Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа
Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).
Таким образом, научно-теоретический анализ соотношения общения и взаимодействия открывает значительные потенциалы и перспективы понимания и исследования психологии общения, воздействия и взаимодействия с точки зрения интерсубъектно-диалогических, антиномически-парадоксальных, двуголосо-недизъюнктивних представлений и концепций. Это означает, что последующее развитие научно-психологических исследований сущности и природы воздействия и взаимодействия нуждается не только в развитии субъектно-деятельностных и структурно-функциональных схем анализа общения и взаимодействия, но и в разработке теоретических подходов и практических методов исследования общения и взаимодействия, исходящих из интерсубъектно-диалогической парадигмы, из интерсубъектно-диалогической перспективы в понимании и исследовании общения и взаимодействия.
Практические рекомендации
Речевое общение во время переговоров обладает общими свойствами, характеризующими совместную деятельность. Можно выделить основополагающие правила общения для всех функциональных разновидностей деловых контактов. Одни из них предложены Г.П. Грайсом и названы им Правилами кооперации. Он выделяет четыре категории постулатов:
I. Количество.
1. Твое высказывание
должно содержать не меньше
информации, чем требуется (для
выполнения текущих целей
2. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется. "Второй постулат, - замечает Г.П. Грайс, - вызывает сомнения: можно сказать, что передача лишней информации - это не нарушение Принципа кооперации, а просто пустая трата времени. На это можно возразить, однако, что такая лишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения; кроме того, может возникнуть косвенный эффект, когда слушающий оказывается сбит с толку из-за того, что он предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации".
II. Качество.
1. Не говори того, что бы считалось ложным.
2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
III. Отношения. Не отклоняйся от темы.
IV. Способ.
1. Избегай непонятных выражений.
2. Избегай неоднозначности.
3. Будь краток (избегай ненужного многословия).
4. Будь организован.
Ценность постулатов Г.П. Грайса для культуры общения состоит в том, что они ориентированы на связь культуры мышления с культурой речи.
Большую популярность в свое время имели рекомендации по эффективности общения Д. Карнеги, основанные на учете тонких психологических особенностей говорящего и слушающего (адресата и адресанта).
Вот некоторые из этих правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения:
А вот некоторые правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
В основе этих рекомендаций лежат научно обоснованные правила речевой коммуникации. Главное их достоинство состоит в том, что они ориентируют каждого человека искать своей путь реального осуществления этих правил делового общения на практике.
Заключение
В заключение хотелось отметить, что
сфера социального
Взаимодействие представляет собой систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Сущность взаимодействия проявляется в непосредственном или опосредованном влиянии индивидов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность и связь. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир и свое сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Взаимодействие имеет свою специфическую структуру, проявляется в различных формах и на различных уровнях, может быть различных видов и типов.
Поведение как одна из сторон взаимодействия проявляется в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности людей. Всякое поведение реализуется через посредство психологических и социально-психологических механизмов. Термин «поведение» в то же время высвечивает внутренние взаимосвязи взаимодействия людей, а также их отношения друг к другу и к различным группам в обществе. «Поведение людей в организации» представляет собой закономерный результат совместной деятельности и взаимодействия ее членов и осуществляется по установленным обществом и ими закономерностям.
Список использованной литературы
1. Философский энциклопедический словарь. - М., 2005. - С. 81.
2. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. - М., 2008. - С.173.
3. Критика современной буржуазной теоретической социологии. - М., 2007. - С. 71.
4. Мид Д.Г. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. - М., 2004. - С.217-218.
5. Блумер Г. Общество как символическая интеракция... - С.174.
6. Цитировано по: Кон И.С., Шалин Д.Н. Д.Г.Мид и проблема человеческого Я // Вопр. философии. - 2009. - №12. - С. 92.
7. Мид Д.Г. От жеста к символу... - С. 217.
8. Кон И.С., Шалин Д.Н. Д.Г.Мид и проблема человеческого Я... - С. 92.
9. Цит. по: Современная западная социология: Словарь. - М., 2010. - С. 310.
10. Подробнее об указанных школах см.: Ионин Л.Г. Теоретические концепции символического интеракционизма // Проблемы зарубежной социальной психологии. - М., 2006; С 200.
11. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 2007.С 160.
12. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 2008. С 220.
13. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 2004. С 312.
14. Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 2004. С 186.
15. Будилова Е.Л. Философские проблемы в советской психологии. М., 2009. С 149.
16. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. М., 2007, т. 1. С 192.
Информация о работе Проблемы психоличностного общения в основных направлениях современной психологии