Современное понятие этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:45, контрольная работа

Описание

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..…3

Современное понятие этикета……………………………………….…4

Международный этикет………………………………………………...7

Заключение………………………………………...…………………..18

Список использованной литературы…………………………..…..20

Работа состоит из  1 файл

Современное понятие этикета.docx

— 36.41 Кб (Скачать документ)

    Содержание

      Введение…………………………………………………………..…..…3

      Современное понятие этикета……………………………………….…4

      Международный этикет………………………………………………...7

      Заключение………………………………………...…………………..18

      Список  использованной литературы…………………………..…..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Современный человек то и дело оказывается  в ситуациях, которые требуют  от него специфических навыков поведения  и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации  и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все  это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному  кругозору.

      Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так  или иначе, проявляется отношение  человека к другим людям. Этикет имеет  ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного  слова, жеста или какого-либо еще  этикетного знака в первую очередь  обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны  или с повседневным общением, или  с праздничными событиями, совершением  определенных ритуалов, или с особыми  обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

      Этикет  определяет самые разнообразные  правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как  вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как  держать вилку и нож, можно  ли пить чай из блюдечка и многие другие.

      Правила поведения в большинстве своем  являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что  не выдержало проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое  те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.

      Все вышесказанное обосновывает актуальной выбранной темы.

      Современное понятие этикета

      Современный этикет наследует обычаи практически  всех народов от седой древности  до наших дней . В основе своей  эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются  представителями не только какого-то данного общества, но и представителями  самых различных социально-политических систем, существующих в современном  мире. Народы каждой страны вносят в  этикет свои поправки и дополнения ,обусловленные общественным строем страны ,спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

      Различают несколько видов  этикета, основным из которых являются:

      -придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения ,установленные при дворах монархов;

      -дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

      -воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

      -общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

      Большинство правил дипломатического, воинского  и общегражданского этикета в  той или иной мере совпадают. Отличие  между ними состоит в том, что  соблюдению правил этикета дипломатами  придается большее значение, поскольку  отступление от них или нарушение  этих правил может причинить ущерб  престижу страны или ее официальным  представителям и привести к осложнениям  во взаимоотношениях государств.

     По  мере изменений условий жизни  человечества, роста образований  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться  общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и  обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних  обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

     Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными ,они носят, как  бы характер неписаного соглашения о  том, что в поведении людей  является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

     Следует отметить, что тактичный и воспитанный  человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой  лежит доброжелательность, обуславливается  актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при  тех или иных обстоятельствах. Такой  человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

     К сожалению, встречаются люди с двойным  стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми  и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит  о невысокой культуре человека и  плохом воспитании.

     Современный этикет регламентирует поведение людей  в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях ,переговорах.

     Итак  этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в  соответствии с их представлениями  о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области  культуры материальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Международный этикет

     Этикет, правила приличия, манеры — все  это, казалось бы, хорошо знакомо нам  с детства. Нас приучают быть вежливыми  и тактичными в общении, иметь  аккуратный внешний вид, эстетично  вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету.

      Общественный  интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние  годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников). Свидетельством тому — повсеместно  создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для  детей и взрослых, гувернанток  и предпринимателей, популярные издания  о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами.

      Теоретическая мысль нечасто обращается к феномену этикета, поэтому серьезных аналитических  статей и монографий, посвященных  системному, целостному научному исследованию этикета, практически нет. Социологи, этики, этнографы определяют феномен  этикета по-разному. Одни делают акцент на том, что это необходимый компонент  общения, другие изучают этнические особенности этикетных форм поведения, нередко растворяя этикет в ритуалах и обрядах. Третьи рассматривают  его в системе моральных требований, как группу самых простых, элементарных норм. При этом практически каждое из обычно даваемых этикету определений («культура общения», «совокупность  норм и стандартов поведения», «элементарные  правила человеческого общежития», «эстетика поведения» и т. п.) раскрывает только какую-то одну из сторон этого  достаточно сложного и неоднозначного явления. В итоге мы имеем весьма расплывчатые и неопределенные представления  об этикете. Поэтому комплексное  изучение этикета в системе социокультурных  взаимодействий, воссоздание целостного образа этикета как «культурной  универсалии» представляется актуальной, творческой и перспективной задачей.

      Наиболее  богатый и серьезный аналитический  материал, связанный с изучением  этикета как социально-культурного  феномена, был накоплен этнографами, изучающими особенности этикета  у разных народов (в основном, восточных)1.

     Что касается зарубежных источников, то публикаций исследовательского характера, посвященных  специально анализу этикета, не встречалось. Хотя целый ряд книг по этикету  переведен на русский язык в последние  годы. Но они имеют прикладную, учебно-воспитательную направленность2.

     В итоге, на сегодняшний день нет целостного научного представления о сущности, структуре, месте и роли этикета  в жизни социума и отдельного человека. Более того, следует отметить, что в отношении этикета в  общественном сознании, да и в имеющейся  литературе сложилось немало стереотипов, во многом мешающих адекватному пониманию  этого феномена. Остановимся на некоторых  из них.

     Разнообразие  определений, даваемых этикету («культура  общения», «культура поведения», «элементарные  правила морали» и т. п.), приводит к тому, что:

     а) понимание этикета утрачивает четкость и определенность;

     б) сам он лишается статуса самостоятельного феномена и отождествляется с  другими формами культуры — моралью, ритуалами, обрядами т. д. Подобное «растворение»  этикета в других культурных феноменах, рассмотрение его как части, элемента или формы проявления других систем превратилось в устойчивый стереотип. Но справедливо ли такое «растворение»  этикета?

     Во-первых, сам этикет не есть система только моральных норм. Эмпирический опыт показывает, что можно соблюдать  все правила этикета и все  же оставаться человеком аморальным. «Негодяй с хорошими манерами», действительно, не такой уж редкий тип. В то же время, если человек добр, честен, совестлив, справедлив и т. д., то это еще не значит, что у него хорошие манеры и он умеет красиво и элегантно  пользоваться многообразными столовыми  приборами, например. Этикет может нести  в себе различное ценностное содержание (эстетическое, моральное и др.). Исторически  мы можем проследить, как в различные  эпохи на первый план выходили те или  иные ценностные смыслы этикета. Так, в  античности этикет представал как форма  целесообразной, разумной деятельности («калокагатия»). В средние века —  скорее, как традиционные, религиозно одобряемые формы поведения, в период позднего средневековья на первый план выходит эстетическая составляющая этикета. Не случайно поэтому и сегодня  довольно часто этикет называют «эстетикой поведения». В Новое время этикетные  требования несли в себе, в большей  степени, заряд прагматической морали. Этикет Новейшего же времени характеризуется  технологичностью, функциональностью, где в зависимости от конкретной ситуации на первый план выдвигается  та или иная сторона этикета (прагматизм, эстетизм, гуманизм, традиционность и  т. п.).

     Таким образом, этикет нельзя считать только элементом моральной системы. В  этом плане этикет представляет собой, скорее, некую форму (выразительную, значащую), которая каждый раз наполняется  различным ценностным (моральным, эстетическим, идеологическим и т. д.) содержанием.

     Во-вторых, правила этикета не всегда связаны  с моральными нормами современного общества. В этикете существует целая  группа норм, которые не имеют моральных  смыслов сегодняшнего дня, а выполняются  только потому, что «так всегда было принято» или «это всегда считалось  неприличным» и т. п. Иначе говоря, нормы этикета могут выходить за рамки собственно моральной системы  и опираться на традиции, обычаи, религиозные нормы и т. д. К  примеру, согласно правилам этикета, мужчина, входя в помещение, должен снимать  головной убор. Зададимся вопросом: почему и как это связано с  современными моральными нормами добра, справедливости, ответственности, совести  и т. п.? А имеют ли какой-то моральный  смысл целый ряд норм столового  этикета: почему нож надо держать  в правой руке, а вилку — в  левой? Почему хлеб из хлебницы следует  брать рукой, а не вилкой? Почему льняную салфетку надо класть на колени, а не на грудь? С точки зрения моральных  норм и ценностей это необъяснимо, поскольку истоки этих правил лежат  вне морали и имеют иную ценностную природу (мифологическую, прагматическую и др.).

     В-третьих, этикет может отрываться от морали и в случае крайней своей ритуализации, когда более важной становится сама форма, манера поведения, а не его  моральные смыслы. Это свойственно, как точно заметил А. К. Байбурин, сословному (феодальному) этикету с  «разработанной титулатурой и жесткой  регламентацией поведения» или строгому, детализированному дипломатическому этикету 3.

     В-четвертых, на различие этикета и морали указывает  тот факт, что этикет предполагает возможность заниматься исполнением  этикетных норм и предписаний  профессионально. В этикете существуют свои профессиональные авторитеты —  церемониймейстеры, протокольные службы и т. п. Моральной же деятельностью, как известно, нельзя заниматься профессионально («нет такой профессии — «хороший парень»).

     В-пятых, о различиях морали и этикета  свидетельствует и различие в  санкциях. Если в морали нарушение  норм приводит к тому, что нарушитель оценивается как потерявший (в  той или иной мере) «человеческое  в человеке», т. е. оценке подвергается его право принадлежности к роду, к социуму в целом («выпал из гнезда»). Общественное мнение фиксирует это  в выражении «ведет себя не по-людски, не по-человечески». Нарушение же норм этикета санкционируется общественным мнением как «несовпадение со «своими», со своей референтной группой («выпал из «тусовки», чужак). Это может  выражаться в таких суждениях, как: ведет себя «не по-джентльменски», «не как положено себя вести дворянину» и т. п.

Информация о работе Современное понятие этикета