др. различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого  права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно  претворяться в жизнь. Компенсационная  справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности  за события, которые находятся вне  сферы их контроля.

Информация о работе Понятие управленческой этики