Теория справедливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:35, реферат

Описание

Заслуга возвращения либеральных идей в философско-правовой дискурс принадлежит Джону Роулзу, опубликовавшему в 1971 году примечательный труд «Теория справедливости». Либерализм Дж. Роулза обрел форму концепции справедливости.

Работа состоит из  1 файл

этика.docx

— 16.65 Кб (Скачать документ)

Заслуга возвращения либеральных идей в  философско-правовой дискурс принадлежит  Джону Роулзу, опубликовавшему в 1971 году примечательный труд «Теория справедливости». Либерализм Дж. Роулза обрел форму концепции справедливости.

 

Поэтому в основу его учения заложена идея, сводимая к тому, что индивидуальные права и свободы образуют неотъемлемую часть справедливой структуры общества, сама же справедливость в свою очередь  невозможна без признания автономной человеческой личности и предоставления каждому человеку права реализовать  свою работу в условиях признания  прав и свобод других людей.

 

Подобное  обоснование индивидуальных прав и  свобод, как полагает Дж. Роулз, не предусматривает никакого приоритета общего понятия блага. Принципы справедливости, не опирающиеся на общую концепцию блага, обозначают структуру основных свобод, в границах которых индивиды — каждый со своими целями, интересами и убеждениями — получают возможность воплощать в жизнь свои представления о благе. Отсюда следует важный вывод и о роли государства.

 

Как полагают Дж. Роулз и его последователи, государство призвано поддерживать справедливую структуру общества, а не навязывать своим гражданам тот или иной образ жизни или определенную систему ценностей.

 

Для обоснования  концепции либерализма Дж. Роулз обращается к теории общественного договора. Он пересматривает понятия классических версий этой теории. Для Роулза общественный договор — это не согласие о подчинении обществу или правительству, реально установленное нашими предшественниками или на- ми самими, а определенная идеальная гипотетическая ситуация, в которую словно бы вовлекают себя люди, выбирающие принцип справедливого социального устройства.

 

Ключевыми для понимания такого общественного договора служат два понятия: «исходная позиция» и «покров неведения». Исходная позиция, согласно Роулзу, моделирует ситуацию выбора, обеспечивающую свободу и равенство для каждого из его участников. Определенным образом исходную позицию можно понимать как гипотетический процесс установления «сделки» между гражданами, членами общества, где каждый человек, действуя рационально и добиваясь собственных интересов, стремится к наиболее выгодному для себя положению.

 

Если  бы в этой ситуации люди точно знали, как именно разделены между ними такие «случайные с моральной  точки зрения» атрибуты, как социальное положение и природные таланты, то достигнутое соглашение отражало бы сложившееся неравенство и было бы более выгодным для тех, на чью долю уже выпал успех. В то же время справедливость требует, чтобы соглашение было установлено на приватных началах. Желательно, чтобы каждый, кто в условиях исходной позиции выбирает принципы справедливого социального устройства, попадал словно бы за пределы «покровов неведения» применительно к самому себе и к обществу, в котором он живет.

 

За  этим кроется то простое соображение, что человек, точно не ведающий, какое  место он занимает в обществе, будет  стремиться определить принципы, способные  обеспечить справедливые и достойные  условия для каждого, а потому и для себя. «Покров неведения», согласно Дж. Роулзу, должен быть наброшен и на представления людей о благе. Для того, чтобы выбор был справедливым, люди должны не добиваться соглашений, наиболее выгодных с точки зрения их собственного представления о благе, а стремиться защищать свою свободу, «высказывать, пересматривать» представления о благе и «рационально следовать» им.

 

Главное содержание теории справедливости Дж. Роулза и состоит в обосновании того, что люди в ситуации исходной позиции выберут два принципа справедливости. Согласно первому принципу (принцип равных свобод), каждый человек имеет равное право на максимально широкую систему равных основных свобод, согласованную с аналогичной системой свобод для всех.

 

Второй  принцип справедливости формулируется  таким образом:

социальные  и экономические неравенства  должны быть урегулированы так, чтобы  обеспечить наибольшую выгоду для тех, у кого меньше успехов (принцип дифференциации),

чтобы имеющиеся должности в обществе были открытыми для всех в условиях честного обеспечения равных возможностей (принцип равных возможностей).

 

Положения Дж. Роулза являются вариантом дистрибутивной теории справедливости: справедливость рассматривается лишь в контексте распределения «первичных благ», определяемых философом права классом вещей, необходимых для реализации любого жизненного плана, включающего основные права и свободы, доход, благосостояние и возможности самореализации человека.

 

Однако  вопросы, связанные со справедливостью, возникают и в другом контексте, например в том случае, когда необходимо вознаградить человека, определить меру вознаграждения или, наоборот, что случается  реже, меру наказания. Если справедливость в первом, дистрибутивном значении связана с понятием права (права  на определенную часть при распределении), то во втором — с понятием заслуженного.


Информация о работе Теория справедливости