Структура морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:56, контрольная работа

Описание

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Содержание

1 Cтруктура морали ……………………… |3 –12
2 Профессионализм как нравственный
принцип современного делового человека …….. |12 – 19
3 |Литература ……………………………………………… |20

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.41 Кб (Скачать документ)

Для понимания  регулятивной природы нравственности представляются существенными, по крайней  мере, четыре момента:

а) она представляет собой определенное ценностное отношение  к миру, - точнее - субъективно-заинтересованное. Она рассматривает мир, отдельные  социальные явления и акты (действия индивидов и групп, социальные институты, их решения и т. д.) не сами по себе, а с точки зрения их значения для  общества (класса). Многообразие эмпирических событий она классифицирует или  как положительные, или как отрицательные, или как нейтральные. Мир воспринимается в черно-белом изображении.

б) нравственность является выражением активности человеческого  сознания, - ценностное отношение к  миру есть в то же время отношение  деятельное. Характеризуя нечто как  добро или зло, нравственность одновременно подразумевает, что к первому  надо стремиться, а второго избегать. В.И. Ленин в конспекте «Науки логики» Гегеля делает такую заметку: «...переход идеи истины в идею добра, теории в практику и vice versa». Движение от истины к добру есть движение в направлении от теории к практике. Здесь подчеркнута практическая нацеленность нравственных понятии.

в) нравственные взгляды и представления даны в единстве с практическими отношениями, - особенность нравственного сознания, рассмотренного в целом, состоит  в том, что оно является нормативно-предписательным, нацеленным на определенные действия, поэтому моральные взгляды и представления надо брать в единстве с реальными нравственными отношениями. Это верно и тогда, когда речь идет об отдельных индивидах и тогда, когда речь идет о большой группе людей. Типичным заблуждением идеалистических этических учений как в прошлом, так и в настоящем является то, что они суживают содержание нравственности, односторонне сводят его к сфере внутриличностной мотивации. Известный позитивист Виктор Крафт в своей книге «Рациональное обоснование нравственности» пишет, что специфика «морали в отличие от всех регуляторов состоит в том, что последние касаются только внешнего поведения, в то время как предметом морали является убеждение, желание». Но из этого вовсе не вытекает, что внутренняя мотивация является единственным предметом или, что право и иные социальные регуляторы совершенно равнодушны к субъективным основаниям действия. Таким образом, точка зрения идеалистов дает искаженное изображение, обедняет нравственность, смазывает ее основную общественную функцию, социально - организующую роль.

г) основным средством  освоения действительности является нравственное требование, - понятие нравственного  требование здесь имеет смысл  употребить не в узком значении (требование как один из структурных элементов  в отличие от принципов, норм и  т. д.), а в широком, понимая под  ним некий общий знаменатель  нравственных принципов, норм, качеств, понятий, идеалов, а также реальных нравов.

Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного  развития, как средство регуляции  общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать  эти потребности. Будучи формой отражения  действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного  сознания, может быть истинным или  ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Какими они станут, зависит от нас.  

-----------------------------------------------------------------

       2.«Профессионализм как нравственный

    принцип современного делового человека»

Под профессионализмом  нами понимается особое свойство людей  систематически, эффективно и надежно  выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм»  отражается такая степень овладения  человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая  соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Анализ профессионализма как системного образования подразумевает  изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма 1) как свойства, 2) как процесса и 3) как состояния человека-профессионала.

1. Профессионализм,  рассматриваемый как интегральное  свойство – это совокупность  наиболее устойчивых и постоянно  проявляющихся особенностей человека-профессионала,  обеспечивающих определенный качественно-количественный  уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является  результатом онтогенеза человека  в процессе его профессионализации.

2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс, имеет фазы или стадии: начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек  становится профессионалом, демонстрирует  стабильно высокие результаты; указанная  стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется  показателями, отвечающими требованиям  определенным внутренних и внешних  критериев;

в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления  профессионализма, как правило, характеризуется  немонотонностью смены фаз и стадий.

3.Профессионализм,  рассматриваемый как состояние.  В общем случае состояние является  характеристикой любой системы,  отражающей ее положение относительно  координатных объектов среды.  Профессионализм, рассматриваемый  как состояние человека-профессионала,  может быть внутренне и внешне  наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое  состояние профессионализма –  это зафиксированное сознанием  субъекта на определенный момент  времени интегральное ощущение  комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды.

В соответствии с теорией систем Дружинина В.В., описание профессионализма как системы следует проводить с учетом трех точек зрения или принципов: функционального, морфологического и информационного.

Функциональный  принцип описание профессионализма. Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен прежде всего результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма следует начинать с описания его функций и критериев.

Мы исходим  из понимания того, что профессионализм  предназначен для «обслуживания» (или, иначе, «обеспечения») системы более  высокого уровня, в качестве которой  выступает система профессиональной деятельности. Поэтому стоит уточнить, что далее рассматриваются функции не в смысле круга обязанностей, которые выполняет специалист в той или иной профессиональной деятельности, а в к смысле круга задач, которые решает феномен профессионализма человека в преобразовании действительности. Критерии определяют те совокупности признаков и их значения, которые позволяют судить о степени выполнения обобщенных и конкретных функций данного системного объекта.

Функции профессионализма. В общем случае функция характеризует  процессуальную и результативную стороны  внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений. С процессуальной стороны основная функция профессионализма представляет собой преобразование субъекта труда. Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.

Конкретные функции  профессионализма человека ориентированы  на обеспечение решения следующих  обобщенных профессиональных задач: а) создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня; б) производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа  конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального  обогащения; в) воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального  сообщества и частью общества в целом. Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу  тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально  важные качества (ПВК) и отношения  человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

Выполнение функций  в общем случае сопровождаться получением не только полезных результатов, но и  определенных издержек (затрат), которые  могут быть как материальными, так  и нематериальными (социальными, психологическими). Функциональный подход требует изучения условий, в которых возникает, реализуется  и развивается профессионализм.Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки результатов.

Критерии профессионализма. Критерии, т.е. показатели, на основе которых  можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П.Поваренковым:

1. Критерий профессиональной  продуктивности характеризует уровень  профессионализма человека и  степень соответствия его социально-профессиональным  требованиям. Этот критерий характеризуют  такие объективные показатели  результативности, как количество  и качество произведенной продукции,  производительность, надежность профессиональной  деятельности т.д. Мы считаем, что важнейшей составляющей обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива.

2. Критерий профессиональной  идентичности характеризует значимость  для человека профессии и профессиональной  деятельности как средства удовлетворения  своих потребностей и развития  своего индивидуального ресурса.  Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

Информация о работе Структура морали