Профессиональная этика педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 19:09, реферат

Описание

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений.

Содержание

1. Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики....3

Предмет и задачи педагогической этики………………………………...3

Зарождение и развитие педагогической этики………………………….4

Категории педагогической этики…………………………………………5

2. Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога……………………………………………………………………………7

Сущности и функции педагогической морали……………………………7

Нравственное сознание педагога…………………………………………8

Нравственные отношения педагога……………………………………...9

Нравственная деятельность педагога………………………………….10

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя…………………………………………………………………….11

3. Раздел 3. Нравственное воспитание педагога……………………………….12

Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога…………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………..…………………...18

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

      Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

      Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения  воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

      Анализ  критических замечаний родителей  учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога. 

Заключение

      Выделение в системе нравственных отношений  подсистему «учитель – родители учащихся»  исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций  ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.

      Характер  взаимоотношений родителей и  учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса). 

Список  литературы 

  1. Браим М. Н. Этика делового общения. М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.
  2. Гусейнов А., Апресян Р. «Этика».М.: Гардарики, 1999.
  3. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986

Информация о работе Профессиональная этика педагога