Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:07, реферат
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью является достижение какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Поэтому общение – это и сложнейшее переплетение отношений общающихся друг другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.
Введение
1.Общение как понимание людьми друг друга
2. Проблема восприятия в процессе общения
Заключение
Список литературы
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера - его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888-1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации. Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание" 5.
Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики. С точки зрения характеристики общения, как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.
Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению 6 .
Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:
1. Джон, каков он есть сам по себе
2. Джон, каким он сам себя видит
3. Джон, каким его видит Генри.
Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:
4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.
Соответственно
у Генри тоже четыре позиции.
Наблюдающийся в настоящее время повышенный интерес к проблематике общения не случаен. Разработка этой темы определяется не только потребностями теоретического характера, но и имеет ярко выраженную прикладную направленность.
Круг лиц, испытывающих
потребность в
и многое-многое другое.
В своей работе
я попыталась разобраться с проблемами
коммуникации и способами их решения для
эффективного общения и понимания других.
1. Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., Изд-во МГУ,1981.
2.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 1979.
3. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. М., Изд-во МГУ, 1982.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1990.
5. Андреева Г.М. Социальная
психология. - М.: МГУ, 1975.
1См.: Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - С. 73-79.
2 См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990.
3 См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 1979.
4 См.: Крижанская Ю., Третьяков В. Грамматика общения - Л.: ЛГУ. 1990
5 Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1986. - С. 209.
6 См.: Андреева
Г.М. Социальная психология. - М.:
МГУ, 1975.
Информация о работе Проблема точности восприятия в процессе общения