Автор работы: k************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:41, контрольная работа
Описание
В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не нужно доказывать с целью проверки их истинности. Часто в повседневной жизни человек сталкивается с различными трудностями. Во многих случаях, например на лекции, в докладе, в ходе полемики, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, собственную точку зрения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Сущность аргументации……………………………………………….4 1.1. Элементы аргументации……………………………………………………..6 1.2. Виды аргументов…………………………………………………………..…7 Глава 2. Правила и ошибки по отношению к аргументам………………...….11 2.2. Правила……………………………………………………………………...12 2.3. Ошибки………………………………………………………………………16 Глава 3. Спор как частный случай аргументации……………………………..18 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованной литературы………………………………………...…26
Глава
1. Сущность аргументации……………………………………………….4
1.1. Элементы
аргументации……………………………………………………..6
1.2. Виды
аргументов…………………………………………………………..…7
Глава
2. Правила и ошибки по отношению к аргументам………………...….11
2.2. Правила……………………………………………………………………...12
2.3. Ошибки………………………………………………………………………16
Глава
3. Спор как частный случай аргументации……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список
использованной литературы………………………………………...…26
Введение
В
мире существует множество вещей, которые
очевидны и, которые не нужно доказывать
с целью проверки их истинности.
Часто в повседневной жизни человек сталкивается
с различными трудностями. Во многих случаях,
например на лекции, в докладе, в ходе
полемики, на защите диссертации и во многих
других, приходится доказывать, обосновывать
и аргументировать высказанные суждения,
собственную точку зрения.
Долгое
время проблемы аргументации, мастерства
убеждения и дискуссии почти совершенно
не разрабатывались в нашей логико-методологической,
психологической и философской литературе.
Этому во многом мешал устоявшийся догматический
и комментаторский стиль в гуманитарных
науках, который насаждался сверху и препятствовал
свободному обсуждению новых назревших
проблем и приобщению к интеллектуальным
ценностям, накопленным мировой культурой.
Умение
убеждать всегда было одним из важнейших
качеств человека бизнеса. Это и
привлечение на свою сторону партнёра
по переговорам, и объяснение необходимости
и выгодности того или иного проекта, и
заявление своей точки зрения в дискуссии.
Как эффективно аргументировать свою
позицию, суметь повлиять на собеседника
и при этом самому не поддаться манипуляции?
Чтобы
защитить свою позицию необходимо уметь
убеждать оппонентов и слушателей, приводить
весомые аргументы в пользу своих утверждений
и выдвигать контрдоводы против оппонентов.
1.
Сущность аргументации
Для
начала следует определить понятие
аргумента и аргументации.
Аргумент
- суждение (или совокупность суждений),
приводимое в подтверждение истинности
другого суждения (концепции, теории).
Аргументация
- операция обоснования каких-либо суждений,
в которой наряду с логическими применяются
также речевые, эмоционально-психологические
и другие внелогические методы и приемы
убеждающего воздействия.
Итак,
целью оратора при аргументации
является убеждение оппонента в
правоте сказанного с помощью
таких слов и речевых конструкций,
которые способны вызвать необходимые
мысли и чувства.
Убеждающее
воздействие суждений в коммуникативном
процессе зависит от логического фактора,
т.е правильного построенного обоснования,
а также важная роль в этом принадлежит
внелогическим факторам: лингвистическому,
риторическому, психологическому и другим.
Таким образом убеждение может быть вызвано
логикой, содержанием речи, эмоциональной
яркостью изложения. Убеждение должно
быть логичным, последовательным и максимально
доказательным, и, следовательно, в силу
этого, должно содержать не только обобщенные
положения (принципы и правила), но конкретные
примеры. В процессе убеждения необходимо
обстоятельно и глубоко проанализировать
факты, продемонстрировать аудитории
и оппоненту творческий подход к ним и
на этой основе сделать соответствующие
выводы.
Теория
аргументации является комплексной дисциплиной,
существующей на стыке целого ряда наук,
занимающихся изучением человеческой
коммуникации и познания. В числе этих
наук философия и логика, история и социология,
лингвистика и психология и др. Более или
менее систематическое изучение аргументации
началось еще в античности, в период перехода
от мифологического истолкования мира
к его рациональному объяснению. Теория
аргументации исследует многообразные
способы убеждения аудитории с помощью
речевого воздействия. Влиять на убеждения
слушателей можно не только с помощью
речи и словесно выраженных доводов, но
и многими др. способами: жестом, мимикой,
наглядными образами и т.п. Даже молчание
в определенных случаях оказывается достаточно
веским аргументом. Эти способы воздействия
изучаются психологией, теорией искусства,
но не затрагиваются теорией аргументации.
На убеждения можно, далее, воздействовать
насилием, внушением, подсознательной
стимуляцией, лекарственными средствами,
наркотиками и т.п. Этими методами воздействия
занимается психология, но они явно выходят
за рамки даже широко трактуемой теории
аргументации. Аргументация представляет
собой речевое действие, включающее систему
утверждений, предназначенных для оправдания
какого-то мнения. Она обращена в первую
очередь к разуму человека, который способен,
рассудив, принять или опровергнуть это
мнение. Для аргументации характерны следующие
черты:
Аргументация
всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных
или написанных утверждений; теория аргументации
исследует взаимосвязи этих утверждений,
а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят
за ними;
Аргументация является целенаправленной
деятельностью: она имеет своей задачей
усиление или ослабление чьих-то убеждений;
Аргументация — это социальная деятельность,
поскольку она направлена на др. человека
или др. людей, предполагает диалог и активную
реакцию др. стороны на приводимые доводы;
аргументация предполагает разумность
тех, кто ее воспринимает, их способность
рационально взвешивать аргументы, принимать
их или оспаривать.
Цель
аргументации — принятие выдвигаемых
положений оппонентом или аудиторией.
Истина и добро могут быть подразумеваемыми
целями аргументации, но прямой ее целью
всегда является убеждение аудитории
в справедливости предлагаемого вниманию
положения, склонение к принятию данного
положения и, возможно, к действию, предлагаемому
им. Это означает, что оппозиции истина
— ложь и добро — зло не являются центральными
ни в аргументации, ни, соответственно,
в ее теории. Аргументы могут приводиться
не только в поддержку тезисов, представляющихся
истинными, но и в поддержку ложных или
неопределенных тезисов. Аргументированно
отстаиваться могут не только добро и
справедливость, но и то, что кажется или
впоследствии окажется злом.
1.1.
Элементы аргументации.
Аргументация
включает в себя три взаимосвязанных
элемента: тезис, аргументы, демонстрация.
Тезис - это
выдвинутое суждение, которое обосновывается
в процессе аргументации. Тезис является
главным структурным элементом аргументации
и отвечает на вопрос: что обосновывают?
В
качестве тезиса могут выступать теоретические
положения науки, которые складываются
из одного, нескольких или целой системы
взаимосвязанных суждений. Так, роль тезиса
может выполнять доказываемая в математике
теорема. В судебно-следственной деятельности
доказывают суждения об отдельных обстоятельствах
преступного события: о личности преступника,
о соучастниках, о мотивах и целях преступления
и др.
2. Аргументы
(доводы) -это исходные теоретические
или фактические положения, с помощью
которых обосновывают тезис. Они выполняют
роль логического основания или фундамента
аргументации, и отвечают на вопрос:
чем, с помощью чего ведется обоснование
тезиса?
(Виды
аргументов мы рассмотрим позже).
3. Демонстрация-
это логическая связь между аргументами
и тезисом. В общем виде она представляет
собой условную зависимость. Аргументы
являются логическими основаниями аргументации,
а тезис является их логическим следствием.
Логический переход от аргументов к тезису
протекает в форме умозаключения.
Продемонстрировать
здесь значит показать, что тезис логически
следует из принятых аргументов по правилам
соответствующих умозаключений.
Речь
в аргументации является средством,
реакция аудитории- целью, вероятность
достижения которой определяется приведенными
аргументами.
1.2
Виды аргументов
В
качестве аргументов могут выступать
различные по своему содержанию суждения:
- Теоретические
или эмпирические обобщения;
- Утверждения
о фактах;
- Аксиомы;
- Определения;
Теперь
рассмотрим каждый из этих видов более
подробно.
Теоретические
обобщенияне только служат целям
объяснения известных или предсказания
новых явлений, но выполняют также роль
доводов в аргументации. Например, физические
законы гравитации позволяют рассчитать
траекторию полета конкретного космического
тела и служат доводами, подтверждающими
правильность таких расчетов.
Роль
аргументов также могут выполнять
эмпирические обобщения.
Например, имея заключение экспертизы
о совпадении отпечатков пальцев подозреваемого
с отпечатками пальцев, обнаруженными
на месте совершения преступления, следователь
приходит к выводу, что подозреваемый
был на месте совершения преступления.
В качестве довода в этом случае используют
эмпирически установленное положение
об индивидуальном характере папиллярных
узоров у различных людей и практической
их неповторяемости.
Функцию
аргументов могут выполнять общие правовые
положения, нормы права и другие оценочные
стандарты. Если, например, действие конкретного
лица квалифицируется как кража, то в качестве
доводов его поведения указывают на наличие
признаков содержащихся в соответствующей
статье Уголовного кодекса РФ, определяющей
понятие «кража» и устанавливающей ответственность
за ее совершение.
Роль аргументов
выполняют суждения о фактах.
Фактами
или фактическими данными,
называют единичные события или явления,
для которых характерны определенно время,
место и конкретные условия их возникновения
и существования.
Суждения
о фактах используются как доводы
в различных областях- в истории
и физике, в геологии и судопроизводстве,
в лингвистике и химии. Так, например,
для физика фактами будут результаты непосредственных
наблюдений над физическими явлениями-
показателями приборов о температуре,
давлении и другие; для историка - конкретные
исторические события (войны, революции),
поступки отдельных личностей. Однако,
для меня как для будущего юриста, важно
то, что особое значение имеют факты в
судебном исследовании, где восстанавливается
прошлое единичное событие по его следам,
оставленным на материальных предметах
и в памяти людей, наблюдавших данное событие
(например, преступление). Фактами, обосновывающими
тезис обвинительного заключения или
приговора, могут быть, например: наблюдаемое
свидетелем поведение обвиняемого; оставленные
на месте совершения преступления следы;
зафиксированные результаты осмотра места
совершения преступления; изъятые при
обыске вещи и ценности; письменные документы
и другие данные.
Когда
речь идет о фактах как аргументах
в процессе убеждения, то имеют в
виду суждения о фактах, в которых выражена
информация о единичных событиях и явлениях.
Такого рода суждения следует отличать
от источников сведений о фактах, с помощью
которых получена выраженная в суждениях
информация. Например, в судебном исследовании
факт угрозы со стороны обвиняемого в
адрес потерпевшего становится известным
из показаний свидетеля, потерпевшего
или самого обвиняемого, из текста письма
или записки. В таких случаях имеют дело
не со многими, а лишь с одним фактом- аргументом.
Но при этом ссылаются на ряд источников,
с помощью которых получена исходная информация.
Наличие различных источников и их независимость
способствуют объективной оценке полученных
знаний, и ,следовательно, правильности
выводов.
Аргументами
также могут быть аксиомы,
т.е очевидные и потому недоказываемые
в данной области положения. В качестве
исходных положений аксиомы используются
в различных науках: математике, физике,
химии и других. Примерами аксиом могут
служить следующие: «часть больше целого»,
«действительных чисел существует бесконечно
много» и т.п.