Профессиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:29, реферат

Описание

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.
Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы профессиональной этики.docx

— 38.67 Кб (Скачать документ)

Проблемы профессиональной этики

.

Профессиональная этика

.

 

.

27.11.2010


 

 

 

Выполнил  Боровой Алексей Группа 28ОИТ


 

 

 

Происхождение профессиональной этики

Выяснить  происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных  требований  с разделением общественного  труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад  обращали внимание Аристотель, затем  Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи  разделения общественного труда  с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование  этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.  Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили  к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась  на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы.  Эти обобщения содержались как  в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль  в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.  Взаимосвязь профессиональной этики  и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

 

 

 

Профессионализм как нравственная черта личности

Профессиональная  этика - это совокупность моральных  норм, которые определяют отношение  человека к своему профессиональному  долгу.  Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.  Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов .Профессиональная  этика изучает:

- отношения  трудовых коллективов и каждого  специалиста в отдельности;                - нравственные качества личности  специалиста, которые обеспечивают  наилучшее выполнение профессионального  долга;                                                                          - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;                                         - особенности профессионального воспитания. Профессионализм  и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике  индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою  и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала  труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме  отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда  порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую  капиталистическую  и коллективистски-освободительскую  рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда.  Об этом пишет Ф.Энгельс " ... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль". Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов , присущих всем видам профессиональной этики.

   Во-первых, это отношение к общественному  труду, к участникам трудового  процесса,

  Во-вторых, это те моральные отношения,  которые возникают в области  непосредственного соприкосновения  интересов  профессиональных  групп друг с другом  и обществом. 

    Профессиональная  этика  не является следствием  неравенства в степени моральности  различных профессиональных групп.  Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда  требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне  моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества  работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы  в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная  мораль должна рассматриваться  в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением   общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести  в конечном счете и к деградации самой личности.

Сейчас  в России  выявляется необходимость  выработки нового типа профессиональной морали, которая  отражает  идеологию  трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии  нового среднего класса, составляющего  подавляющее большинство рабочей  силы в экономически развитом обществе.

В современном  обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм  опирается на такие моральные  нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность  за результаты своего труда.

 

 

 

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют  определенные виды профессиональной  этики.

Профессиональные  виды этики - это те специфические  особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно  на человека в тех или иных условиях его жизни  и деятельности в  обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции  личности  на основе этических идеалов.

 

 

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические  требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие  моральные  качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм.  Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его  виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы  требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Я бы хотела поподробнее остановиться на следующих  видах профессиональной этики: медицинской  этике и экономической этике.

 

 

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

 

Своеобразие медицинской этики заключается  в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы  на здоровье человека, его улучшение  и сохранение. Свое выражение эти  нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала  отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских  кодексов.

Например, возникшая в   1947 г. Всемирная  медицинская ассоциация начала свою  деятельность с принятия "Женевской  декларации" -  современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль  гуманистического идеала в  медицине, но и стала морально  этической гарантией независимости  медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.. Разработка и принятие Ассоциацией  медицинских сестер России                 Этического кодекса медицинской  сестры подтверждает общую  историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России.. А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает     особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему  профессиональному долгу (например, в годы Великой  Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о                следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители  советского здравоохранения (в частности, Н.А.Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как  "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие,  включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу  медработника, который нам нужен..." (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 1-2, с. 40).   В несколько сглаженном виде такое отношение к     профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось   в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского   Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются   значительные, принципиальные различия. Например, в  советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не   разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие    "Этического кодекса медицинской сестры России" - это и покаяние, и надежда возвращения полного морально-этического   здоровья нашим медикам.”

"Этический  кодекс медицинской сестры России" составлен с  учетом новых  идей, определивших в течение  последних двух трех десятилетий  содержание медицинской этики  вообще и профессиональной этики  медицинской сестры в частности.  Прежде всего, Кодекс отразил  современные  представления о  правах пациента, которые являются  содержанием  конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.

"Этический  кодекс медицинской сестры России" составлен на   основе 

- Устава  Всемирной организации здравоохранения  (1946), международных документов по  медицинской этике --   "Лиссабонской  декларации о правах пациента" Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995), - "Европейского кодекса  медицинской этики" (1987), - "Декларации  о политике в области прав  пациентов в Европе" - Всемирной  организации здравоохранения (1994), - "Этического кодекса медицинских  сестер" Международного совета  медицинских сестер (1973) и  некоторых  других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских  сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления  соответствующих этических документов в нашей стране - "Кодекса профессиональной этики психиатра" (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача" (принят Ассоциацией врачей   России в 1994 г.).

 

 

 

Основными постулатами  Этического кодекса  медицинской сестры являются следующие  положения:

* Медицинская  сестра обязана оказывать пациенту  качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности  и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную  ответственность за свою деятельность  перед пациентом, коллегами и  обществом. Профессиональная и   этическая обязанность медицинской  сестры оказывать, в меру своей     компетенции, неотложную медицинскую  помощь любому человеку, нуждающемуся  в ней.

* Медицинская  сестра должна всегда соблюдать  и поддерживать                 профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения  Российской Федерации. Непрерывное  совершенствование специальных  знаний и   умений, повышение  своего культурного уровня - первейший  профессиональный долг медицинской  сестры.  Я думаю, что этот  принцип является важнейшим не  только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой  сфере.

Информация о работе Профессиональная этика