Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:40, реферат
Истоки Унцукульского промысла насечки металлом по дереву уходят в далекое прошлое - XVII-XVIII века. Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, - ручка кнута, сделанная из кизила, украшенная художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.
Во всем мире знамениты изделия кубачинских и унцукульских мастеров. Аварское селение Унцукуль — центр художественной насечки металлом по дереву, расположено на левом берегу реки Аварское Койсу. Унцукульский промысел возник в начале 19 века. Изначально здесь изготовляли ручки, нагайки, трости и стеки. Во время Кавказской войны в Унцукуле появились оружейные мастерские. В конце 19 века местные художественные изделия продавались в Кавказских Минеральных водах, в Ростове, Царицыне и Астрахани, а в начале 20 века произведения унцукульских мастеров экспортировались за границу. Для инкрустации медью, мельхиором, серебром, использовали дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне, принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Нередко на унцукульском изделии встречается изображение древнего символа — солярного знака. В 20 веке унцукульские мастера производили различные декоративные предметы, в частности, настенные блюда, панно. |
Унцукульские
художественные изделия
из дерева
Истоки Унцукульского промысла насечки металлом по дереву уходят в далекое прошлое - XVII-XVIII века. Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, - ручка кнута, сделанная из кизила, украшенная художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.
Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские. С 1926 года мастера объединились в артель, которая через три года стала называться Артелью промысловой кооперации. В 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени.
В основе унцукульского
орнаментального рисунка четко
фиксированная, стойкая композиционная
структура, получившая название "ишан"
(узор, знак). Первичным материалом сегодня,
как и ранее, служит дерево из кизила
и абрикоса. Из древесины кустов кизиловых
деревьев, отличающихся хорошей плотностью,
твердостью, вязкостью, делают трости,
рожки для обуви… Абрикос идет на изготовление
ваз, кувшинов и т.д.
|
| |||||||||||||||||||||||
Унцукульские художественные изделия
Унцукульские художественные изделия, унцукульская насечка, — продукция уникального народного художественного промысла (инкрустация дерева металлом, костью и цветной древесиной), развитого в ауле Унцукуль Республики Дагестан. Промысел возник в XIX веке на базе местного кустарного производства холодного и огнестрельного оружия. Ассортимент Унцукульских художественных изделий состоит из курительных трубок, мундштуков, палок и тростей, ручек для тростей и зонтов, чернильных приборов, стаканов для карандашей, портсигаров, спичечниц, пеналов и других небольших вещей утилитарно-декоративного назначения. Изготавливаются также и более крупные предметы: столики, стулья и др. Изделия вырабатываются из древесины кизила и абрикоса.
Мастер-насечник делает резцом в дереве надрез и вдвигает в него мельхиоровую, реже серебряную ленту либо проволоку. Затем металл обрезается «у корня» и молоточком вбивается вглубь надреза, в результате чего образуются черточки и точечки в разнообразных сочетаниях — сплошные и пунктирные линии, квадраты, ромбы и пр. Контурные детали абриса обогащаются симметричной штриховкой и равномерной сеткой; иногда инкрустируются дополнительно миниатюрными металлическими дисками и мелкими разноцветными кусочками крашеной кости или цветного дерева в форме овалов, звездочек, грушевидных и копьевидных фигур. Техника выкладки инкрустации очень трудоемка; так, для обработки сложного орнамента, нанесенного на трость, изделие инкрустируется несколькими тысячами кусочков различного материала, причем для вставки каждого кусочка мастер должен сделать в среднем пять рассчитанных движений.
Орнаменты, которыми инкрустируются унцукульские художественные изделия, близки к узорам балкарской (Дагестан) керамики и местных старинных вышивок. За наиболее типичными узорами закрепились названия с именами мастеров либо со смысловым значением узора: хец (стрела), халисераб (наклонный), аят (декоративный знак в арабской письменности) и др. Простейшими и наиболее распространенными мотивами орнамента является хухун-мшан (сетчатый рисунок), анчиля (кирпичики) и др. В послереволюционные годы орнаментика Унцукуля обогатилась современной тематикой — изображениями советских гербов и эмблем, включаемых в разнообразных сочетаниях в общую композицию. В последнее время в орнаменте чаще всего встречаются растительные мотивы и изображения животных.
Информация о работе Унцукульские художественные изделия из дерева