Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:56, контрольная работа
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.
1 Cтруктура морали ……………………… |3 –12
2 Профессионализм как нравственный
принцип современного делового человека …….. |12 – 19
3 |Литература ……………………………………………… |20
Для понимания регулятивной природы нравственности представляются существенными, по крайней мере, четыре момента:
а) она представляет собой определенное ценностное отношение к миру, - точнее - субъективно-заинтересованное. Она рассматривает мир, отдельные социальные явления и акты (действия индивидов и групп, социальные институты, их решения и т. д.) не сами по себе, а с точки зрения их значения для общества (класса). Многообразие эмпирических событий она классифицирует или как положительные, или как отрицательные, или как нейтральные. Мир воспринимается в черно-белом изображении.
б) нравственность является выражением активности человеческого сознания, - ценностное отношение к миру есть в то же время отношение деятельное. Характеризуя нечто как добро или зло, нравственность одновременно подразумевает, что к первому надо стремиться, а второго избегать. В.И. Ленин в конспекте «Науки логики» Гегеля делает такую заметку: «...переход идеи истины в идею добра, теории в практику и vice versa». Движение от истины к добру есть движение в направлении от теории к практике. Здесь подчеркнута практическая нацеленность нравственных понятии.
в) нравственные
взгляды и представления даны
в единстве с практическими отношениями,
- особенность нравственного
г) основным средством освоения действительности является нравственное требование, - понятие нравственного требование здесь имеет смысл употребить не в узком значении (требование как один из структурных элементов в отличие от принципов, норм и т. д.), а в широком, понимая под ним некий общий знаменатель нравственных принципов, норм, качеств, понятий, идеалов, а также реальных нравов.
Моральное сознание,
порождаемое потребностями
Моральные чувства,
помноженные на теоретические элементы
морального сознания, проявляются и,
многократно реализуясь в поступках,
в конце концов закрепляются в человеке
как его нравственные качества, целостные
духовно-практические образования, проявляющиеся
в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.
Какими они станут, зависит от нас.
------------------------------
2.«Профессионализм как нравственный
принцип современного делового человека»
Под профессионализмом
нами понимается особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно
выполнять сложную деятельность
в самых разнообразных
Анализ профессионализма
как системного образования подразумевает
изучение всех измерений этого комплексного
феномена. В качестве таких основных
измерений считаем
1. Профессионализм,
рассматриваемый как
2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс, имеет фазы или стадии: начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.
Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:
а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;
б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;
в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;
г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Процесс становления профессионализма, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз и стадий.
3.Профессионализм,
рассматриваемый как состояние.
В соответствии с теорией систем Дружинина В.В., описание профессионализма как системы следует проводить с учетом трех точек зрения или принципов: функционального, морфологического и информационного.
Функциональный
принцип описание профессионализма.
Психологический феномен
Мы исходим
из понимания того, что профессионализм
предназначен для «обслуживания» (или,
иначе, «обеспечения») системы более
высокого уровня, в качестве которой
выступает система
Функции профессионализма. В общем случае функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений. С процессуальной стороны основная функция профессионализма представляет собой преобразование субъекта труда. Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.
Конкретные функции
профессионализма человека ориентированы
на обеспечение решения следующих
обобщенных профессиональных задач: а)
создание потребительских стоимостей,
качество, надежность и производительность
которых не ниже нормативного уровня;
б) производство, сохранение и развитие
нормативно одобряемого способа
конкретной профессиональной деятельности,
в ее развитии за счет индивидуального
обогащения; в) воспроизводство, сохранение
и развитие конкретной профессиональной
общности, участником которой является
данный специалист и которая, в свою
очередь, является частью всего профессионального
сообщества и частью общества в целом.
Конкретизация функций
Выполнение функций
в общем случае сопровождаться получением
не только полезных результатов, но и
определенных издержек (затрат), которые
могут быть как материальными, так
и нематериальными (социальными, психологическими).
Функциональный подход требует изучения
условий, в которых возникает, реализуется
и развивается профессионализм.
Критерии профессионализма. Критерии, т.е. показатели, на основе которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П.Поваренковым:
1. Критерий профессиональной
продуктивности характеризует
2. Критерий профессиональной
идентичности характеризует