Проблема точности восприятия в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:07, реферат

Описание

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью является достижение какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Поэтому общение – это и сложнейшее переплетение отношений общающихся друг другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.

Содержание

Введение

1.Общение как понимание людьми друг друга

2. Проблема восприятия в процессе общения

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Этика деловых отношений.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

В постоянном общении  становится важным более глубокое и  объективное понимание партнера - его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой  способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При  идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888-1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации. Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание" 5.

Эмпатическое  понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики. С точки зрения характеристики общения, как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

Процесс понимания  друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению .

Это уже не просто знание другого, но знание того, как  другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

     Общение как рефлексивный процесс был  описан еще в конце XIX в. Дж Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

     1. Джон, каков он есть сам по себе

     2. Джон, каким он сам себя видит

     3. Джон, каким его видит Генри.

     Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

     4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

     Соответственно  у Генри тоже четыре позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение:

                                                                  

Наблюдающийся в настоящее время повышенный интерес к проблематике общения  не случаен. Разработка этой темы определяется не только потребностями теоретического характера, но и имеет ярко выраженную прикладную направленность.

Круг лиц, испытывающих потребность в совершенствовании  своих коммуникативных навыков, весьма широк. Это те, кто испытывает трудности в организации своего общения с окружением. Это те, для кого общение является частью их профессиональной деятельности: врачи, педагоги, работники сферы обслуживания, социальных служб и, конечно же, руководители. Что же необходимо для установления и поддержания межличностных отношений в служебной сфере и за ее пределами? Ясно, что для этого надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально- психологическая или коммуникативная компетентность. В состав социально- психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения

и многое-многое другое.

В своей работе я попыталась разобраться с проблемами коммуникации и способами их решения для эффективного общения и понимания других. 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Список литературы: 

 1. Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., Изд-во МГУ,1981. 

2.Леонтьев А.А.  Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 1979.

3. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. М., Изд-во МГУ, 1982.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1990.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1975. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Ссылки:

1См.: Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - С. 73-79.

См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.ПГрамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990.

См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 1979.

4 См.: Крижанская Ю., Третьяков ВГрамматика общения - Л.: ЛГУ. 1990

Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1986. - С. 209.

См.: Андреева Г.МСоциальная психология. - М.: МГУ, 1975. 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема точности восприятия в процессе общения