Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:16, лекция
рофессиональная этика - область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определённой профессии; специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
При этом профессиональная этика юриста принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют профессия военнослужащего, медика, моряка, лётчика, специалистов некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. deon - должное).
7.
Самокритичность, готовность к
конструктивному диалогу с
8.
Корректность, уважительное отношение
к юридическим лицам правового исследования.
2. Преломление общих норм нравственности в правовой деятельности имеет специфические черты. Условия, содержание и цель работы юриста определяют возникновение особых задач, для решения и разработки которых важно соблюдение и правильное применение не только юридических и технических норм, но и принципов нравственности, морали. Особый смысл это приобретает при отправлении правосудия, судопроизводства, в работе судебных, прокурорских и следственных органов. Изобличение преступника, применение к нему справедливого наказания, перевоспитание и исправление — в этой деятельности заложен значительный моральный потенциал общества и государства. Такая деятельность опирается как на юридические, так и на этические основания. Меры, предпринимаемые в борьбе с преступностью, должны соответствовать не только требованиям законности, но и нормам морали. Законная и нравственная цель, стоящая перед органами суда, прокуратуры и следствия, может и должна достигаться законными и нравственными средствами. Отсюда возникает необходимость специального исследования нравственных проблем деятельности органов правосудия, которая составляет предмет особой дисциплины — судебной этики.
Судебная этика — это один из видов профессиональной этики, наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов, требований и критериев в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных и гражданских дел. Судебная этика - учение о нравственных основах следственной и судебной деятельности.
В судебной этике не создаются какие-либо особые нравственные нормы судопроизводства. Как вид профессиональной этики, она изучает применение общих норм нравственности и морали в условиях профессиональной деятельности суда, прокуратуры, адвокатуры. Heт никаких исключений из общих этических норм специально для юристов, как и нет для представителей других профессий. Во всех сферах жизни и деятельности общества действуют нравственные нормы, одинаково обязательные для всех его членов, нет никаких особых, "своих" моральных принципов, и каких-либо изъятий из правил поведения, содержащихся в общей этике. Но применение, выражение и преломление общих нравственных норм в различных областях профессиональной деятельности имеет в ряде случаев специфические черты и формы, и в рамках этих форм решаются этические вопросы, регулирующие данный вид деятельности. Система специфических форм нравственных принципов и норм, регулирующих поведение и деятельность участников судопроизводства, образует содержание судебной этики.
Деятельность суда, органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания, адвокатуры основана на законе. Это — правовая деятельность, связанная с творческим применением юридических норм. Но нормы права всегда имеют моральную основу. Всегда можно проследить ограниченную связь правовых и этических норм. Юридический закон должен выражать нравственные требования, иметь ясно видимое этическое содержание. Воздействие нравственных начал на отправление правосудия достигается двояким образом. Во-первых, путем закрепления принципов и правил морали в правовых нормах. Во-вторых, путем непосредственного влияния этических требований, лежащих вне права, на поведение и действия участников судопроизводства. Оба эти пути отражают общую тенденцию в развитии общества, характеризующуюся возрастанием роли нравственного фактора во всех областях государственной и общественной жизни. Все положения судебной этики подчинены целям осуществления справедливого правосудия, проникнуты идеей гуманизма и социального равенства.
Судебное исследование, помимо юридического предназначения и функционирования, выполняет роль школы нравственного воспитания. С процессом правосудия люди соизмеряют свои нравственные представления о справедливости и честности, о высших нравственных принципах. "И если иной, уже давно зрелый судебный деятель в минуту колебания перед тем, какого образа действий надо держаться в том или другом вопросе, вспомнит нравственные указания, слышанные им с кафедры, и, устыдясь ржавчины, незаметно подкравшейся рутины, воспрянет духом — преподавание судебной этики найдет себе житейское оправдание". Так показывал практическое значение судебной этики выдающийся русский юрист А.Ф. Кони.
Проблема
моральных ценностей, их сохранения
и развития — центральная задача
судебной этики. Этическая культура судебного
процесса является, таким образом, не просто
социальным средством эффективного отправления
правосудия, но и выполняет задачи воспитания
нравственных качеств граждан. Этические
начала, присущие всем стадиям производства
суда на предварительном этапе, приобретают
особые ценности в процессе непосредственного
судебного спора. Именно в ходе судебного
разбирательства нравственная культура
проявляется наиболее прозрачно и отчетливо.
Это объясняется местом и значением стадии
судебного разбирательства, требованиями,
предъявляемыми к нему, условиями и обстановкой,
в которой оно проводится. Стадия судебного
спора — главная и решающая стадия уголовного
или гражданского процесса. В ней суд исследует
все обстоятельства дела, выносит решения
или приговор. Суд разбирает, скажем, уголовное
дело в обстановке гласности и состязательного
процесса, в присутствии всех участников
спора, на виду у граждан, находящихся
в зале судебного заседания. В этой обстановке
повышаются требования к соблюдению всех
правил поведения участниками процесса.
Чтобы создать атмосферу доверия к суду,
к его действиям и решениям, надо обеспечить
чуткое и внимательное отношение к подсудимому,
потерпевшему, вселить уверенность присутствующих,
что дело будет разобрано беспристрастно
и справедливо.