Судебная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:43, реферат

Описание

Цель работы - рассмотреть основания и принципы судебной этики.
Задачи работы:
- раскрыть содержание и значение судебной этики;
- изучить принципы судебной этики;
- определить пределы судейской этики;
- перечислить стимулы и ограничения судейской этики;
- описать нравственные требования к судебной деятельности.
Объект исследования - юридическая этика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Содержание, значение и принципы судебной этики…………………...5
1.1. Содержание и значение судебной этики…………………………………5
1.2. Принципы судебной этики………………................................................11
Глава 2. Судейская этика: пределы, стимулы и ограничения………………….15
2.1. Пределы судейской этики………………………………………………..15
2.2. Стимулы и ограничения судейской этики……………………………...21
2.3. Нравственные требования к судебной деятельности…………………..25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Судебная этика реферат 1.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

• слащавый, мнимый авторитет, поддерживаемый отдельными представителями органов судейского сообщества;

• выбор объекта защиты: кому служить - человеку или власти, когда их интересы не совпадают;

• механизм проверки жалоб  на действия (бездействие) суда;

• несовершенство правового  статуса судей;

• длительность судебной реформы и ее волнообразный характер;

• баланс этики и права;

• определенная зависимость от должностных лиц исполнительной власти при наделении полномочиями судьи;

• пропаганда недоверия  к суду, судье со стороны отдельных  журналистов и других лиц, имеющих  иной интерес;

• классы и оплата труда  судей;

• беззащитность судей  по месту жительства;

• недостаточное финансирование судов.

Изложенное позволяет  сделать некоторые выводы и предложения.

Эффективность, качество и оперативность правосудия, способного обеспечить защиту человека, его прав и свобод определяются:

1) не только деятельностью судьи, но и органов судейского сообщества, руководителя суда, госслужащих судов, на которых и следовало бы распространить Кодекс судейской этики;

2) обеспечением гарантированных  и реальных условий для независимого, открытого, гласного, прозрачного  и компетентного правосудия;

3) широким распространением  и нормативным закреплением категорий морали, их распространением применительно к статусу судьи, к судье-человеку и гражданину, должностному лицу, к его деятельности, т.е. к правосудию, праву и закону;

4) правовой и общей  культурой человека, общества, должностных лиц государственных органов;

5) пропагандой доверия  к суду;

6) организационными, материальными,  правовыми, этическими и иными гарантиями подлинной независимости, неприкосновенности судьи и госслужащих;

7) значительным расширением штатной численности помощников судей, консультантов;

8) введением должностей  специалистов различных профессий, могущих содействовать качеству правосудия;

9) отношениями судей,  судов с должностными лицами  других ветвей власти, которые должны носить исключительно процессуальный характер;

10) соединением, до  степени слияния, в правосудии  этических и правовых правил;

11) освещением всей  деятельности суда, а не только  значимых для отдельных лиц дел.

 

2.3. Нравственные  требования к судебной деятельности

 

Выше говорилось, что  все законодательство о суде и  судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей.

Закрепление в ст. 10 Конституции  РФ принципа разделения властей и  самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти. Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, образующая необходимый компонент в системе «сдержек» и «противовесов», должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества.

Важнейшее требование к  деятельности судебной власти - справедливость. Обществу и каждому человеку нужен суд только справедливый, стоящий на стороне правды, ее активно защищающий и выражающий в своих решениях.

В уголовном процессе, где речь идет о преступлении и  наказании, о защите от преступлений важнейших благ личности, справедливость приобретает повышенное значение. Несправедливый суд может причинить огромный вред как отдельному человеку, так и всему обществу. В российской истории 30-х и последующих годов XX в. суды часто использовались как орудия незаконной расправы с невиновными. В период массовых репрессий по приговорам судов были уничтожены сотни тысяч тех, кого называли «врагами народа», истреблялись ни в чем не виновные люди. Суды служили юридическим прикрытием чудовищной несправедливости, творимой государственной властью. Несправедливый суд всегда осуждался обществом. С его деятельностью связывались многие негативные явления.

Судебная власть оценивается  как справедливая тогда, когда она  применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дала, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с познанными фактами и требованиями закона. Справедливый суд - это суд, где виновный обоснованно подвергается заслуженному наказанию, а невиновный обязательно оправдывается.

Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Справедливость выражается и в обеспечении равенства всех, кого затрагивает судебная деятельность, и в соблюдении прав участвующих в деле лиц, и в обоснованности и законности промежуточных решений «процедурного» характера.

Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование по сути выражает уравнительный аспект справедливости. Однако требование обеспечения равенства в суде настолько важно, что оно специально выделяется законодательно и фигурирует в нравственном сознании общества.

Требование равенства  в суде России законодательно закреплялось издавна, провозглашалось и в нормативных актах Петра I, Екатерины II, Александра II, и в конституциях, принимавшихся в разное время. Однако обеспечение реального равенства в суде, равных реальных возможностей отстаивать свои права перед судом людей, занимающих разное социальное, служебное, имущественное положение, остается проблемой и сегодня.

Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной. Суд необъективный, тенденциозный не способен осуществить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превратиться в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей.

Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притязаниям и личности и действовать лишь в интересах истины и справедливости на основании закона и совести - фундаментальное требование нравственного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других.

Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм судей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, неуклонное следование им, умение правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи. Судья должен иметь высшее юридическое образование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повышения юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия «высокого качества».

Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (ст. 2 Закона о статусе судей в Российской Федерации). Но одновременно этот же Закон разделяет судей на квалификационные классы в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей они разделяются на шесть квалификационных классов. Материальное обеспечение судей зависит, в частности, от их квалификационного класса. Квалификационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авторитета судей. Он может подрывать доверие к судьям «низших» классов, хотя они, как правило, высокопрофессиональны. Что касается размеров материального обеспечения, которое, естественно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей.

 

 

 

Заключение

 

Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной  деятельности судьи, следователя и  прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Независимость и подчинение только закону образуют важнейшее требование, предъявляемое Конституцией РФ к судебным органам, что оказывает существенное влияние и на нравственное содержание их деятельности. Данное правило, помимо судей, в целом следует распространить на прокуроров и следователей.

Судья, прокурор, следователь  несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права ссылаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Анализируя научную  и учебную литературу, можно сделать  вывод о том, что различают юридическую, судебную и судейскую этики.

Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения.

Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения.

Судейская этика - правила этического поведения судьи, в том числе судьи в отставке.

К базовым принципам регламентации поведения судей относятся:

• принцип независимости  судебных органов;

• принцип объективности  является обязательным условием надлежащего исполнения судьей своих обязанностей;

• принцип честности  и неподкупности;

• принцип соблюдения этических норм;

• принцип равенства;

• принцип компетентности и старательности.

На основе данных принципов  и с учетом национальных особенностей 2 декабря 2004 г. VI Всероссийский съезд судей принял Кодекс судейской этики.

Нам представляется, что  Кодекс судейской этики следовало  бы распространить и на госслужащих судов, на руководителей судов, на органы судейского сообщества, чтобы повысить эффективность правосудия.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - N 4. - Ст. 445.
  2. Постановление Совета судей от 30 ноября 2006 г. № 172 «О практике применения Кодекса судейской этики». Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс.
  3. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Academia, 2004. - 220 с.
  4. Белоковыльский М.С. Защита при рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства: особенности тактики и этики // Адвокат. - 2010. - N 2. - С. 21-27.
  5. Владыкина Т.А. Кодекс судейской этики: теоретико-правовой аспект // Российский судья. - 2010. - N 11. - С. 34-37.
  6. Гуреев В.А. Кодекс профессиональной этики судебного пристава: перспективы принятия // Современное право. - 2010. - N 11. - С. 59-61.
  7. Дряхлов С.К. Новая концепция Кодекса судейской этики судей Российской Федерации: «за» и «против» // Российское правосудие. - 2010. - N 10 (54). - С. 71-75.
  8. Епихина Г.В. Профессиональная этика юриста: учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. - 59 с.
  9. Иринархова И. Судебный этикет // Домашний адвокат. - 2010. - N 8. - С. 4-5.
  10. Кузнецов П.С. Вопросы этики в деятельности судебного эксперта // Российский юридический журнал . - 2010. - N 2 (март-апрель). - С. 163-165.
  11. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1982. - 209 с.
  12. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. - 2008. - N 4. - С. 39-44.
  13. Мяготин А.В. Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - N 1. - С. 121-129.
  14. Проблемы судебной этики / Под ред. М.С. Строговича. - М.: Наука, 1974. - 272 с.
  15. Судейская этика: учебное пособие для вузов / Отв. ред.: Ю.Ф. Беспалов, О.А. Егорова. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 101 с.
  16. Аракелов Ю.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. - СПб.: Питер, 2006. - 124 с.
  17. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для. - М.: Норма, 2009. - 165 с.
  18. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2011. - 559 с.
  19. Кузнецов А.П. Рецензия на статью И. Л. Трунова «Юридическая профессиональная этика», опубликованную в журнале «Адвокатская практика» N 2 за 2008 год // Адвокатская практика. - 2010. - N 1. - С. 45-47.
  20. Юридическая этика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов и др. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2010. - 239 с.

Информация о работе Судебная этика