Унцукульские художественные изделия из дерева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:40, реферат

Описание

Истоки Унцукульского промысла насечки металлом по дереву уходят в далекое прошлое - XVII-XVIII века. Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, - ручка кнута, сделанная из кизила, украшенная художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.

Работа состоит из  1 файл

эстетика и дизайн.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)
Во  всем мире знамениты изделия кубачинских  и унцукульских мастеров. Аварское селение Унцукуль — центр художественной насечки металлом по дереву, расположено  на левом берегу реки Аварское Койсу. Унцукульский промысел возник в начале 19 века. Изначально здесь изготовляли ручки, нагайки, трости и стеки. Во время Кавказской войны в Унцукуле появились оружейные мастерские. В конце 19 века местные художественные изделия продавались в Кавказских Минеральных водах, в Ростове, Царицыне и Астрахани, а в начале 20 века произведения унцукульских мастеров экспортировались за границу. Для инкрустации медью, мельхиором, серебром, использовали дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне, принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Нередко на унцукульском изделии встречается изображение древнего символа — солярного знака. В 20 веке унцукульские мастера производили различные декоративные предметы, в частности, настенные блюда, панно.

Унцукульские  художественные изделия  из дерева 

   Истоки Унцукульского  промысла насечки металлом по дереву уходят в далекое прошлое - XVII-XVIII века. Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, - ручка кнута, сделанная  из кизила, украшенная художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.

   Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские. С 1926 года мастера объединились в артель, которая через три года стала называться Артелью промысловой кооперации. В 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени.

   В основе унцукульского  орнаментального рисунка четко  фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название "ишан" (узор, знак). Первичным материалом сегодня, как и ранее, служит дерево из кизила и абрикоса. Из древесины кустов кизиловых деревьев, отличающихся хорошей плотностью, твердостью, вязкостью, делают трости, рожки для обуви… Абрикос идет на изготовление ваз, кувшинов и т.д. 

Ковры и ковровые изделия
Кубачинские художественные изделия из серебра
Гоцатлинские художественные изделия из металла
Унцукульские художественные изделия из дерева
Балхарская керамика
Охотничьи ножи, декоративное холодное оружие
Андийская бурка
Кайтагская вышивка
Чулочно-носочные изделия - джурабы
 
Унцукульские  художественные изделия  из дерева 

   Истоки Унцукульского  промысла насечки металлом по дереву уходят в далекое прошлое - XVII-XVIII века. Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, - ручка кнута, сделанная из кизила, украшенная художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.

   Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские. С 1926 года мастера объединились в артель, которая через три года стала называться Артелью промысловой кооперации. В 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени.

   В основе унцукульского  орнаментального рисунка четко  фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название "ишан" (узор, знак). Первичным материалом сегодня, как и ранее, служит дерево из кизила и абрикоса. Из древесины кустов кизиловых деревьев, отличающихся хорошей плотностью, твердостью, вязкостью, делают трости, рожки для обуви… Абрикос идет на изготовление ваз, кувшинов и т.д.

 
 
 
   

Унцукульские художественные изделия

Унцукульские  художественные изделия, унцукульская насечка, — продукция уникального  народного художественного промысла (инкрустация дерева металлом, костью и цветной древесиной), развитого в ауле Унцукуль Республики Дагестан. Промысел возник в XIX веке на базе местного кустарного производства холодного и огнестрельного оружия. Ассортимент Унцукульских художественных изделий состоит из курительных трубок, мундштуков, палок и тростей, ручек для тростей и зонтов, чернильных приборов, стаканов для карандашей, портсигаров, спичечниц, пеналов и других небольших вещей утилитарно-декоративного назначения. Изготавливаются также и более крупные предметы: столики, стулья и др. Изделия вырабатываются из древесины кизила и абрикоса.

Мастер-насечник делает резцом в дереве надрез и  вдвигает в него мельхиоровую, реже серебряную ленту либо проволоку. Затем  металл обрезается «у корня» и молоточком вбивается вглубь надреза, в результате чего образуются черточки и точечки в разнообразных сочетаниях — сплошные и пунктирные линии, квадраты, ромбы и пр. Контурные детали абриса обогащаются симметричной штриховкой и равномерной сеткой; иногда      инкрустируются дополнительно миниатюрными металлическими дисками и мелкими разноцветными кусочками крашеной кости или цветного дерева в форме овалов, звездочек, грушевидных и копьевидных фигур. Техника выкладки инкрустации очень трудоемка; так, для обработки сложного орнамента, нанесенного на трость, изделие инкрустируется несколькими тысячами кусочков различного материала, причем для вставки каждого кусочка мастер должен сделать в среднем пять рассчитанных движений.

Орнаменты, которыми инкрустируются унцукульские художественные изделия, близки к узорам балкарской (Дагестан) керамики и местных старинных вышивок. За наиболее типичными узорами закрепились названия с именами мастеров либо со смысловым значением узора: хец (стрела), халисераб (наклонный), аят (декоративный знак в арабской письменности) и др. Простейшими и наиболее распространенными мотивами орнамента является хухун-мшан (сетчатый рисунок), анчиля (кирпичики) и др. В послереволюционные годы орнаментика Унцукуля обогатилась современной тематикой — изображениями советских гербов и эмблем, включаемых в разнообразных сочетаниях в общую композицию. В последнее время в орнаменте чаще всего встречаются растительные мотивы и изображения животных.

Информация о работе Унцукульские художественные изделия из дерева