Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:45, контрольная работа
Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами.
Введение…………………………………………………………..…..…3
Современное понятие этикета……………………………………….…4
Международный этикет………………………………………………...7
Заключение………………………………………...…………………..18
Список использованной литературы…………………………..…..20
Содержание
Введение…………………………………………
Современное
понятие этикета………………………………………
Международный этикет………………………………………………...7
Заключение……………………………………
Список
использованной литературы…………………………..…..20
Введение
Современный
человек то и дело оказывается
в ситуациях, которые требуют
от него специфических навыков
Под
этикетом понимают обычно совокупность
правил поведения, в которых, так
или иначе, проявляется отношение
человека к другим людям. Этикет имеет
ярко выраженный ситуативный характер.
Необходимость выбора того или иного
слова, жеста или какого-либо еще
этикетного знака в первую очередь
обусловлена специфической
Этикет определяет самые разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.
Правила поведения в большинстве своем являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что не выдержало проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.
Все вышесказанное обосновывает актуальной выбранной темы.
Современное понятие этикета
Современный
этикет наследует обычаи практически
всех народов от седой древности
до наших дней . В основе своей
эти правила поведения являются
всеобщими, поскольку они соблюдаются
представителями не только какого-то
данного общества, но и представителями
самых различных социально-
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
-придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения ,установленные при дворах монархов;
-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;
-воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными ,они носят, как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях ,переговорах.
Итак
этикет - очень большая и важная
часть общечеловеческой культуры, нравственности
морали, выработанной на протяжении многих
веков жизни всеми народами в
соответствии с их представлениями
о добре, справедливости, человечности
- в области моральной культуры
и о красоте, порядке, благоустройстве,
бытовой целесообразности - в области
культуры материальной.
Международный этикет
Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету.
Общественный
интерес к этикетной культуре,
желание овладеть хорошими манерами
не только не угасает, но даже в последние
годы увеличивается (по крайней мере,
среди наших соотечественников)
Теоретическая
мысль нечасто обращается к феномену
этикета, поэтому серьезных
Наиболее
богатый и серьезный
Что касается зарубежных источников, то публикаций исследовательского характера, посвященных специально анализу этикета, не встречалось. Хотя целый ряд книг по этикету переведен на русский язык в последние годы. Но они имеют прикладную, учебно-воспитательную направленность2.
В итоге, на сегодняшний день нет целостного научного представления о сущности, структуре, месте и роли этикета в жизни социума и отдельного человека. Более того, следует отметить, что в отношении этикета в общественном сознании, да и в имеющейся литературе сложилось немало стереотипов, во многом мешающих адекватному пониманию этого феномена. Остановимся на некоторых из них.
Разнообразие определений, даваемых этикету («культура общения», «культура поведения», «элементарные правила морали» и т. п.), приводит к тому, что:
а) понимание этикета утрачивает четкость и определенность;
б) сам он лишается статуса самостоятельного феномена и отождествляется с другими формами культуры — моралью, ритуалами, обрядами т. д. Подобное «растворение» этикета в других культурных феноменах, рассмотрение его как части, элемента или формы проявления других систем превратилось в устойчивый стереотип. Но справедливо ли такое «растворение» этикета?
Во-первых, сам этикет не есть система только моральных норм. Эмпирический опыт показывает, что можно соблюдать все правила этикета и все же оставаться человеком аморальным. «Негодяй с хорошими манерами», действительно, не такой уж редкий тип. В то же время, если человек добр, честен, совестлив, справедлив и т. д., то это еще не значит, что у него хорошие манеры и он умеет красиво и элегантно пользоваться многообразными столовыми приборами, например. Этикет может нести в себе различное ценностное содержание (эстетическое, моральное и др.). Исторически мы можем проследить, как в различные эпохи на первый план выходили те или иные ценностные смыслы этикета. Так, в античности этикет представал как форма целесообразной, разумной деятельности («калокагатия»). В средние века — скорее, как традиционные, религиозно одобряемые формы поведения, в период позднего средневековья на первый план выходит эстетическая составляющая этикета. Не случайно поэтому и сегодня довольно часто этикет называют «эстетикой поведения». В Новое время этикетные требования несли в себе, в большей степени, заряд прагматической морали. Этикет Новейшего же времени характеризуется технологичностью, функциональностью, где в зависимости от конкретной ситуации на первый план выдвигается та или иная сторона этикета (прагматизм, эстетизм, гуманизм, традиционность и т. п.).
Таким образом, этикет нельзя считать только элементом моральной системы. В этом плане этикет представляет собой, скорее, некую форму (выразительную, значащую), которая каждый раз наполняется различным ценностным (моральным, эстетическим, идеологическим и т. д.) содержанием.
Во-вторых, правила этикета не всегда связаны с моральными нормами современного общества. В этикете существует целая группа норм, которые не имеют моральных смыслов сегодняшнего дня, а выполняются только потому, что «так всегда было принято» или «это всегда считалось неприличным» и т. п. Иначе говоря, нормы этикета могут выходить за рамки собственно моральной системы и опираться на традиции, обычаи, религиозные нормы и т. д. К примеру, согласно правилам этикета, мужчина, входя в помещение, должен снимать головной убор. Зададимся вопросом: почему и как это связано с современными моральными нормами добра, справедливости, ответственности, совести и т. п.? А имеют ли какой-то моральный смысл целый ряд норм столового этикета: почему нож надо держать в правой руке, а вилку — в левой? Почему хлеб из хлебницы следует брать рукой, а не вилкой? Почему льняную салфетку надо класть на колени, а не на грудь? С точки зрения моральных норм и ценностей это необъяснимо, поскольку истоки этих правил лежат вне морали и имеют иную ценностную природу (мифологическую, прагматическую и др.).
В-третьих,
этикет может отрываться от морали
и в случае крайней своей ритуализации,
когда более важной становится сама
форма, манера поведения, а не его
моральные смыслы. Это свойственно,
как точно заметил А. К. Байбурин,
сословному (феодальному) этикету с
«разработанной титулатурой и жесткой
регламентацией поведения» или строгому,
детализированному
В-четвертых, на различие этикета и морали указывает тот факт, что этикет предполагает возможность заниматься исполнением этикетных норм и предписаний профессионально. В этикете существуют свои профессиональные авторитеты — церемониймейстеры, протокольные службы и т. п. Моральной же деятельностью, как известно, нельзя заниматься профессионально («нет такой профессии — «хороший парень»).
В-пятых,
о различиях морали и этикета
свидетельствует и различие в
санкциях. Если в морали нарушение
норм приводит к тому, что нарушитель
оценивается как потерявший (в
той или иной мере) «человеческое
в человеке», т. е. оценке подвергается
его право принадлежности к роду,
к социуму в целом («выпал из гнезда»).
Общественное мнение фиксирует это
в выражении «ведет себя не по-людски,
не по-человечески». Нарушение же норм
этикета санкционируется