Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:37, доклад
Насилие в домашней сфере может иметь множество форм. Мальчики часто становятся жертвами сексуальной и физической агрессии. Немощные и пожилые члены семьи одинаково уязвимы в отношении домашнего насилия. Случается, что мужья страдают от насильнических действий своих жен. Однако преобладающее большинство (свыше 70%) потерпевших от насилия, происходящего в контексте семейных или интимных отношений, — это женщины и девочки. Такой выраженный гендерный характер насилия в семье, по мнению сотрудников кризисных центров и правозащитных организаций , заключается в том, что во всем мире женщины страдают от насилия именно из-за того, что они –женщины.
Хотя многие люди связывают опасные рабочие места с профессиями, где доминируют мужчины, однако некоторые работники в сферах, где преобладает женский труд, также подвержены высокой степени риска насилия на рабочем месте. К ним следует отнести такие профессии как медработники, учителя. Проводимые в данной области исследования показали, что в течение предыдущих 5 лет 72% опрошенных медсестер были напуганы или подвергнуты насилию, вербальным оскорблениям.
По оценкам, 129 тысяч женщин не вышли на работу по меньшей мере один день из-за увечий, нанесенных в результате физического или сексуального нападения. Женщины более тревожны и боятся за свою безопасность, чем мужчины.
Некоторые женщины ощущают откровенную дискриминацию по признаку пола.
Стереотипы о способностях женщин и их ролевых функциям мешают женщинам продвигаться как в нетрадиционных, так и в традиционных сферах занятости. Некоторые женщины, стремящиеся получить должности, соответствующие их навыкам и образованию, сталкиваются с необоснованными препятствиями. Традиционная роль женщин по уходу за детьми может либо преувеличиваться, либо не приниматься в расчет в ущерб карьерным возможностям. Имелись случаи, когда руководство говорило женщинам, что они должны посвящать больше времени дому и своему ребенку, вместо того, чтобы добиваться повышения по службе. Повсеместно фиксируется негативное отношение к тому, что женщины пользуются своим законным правом на отпуска по уходу за детьми.
Другим аспектом насилия на работе является профессиональная половая сегрегация. С нею часто сталкиваются женщины, которые вливаются на рынок нетрадиционных для них занятий и профессий.
Стало узаконенной и общепринятой практикой платить женщинам меньше того, что получали мужчины за одну и ту же работу.
Несмотря на то, что некоторые женщины добиваются успеха и лидерских позиций, большинство женщин все еще не имеют возможности добиться этого. Дело в том, что в успехе любой женщины или мужчины много составляющих, кроме индивидуальных черт характера и способностей существует еще и вдохновение и поддержка со стороны семьи, предоставление возможности развивать свои способности. Не все женщины имеют одинаковый опыт социализации.
Следует еще упомянуть, что женщины значительно чаще мужчин становятся жертвами торговли людьми, этого современного варианта рабства. Проблема торговли людьми, особенно женщинами (так называемая, проблема «белого рабства») не признает государственных границ, не делает различия между развитыми державами и развивающимися странами.
Украина является страной-поставщиком женщин и девушек в рабство в Европу и на Ближний Восток с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Также наша страна – одна из главных стран-транзитов для женщин-жертв торговли людьми из Азии и Молдавии, которых продают на Запад.
Для ликвидации насилия и дискриминации в отношении женщин необходим комплекс мероприятий – программ экстренной и долговременной помощи жертвам насилия, специальные просветительские программы, консультационные и психокоррекционные мероприятия по работе с агрессором, жертвой и другими членами семьи.
Интересным является опыт зарубежных программ по примирению жертвы и агрессора (США, Канада, Англия, Германия, страны Скандинавии, Польша, Чехия, Новая Зеландия). Эти программы посредничества включают организацию встреч обидчика и жертвы лицом к лицу. С помощью тренера агрессор учится принимать ответственность на себя за свои действия. Жертва имеет возможность высказать свой страх, гнев, что необходимо для дальнейшей реабилитации после травмы или шока. Такие программы обеспечивают:
- материальные интересы
- персональную ответственность
правонарушителя в форме
- социально-психологическую
К сожалению, в Украине долгое время в плане предупреждения насилия в семье действовал лишь силовой подход. Этот подход означает, что нарушение прав человека, закрепленных в законах, карается Законом, независимо от того, знал ли нарушитель о том, что своими действиями нарушает права других людей, или не знал. То есть с нарушителем не велось разъяснительной, превентивной, воспитательной, коррекционной работы.
Но сегодня уже делаются
первые шаги по активному
Наравне с государственными действуют общественные организации, которые успешно работают в направлении предотвращения насилия над женщиной и его последствий.
В частности, в Харькове успешно занимаются решением данной проблемы следующие общественные организации - общественная женская организация «Надия», Харьковская городская организация «Жиноча громада», гражданское объединение «Шлях до життя», областная общественная организация по борьбе с работорговлей женщинами «Мальва», Женская общественная организация «Дия».
Харьковская городская женская общественная организация «Надия» (Президент Ковтун Ольга Юрьевна) - одна из самых опытных и активных общественных организаций Харьковского региона. С 1995 года организация профессионально занимается решением социальных проблем в регионе. Одним из главных направлений работы в течении последних 9 лет является предупреждение насилия в семье. При поддержке Харьковского городского женского фонда и некоторых бизнес-структур с 1998 года при организации создан Кризисный центр для женщин, в котором уже свыше 20 тысяч женщин Харьковщины получили информационную, консультативную, правовую, психологическую и социальную помощь, которая предоставлялась бесплатно. В апреле 2000 года был открыт приют для женщин-жертв домашнего насилия. Это первый в Украине приют, созданный усилиями общественных организаций. За годы деятельности его услугами воспользовалось свыше 500 женщин и их несовершеннолетних детей.
Харьковская городская женская общественная организация «Дия» (Председатель правления Базанова Ольга Анатольевна) – основана 3 апреля 1999 года. Миссия организации – повысить статус женщины в Украине, способствовать защите ее гражданских, политических, социальных и экономических прав.
Харьковская городская организация «Жиноча громада» (президент Билецкая Ольга Владимировна) также занимается защитой прав женщин, активно сотрудничает с ОБСЕ, Киевским представительством МОМ, обществом Красного Креста в Украине. Работает в рамках общеевропейской программы «Ла Страда», занимаясь предотвращением последствий торговли людьми. Способствует защите и реинтеграции женщин путем оказания помощи и поддержки потерпевшим, которые возвращаются на Родину; распространяет информацию с целью повышения уровня информированности общественности по данной проблеме; посредством Горячей телефонной линии поддерживает непосредственный контакт с реальными и потенциальными жертвами торговли людьми; активно сотрудничает с правоохранительными и исполнительными органами, законодательными и судебными структурами в сфере борьбы с торговлей женщинами.
В 2007 г. Генеральный секретарь ООН Господин Ги Мун инициировал Всемирную кампанию по искоренению насилия над женщинами "Объединимся ради преодоления насилия по отношению к женщинам", которая продлится до 2015 г. Украина присоединилась к борьбе, создав аналогичную национальную кампанию - "Стоп насилию!" Согласно статистическим данным, 95% потерпевших от домашнего насилия составляют женщины. В Украине один случай насилия в 2007 г. стоял 7306 грн (без морального ущерба).
Каждая вторая женщина в Украине страдает от насилия в семье, 30% из них стали жертвами в возрасте до 18 лет. Всего в прошлом году заявления о совершении насилия в семье написали свыше 160 тыс. украинцев, за первые полгода 2012-го - почти 84 000.
"Более половины пострадавших
женщин постоянно проживает с
агрессором и не знает, где
получить помощь. Около 75% жертв
разных видов насилия ни к
кому не обращались за помощью,
В то же время по официальной статистике МВД, в прошлом году заявления о совершении насилия в семье написали свыше 160 тыс. украинцев, за первые полгода 2012-го - почти 84 000, и это далеко не окончательная цифра - общественные организации, которые работают над преодолением семейного насилия, констатируют, что это лишь 10-15% от реального количества пострадавших.
По результатам этого
С 25 ноября по 10 декабря мир активно будет протестовать против насилия в семье. В июне 1991 года Центр женского глобального лидерства и участники Форума по вопросам женщин, насилия и прав человека из 20 стран мира предложили идею внедрения глобальной инициативы 16 Дней против гендерного насилия, которая датируются периодом с 25 ноября по 10 декабря. С того времени свыше 1000 организаций и лиц из более 100 стран ежегодно проводят акции в рамках одноименной кампании 16 Дней против гендерного насилия, которые призывают к прекращению всех форм насилия против женщин. С 2000 года эту инициативу поддерживает и Украина - на уровне государства, а также общественного и частного секторов.
Напомним, ранее сообщалось о том, что главными агрессорами в семье украинские дети считают своих братьев и сестер.
Проблема насилия в отношении женщин, в основе которого заложено гендерное неравенство, в наше время имеет особую актуальность.
Декларацией ООН в 1948 году был провозглашен принцип равенства. Этот принцип подразумевает равенство всех людей не зависимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания и пола.
Остановимся на проблеме гендерного равенства, т.е. равенства по социально-половому признаку. Напомним, что гендер – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужчина» и «женщина» с точки зрения полоролевых стереотипов, сложившихся с учетом культурно-исторических особенностей общества.
Под равенством часто подразумевают одинаковое обращение со всеми, независимо от обстоятельств. Такая точка зрения исходит из убеждения, что все люди уже равны, и, следовательно, справедливо одинаковое отношение к ним.
Это не совсем так. Такой подход игнорирует различные физические, биологические, социокультурные характеристики женщин и мужчин.
Следовательно, равенство - это не равное отношение к мужчинам и женщинам (когда, например, всех одевают в оранжевые жилеты, дают в руки отбойные молотки и посылают укладывать шпалы), а равное обеспечение всем людям, независимо от пола, одинаковых возможностей.
К сожалению, в современном обществе имеется в наличии достаточное количество примеров гендерного неравенства и дискриминации.
Гендерное неравенство имеет давние традиции, в основе которых лежат гендерные стереотипы.
Отношение к женщине в обществе почти всегда носило оттенок пренебрежительного предубеждения.
Греческие философы признавали женщину существом, стоящим на более низкой ступени развития, чем мужчина. В Древнем Риме женщина вынуждена была находиться под вечной опекой отца или мужа, а в некоторых случаях - и сына, по причине ее прирожденного «несовершенства» и «легкомыслия».
Раннее христианство признало ее человеческое достоинство, ее равенство с мужчиной с религиозной точки зрения. Именно поэтому, кстати, в период раннего христианства женщины охотно шли в христианские общины, где могли во время богослужений находиться в одном помещении с мужчинами (в отличие от иудейских храмов, в которых женщины и мужчины молились раздельно).
Позднее, с развитием средневекового аскетизма, исконно христианский взгляд на женщину сменился злобной враждебностью по отношению к ней. Средневековые аскеты особенно сильно ненавидели женщину по следующим причинам:
во-первых, они считали ее виновницей изгнания Адама из Рая;
во-вторых, они видели в ней главную силу, удерживающую человека в миру, не позволяющую ему уйти в пустынь или скрыться за стенами монастыря и, помыслы о которой чаще всего смущают душу благочестивого отшельника.
При таком положении дел даже первым гуманистам эпохи Возрождения трудно было полностью освободиться от предубеждений против женщины. Они, воспевая в своих произведениях женщину, восхищаясь ею, в повседневной жизни относились к ней достаточно враждебно. Так, Петрарка, боготворя свою Лауру, тем не менее считал, что в большинстве женщин обитает настоящий дьявол. Боккаччо, любя женщину, никогда не забывал о ее пороках и недостатках. В его «Декамероне» женщины обнаруживают много ловкости, хитрости, находчивости, но все - ради достижения плотских радостей, составляющих, по мнению автора, проявление «испорченности» их духовной природы. Героини Боккаччо сами признаются в своем несовершенстве, упрямстве, малодушии и считают наказание палкой вполне приемлемым для женщины.
Информация о работе Структура и содержание домашнего насилия