Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 06:17, реферат
Профессиональная культура врача — это «субъект-субъектные» отношения, в которых объектом профессиональной деятельности врача, а по сути, субъектом является абсолютная ценность - живой человек, его здоровье и жизнь. Профессиональная культура врача представляет собой особую область культуры, представленную специфической профессиональной средой, в основе которой лежит врачебная деятельность с присущими ей стереотипами поведения, спецификой дискурса, символикой, традициями и обычаями.
Введение
1.Этика взаимоотношений в профессиональной среде
2.Этические и деонтологические нарушения
3.Воспитание культуры общения в медицинских учреждениях, лечебных организациях
4.Этикет медицинского работника
Заключение
Список использованной литературы
Структура профессиональной культуры врача многоаспектна, поскольку включает в себя систему специальных профессиональных знаний, общекультурные ценности, совокупность духовных компонентов, отдельные специфические элементы, присущие врачебной профессии, а также социальные институты, обеспечивающие устойчивость и трансляцию этой культуры. Профессиональная культура врача выражает социально-психологические характеристики его личности и ряд профессионально важных качественных аспектов, которые, проявляясь в профессиональной деятельности, в наибольшей степени способствуют эффективности его деятельности.
Врачебную деятельность характеризует специфический вид коммуникации, основной целью которой является установление взаимопонимания между врачом и пациентом. Это особенно важно в силу гуманитарного содержания данного вида профессиональной культуры, поскольку объектом профессиональной деятельности врача является человек, его здоровье и жизнь. Главная врачебная заповедь «не навреди», по существу аккумулирующая в себе базовые ценности профессиональной культуры врача, должна распространяться не только на его собственно лечебную, но и на языковую практику. Коммуникативной особенностью диалога «врач - пациент» является максимальная нацеленность врача на то, что пациент поймет его должным, необходимым для эффективности лечения и сохранения здоровья, образом. Этому будет способствовать высокий уровень владения языком, который в качестве профессионально значимой характеристики врача занимает важное место в его профессиональном становлении, а также является необходимой частью его общей культуры.
Формирование высокой профессиональной культуры врача реализуется путем применения комплексных методов и способов воспитания и образования будущих специалистов с помощью общеобразовательных средств дисциплин гуманитарного цикла. В основу формирования профессиональной культуры врача должно быть положено гармоничное единство языковой компетенции и общей культуры личности, что достигается усилением гуманистического аспекта процесса образования посредством формирования гуманитарной среды вуза, введения в процесс обучения элективных курсов, повышающих общий культурный уровень и расширяющих кругозор будущих профессионалов. Культурологическая ориентация высшего профессионального образования должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений подготовки будущих врачей.
Этикет медицинского работника
Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Чувства, сознание долга - первые нравственные акции личности. Категория долг наиболее не посредственна, отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Когда человек подчиняется императивному повелению чувство долга, мотив его поступка свободен от соображений выгоды. Где человек действует в согласии с сознанием долга, он действует без корыстно. К основным этическим категориям относятся понятие "Долг и Достоинство" эти понятия имеют тысячелетнею давность, они разрабатывались в самых различных теориях и учениях. Это приводило к тому, что данные понятия рассматривались как вечные и не низменные.
Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать у человека появляется потребность обоснованно выполнять спои обязанности. Выполнение долга неразрывно связанно с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Медицинский работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо знавший свое долг, выполняет его четко и качественно. Долг может пониматься формально из-за боязни нарушить законность, опасения понести общественные или административное прорицание.
Выполнение морального долга перед обществом зависит от социально - политической сущности господствующего класса его идеологии. В годы фашизма в лагерях смерти были замучены и сожжены сотни тысяч граждан. Их подвергали, стерилизации ставились, различные "Медицинские эксперименты" возникает вопрос: должен ли, медицинский работник заботится о здоровье врагов. В принципы гуманизма и человеколюбия сочетаются с ненавистью к её врагам. В силу этих обстоятельств, руководствуясь принципами гуманности, оказывали помощь больным, и раненым военнопленным. Когда же мед работник поступает на службу в мед учреждения врага, он становится его пособником, изменяет родине.
Моральный долг каждого медика сочетает в себе патриотизм высокие принципы интернационализма. Так, медики оказывают бескорыстную медицинскую помощь, народам многих развивающихся стран пропагандируя тем самым принципы высокой солидарности. Долг мед работника - некогда. и не под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни.
Медицинский работник, некогда не под каким предлогом не имеет права ускорить наступления смерти даже безнадежного больного он должен всеми возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждые час его жизни. Назначения медика - продлевать, а не укорачивать жизнь человека.
Поскольку профессия накладывает отпечаток на личность врача, это выражается наиболее обобщенно в сознании и чувстве его профессионального достоинства. Достоинство - это конкретное выражение нравственной силы личности.
Профессиональное достоинство врача собирательно цельно характеризует его нравственные качества. Исполняя профессиональный долг, возлагаем на себя ответственность, личность переводит социальные требования в мотивы своего поведения. Самостоятельность независимость, свобода нравственных решений - вот слагаемые личного достоинства человека. Сознания и чувства личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоуничтожения и недоверия к себе. Работа медиков с больным требует большего такта, существует своеобразные этикет поведения врачей и медицинских сестер. Огромной воспитательной силой обладает пример старших сестер. Целью воспитания являются сознания и чувства собственного достоинства, который определяет в конце концов правила профессионального этикета враче, мед сестер.
Сточки зрения морали клинической работе происходит своеобразный обмен ценностями. Больной так сказать "жертвует" доверием. Ему трудно открыть перед врачом интимные стороны своей жизни. Доверяясь врачу больной делает своё достоинства уязвимым. Уже при сборе анамнеза он вынужден выводить "аванс доверия". Врачебное поведения должно быть профессиональным, когда каждое действие несет на себе печать врачебного достоинства больного.
В представлении больного образцовый врач - это человек долга, то есть для врача помощь больному - не только должностная обязанность, но подлинно моральное воздействие. Истинный врач всегда преодолеет те привходящие обстоятельства, которые могут затруднить выполнения им его врачебного дела.
В уставе всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывается, что здоровье - это социальное благополучие человека. Верность медиков своему профессиональному долгу - это залог веры больных в медицину.
Заключение
Особенностью взаимоотношений врача и больного в современных условиях является их опосредованность. К обследованию и лечению больного привлекается большое количество узких специалистов, техника, диагностические кабинеты и лаборатории. Зачастую врача больше интересуют показания приборов и анализов, а субъективные ощущения больного уходят на второй план. Использование большого количества техники, соответствующей медицинскому прогрессу, к сожалению, иногда заслоняет пациента от врача, приводит к «потере» больного. Внимание врача должно быть целиком сосредоточено на больном человеке, на его личности. Врач перегружен заполнением историй болезни, чтением анализов, результатов технических обследований и отчетов других специалистов. То небольшое количество времени, которое врач уделяет общению с пациентом, зачастую тратится неэффективно из-за несформированности языковых, речевых и коммуникативных навыков и умений.
Будущим врачам всегда нужно помнить, что ни один врач не сделает хорошей карьеры и не сумеет заслужить доверия и уважения своих коллег и пациентов, если не умеет корректно общаться, не владеет искусством речи.
Список использованной литературы
Кабардов М. К. Языковые и коммуникативные способности и компетенция. – 1996.
Соколова В. В. Культура речи и культура общения. – М. : Просвещение, 1995. – 192 с.
Соловьева. С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. – Санкт-Петербург, 2001. – 54 с.