Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:33, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение профессионально-нравственной деформации личности.
При достижении главной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть и изучить условия и причины развития профессиональной деформации, изучить понятие профессиональной деформации, а также рассмотреть профилактику профессионально-нравственной деформации юристов.
Целью контрольной работы является рассмотрение профессионально-нравственной деформации личности.
При достижении главной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть и изучить условия и причины развития профессиональной деформации, изучить понятие профессиональной деформации, а также рассмотреть профилактику профессионально-нравственной деформации юристов.
Профессиональная деформация –
это негативное социально-психологическое
явление, предстающее в виде разнообразных
личностных поведенческих проявлений,
оказывающих деструктивное
Человек представляет собой социальное и деятельностное существо, которое в процессе социализации выбирает себе на основании сложившихся представлений, мотивов и потребностей область применения своих знаний, умений и навыков, вид профессиональной деятельности.
Когда человек попадает в
пространство трудовой деятельности,
он непосредственно сталкивается с
новыми для него условиями. Возникает
объективная необходимость
В результате взаимодействия
личности и профессии происходит
активное качественное преобразование
личностью своего внутреннего мира,
которое приводит к принципиально
новому его строю и способу
жизнедеятельности – творческой
самореализации в профессии, а также
личностному и
Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и негативные последствия.
Изменение человека в процессе профессионального развития, на наш взгляд, можно назвать профессиональной трансформацией. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации.
Одной из возможных причин
возникновения профессиональной деформации
является естественное стремление человека
к снятию напряжения и облегчению
психологической нагрузки, которое
проявляется в данном случае в
выработке и закреплении
В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т.е. выполняет несколько социальных ролей, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смешение социальных ролей, возникновение спутанности, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения профессиональной деформации.
Следующей причиной является постоянная эксплуатация профессионально важных, востребованных качеств, которые с течением времени начинают доминировать.
Следующая причина – это наличие определенного образца, профессиональных рамок, определенных требований, которые предъявляет профессия и которым человек должен соответствовать, в каких-то моментах даже "ломая" себя.
Важную роль играют также ожидания личности, мотивация его профессиональной деятельности, степень их подтверждения и реализации.
Дальнейшее изучение условий возникновения профессиональной деформации представляет огромное значение, поскольку это позволит четко определить границы данного явления и выработать подходы и методику его преодоления.
Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.
Проблема недопущения, профилактики
деформации сложна и недостаточно исследована.
Учитывая причины возникновения профессиональной
деформации, ее открытую и скрытую формы
проявления, следует
осуществлять целенаправленное профилактическое
воздействие по определенным направлениям,
которые включают:
• общие меры, подразумевающие осознание
того, что все правоохранительные органы
подчинены исключительно закону и несут
высокую ответственность перед законом;
• непосредственные меры (качественное
улучшение профессиональной подготовки,
совершенствование организации и управления,
создание здорового морально-психологического
климата в коллективах ОВД).
В обобщенном виде эти меры предполагают
такие направления) профилактики профессионально-нравственной
деформации сотрудников правоохранительных
структур:
• совершенствование системы воспитания
и обучения, создание реальной перспективы
продвижения по службе, формирование и
поддержание чувства защищенности, уверенности
в полезности и справедливости своей работы;
• необходимость уделять внимание такому фактору,
как состояние здоровья и физическая подготовленность
сотрудников, поскольку многие юридические профессии,
особенно когда речь идет о правоохранительных
органах, связаны с большими эмоциональными,
интеллектуальными и физическими напряжениями;
• тщательный отбор кадров с учетом деловых
и особенно нравственных качеств сотрудника. При этом нравственный
облик сотрудника формируется в результате
эффективной работы руководства всех
уровней и рангов, когда нравственное
воспитание прочно создает барьер профессиональной
деформации;
• создание благоприятных, оптимальных
условий жизни сотрудников (материальное
и моральное стимулирование), совершенствование
организации и управления всей правоохранительной
системой; выработка психологической
закалки к действиям в условиях постоянного
напряжения, в экстремальных условиях,
а также профилактика конфликтов в служебных
коллективах;
• нормальная организация труда, рабочего
времени сотрудников, чтобы исключить
усталость, физическое и психологическое
переутомление.
Все сказанное позволяет