Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание

Очень часто в нашей жизни мы слышим и употребляем термин "стиль". На мой взгляд, понятие стиль многогранно. Можно говорить о стиле отдельных произведений, или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, о стиле образа жизни, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.

Целью данной работы является исследование такого понятия, как стиль, а

также границ, сущности и типологии стилей на примере известных художественных школ и фирм.

Содержание

Введение 2

Понятие стиля 2

Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне ХХ века 2

Заключение 2

Список использованных источников 2

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Эстетика1.docx

— 28.38 Кб (Скачать документ)

CОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Понятие стиля 2

Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне ХХ века 2

Заключение 2

Список использованных источников 2

 

     

ВВЕДЕНИЕ 

        В наше время все стремительно  меняется: появляются новые технологии  и материалы, возникают новые  формы общения и философии  жизни.

        Очень часто в нашей жизни  мы слышим и употребляем термин "стиль". На мой взгляд, понятие  стиль многогранно. Можно говорить  о стиле отдельных произведений, или жанра, об индивидуальном  стиле отдельного автора, о стиле  образа жизни, а также о стиле  целых эпох или крупных художественных  направлений.

       Целью данной работы является  исследование такого понятия,  как стиль, а

также границ, сущности и типологии стилей на примере известных художественных школ и фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ СТИЛЯ 

     Термин "стиль" употребляется в различных  значениях и в современной  теории стиля существуют различные мнения об объеме этого понятия: иногда с ним  связывают весь комплекс сложных диалектических взаимоотношений содержания и формы в искусстве, иногда ограничивают его структурой образа и художественной формой. Однако вне зависимости от той или иной трактовки понятия стиля подчеркивается глубокая обусловленность формальных структур художественного произведения социальным и культурно-историческим содержанием эпохи, творческим методом и мировоззрением художника. Не менее важно, что эта обусловленность не имеет прямого, механического характера, поскольку стилистические признаки могут сохраняться и тогда, когда искусство существенно меняет свое идейно-художественное содержание (особенно в таких складывающихся веками стилях, как, например, готика или классицизм). В результате стили, выступающие в период своего подъема и расцвета носителями художественной правды и образной глубины (например, классицизм), в период кризиса и упадка могли вырождаться в носителей консервативных, безжизненных доктрин.

     Понятие стиль имеет как бы несколько уровней. Уже в древнем мире оно стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения индивидуальных художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта или даже отдельному периоду его деятельности. Понятие стиль широко используется в истории искусств и при определении типичных для какого-либо периода художественных направлений или тенденций, обладающих специфическим сочетанием стилевых признаков.

       Понятие стиля можно определить, как идейную или художественную  общность, которая обычно соответствует определенному времени, направлению в искусстве или уникальной субкультуре, отдельному человеку или его дому. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на те или иные виды деятельности.

       Термин "стиль" многозначен, можно говорить о стиле человека, стиле жизни, стиле того или иного исторического периода. Предельно широким понятием выступает "стиль эпохи". Также стиль может обозначать отдельные жанры, виды искусства, отдельные сферы культуры и культурно-исторические стили.

       Термин "исторический стиль"  означает общность средств и  приемов художественной выразительности, обусловленную материальной и духовной культурой времени. Основополагающие черты стиля сказываются в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке и костюме.

     Стиль медленно зарождается и медленно умирает, так как отражает прекрасное (в понимании эпохи) в выкристаллизованном, завершенном виде.

     Что же такое стиль?

       Стиль - наиболее общая категория  художественного мышления, характеризующая определенный этап его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении; художественная однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни.

     Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено определенное содержание. В нем выражается система идей и взглядов, в которой заложено мировоззрение каждой эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, художественным переживанием человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху.

       Стиль - это конкретное воплощение  эмоциональных особенностей и  путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют "большими художественными стилями эпохи", и они проявляются во всех видах искусства - в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена "больших художественных стилей": ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. Уже в XIXв. появились стили, ориентированные на использование стилей прошлого и их смешение.

       Можно сказать, что стиль существует  по законам живого, так как  каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. Однако стиль не исчезает бесследно. Стиль выражает стремление к вечному. М.М. Бахтин отмечает наличие стилевых черт, проходящих "сквозной нитью" через эпохи.

       В XIX веке основой художественного  процесса становится не смена  исторических стилей, а сложное  взаимодействие стилевых направлений  и творчества крупных индивидуальностей,  борьба между омертвевшими канонами стиля, культивировавшимися академизмом, и реалистическими принципами отражения жизни.

     Во 2-й половине XIX - начале XX вв. возникает  тяготение к новому синтезу искусств, к воскрешению органичности "большого стиля", реализовавшееся к концу XIX века в стиле "модерн".

     В искусстве XX века совокупная картина  общего художественного развития значительно  усложняется и не поддается историческому  анализу в категориях стиля. Представления об искусстве и художественная практика, из которых извлечено большинство развернутых определений и теорий стиля, остались в прошлом. Размытость границ современного художественного пространства, фундаментальные изменения концепции изобразительной деятельности, гипотезы ее возникновения и данные о ее эволюции делают несостоятельными прежние определения стиля, опирающиеся на классическую историю искусства, поскольку они оставляют за скобками первобытное и новейшее искусство.

       Ранние формы искусства дают  неискаженное, объективное и точное  представление об изначальных  структурных основах изобразительного  процесса: его важнейшего параметра  - стиля, показывая, что именно  стиль делает искусство искусством, отличает художественный образ  от зеркального отражения.

       Различные смыслы, которые на  разных этапах придавались понятию  "стиль", отражали различные  реальные аспекты этого явления,  на каждом этапе соответствовали  существующей концепции искусства,  творчества, творческой личности  и, естественно, не исчерпывают  его содержания сегодня.

        Существует множество стилевых направлений.  Так, например, "звериный стиль" в искусстве Евразии, зародившийся в эпоху железного века и в отголосках сохранившийся до периода средних веков, объединяет в себе разные этапы и формы почитания священного зверя и стилизации изображений реальных зверей.

     В изобразительном искусстве древнегреческой  классики выделяют "строгий стиль", в изобразительном искусстве  поздней готики – "мягкий стиль", в советской живописи конца 1950-х - начала 1960 гг. - "суровый стиль" и так далее.

     Стилями именуют иногда и устойчивые особенности  искусства какого-либо народа, в  дальнейшем ставшие предметом эклектического подражания или стилизации ("древнеегипетский стиль", "китайский стиль", "русский  стиль" и др.).

     Важное  место в истории пластических искусств занимает категория "исторический стиль" - этапа истории искусства, когда вырабатывалась цельная художественная система, обнимающая различные виды искусства и художественной культуры, обладающая внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством  и создающая единый образно-пластический строй в произведениях архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного  искусств. Таковы стили древневосточного искусства Египта и Месопотамии, античного искусства эпох архаики, классики и эллинизма, прероманский, романский и готический стили  в средние века, стили эпохи  Возрождения, барокко, классицизм. Эти  стили имеют не только более или  менее четкие хронологические, но и  географические границы.

     Для того чтобы определить границы стилей, рассмотрим основные стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТИЛИ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ  И ДИЗАЙНЕ XX ВЕКА 

        Абстрактное искусство - беспредметное нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности.

       Авангард - центральная мировоззренческая установка "неклассического" искусства, связанная с отрицанием традиционных смыслов и ценностей культуры.

       Ар деко - сложная смесь социокультурных факторов, формально-композиционных приемов, тенденций, стилистических признаков, характерных для европейского и американского дизайна в период между двумя мировыми войнами.

       Архитектон - термин, придуманный К. Малевичем для обозначения оригинальных скульптурно-архитектурных моделей, основанных на внедрении принципов формообразования супрематизма в объемные сооружения.

       Аэростиль - характерная тенденция в коммерческом американском дизайне 1930-х гг., связанная с преобладанием обтекаемых форм сложной кривизны как в транспорте, так и в бытовых изделиях.

       Дадаизм - авангардное художественное направление, связанное со смешением контекстов, зашифрованностью художественного языка, коллажностью, предшественник поп-арта.

       "Де Стиль" - стиль группы голландских художников и архитекторов, которые искали  равновесия и гармонии искусства и жизни на основе комбинаций простейших прямоугольных геометрических форм.

       Импрессионизм - передача эмоциональных впечатлений от состояний природы, разложение цвета на составляющие мазки чистых цветов, отказ от академических традиций искусства в пользу сюжетов, взятых из повседневной жизни.

       Кинетизм - вид пластического искусства, в котором основным средством художественной выразительности служит движение: равномерное или прерывистое, реальное или иллюзорное, циклически повторяющееся или непредсказуемое.

       Кич - характеристика предметов, сочетаний элементов, форм и цветов в вещах, отличающаяся стихийностью, безвкусием, наивностью.

       Конструктивизм - направление в советских архитектуре и дизайне, которое характеризуется преувеличенным вниманием к структурной, рациональной, модульно-геометрической составляющей формы.

       Кубизм - влиятельное стилевое направление в визуальных искусствах начала XX в.

       Модерн - стиль в пластических искусствах, в том числе в дизайне и архитектуре, в котором отразились философско-эстетические утопии символизма, попытка постичь тайны мироздания.

       Оп-арт - использование научных исследований и закономерностей зрительного восприятия с целью создания иллюзорных образов движения на основе геометрических форм.

Информация о работе Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне ХХ века