Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:15, контрольная работа
Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.
Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
Введение.
Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.
Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Но это утверждение можно опровергнуть – неэмоциональная речь тоже может быть выразительной, а оратор, который говорит ровным голосом, ничем не выдавая своих эмоций, может произвести большее впечатление, нежели шутник и балагур.
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения.
Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.
Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.
К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).
Важным качеством речи является выразительность. Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя.
Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.
В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как человек владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.
Выразительные средства языка
иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным,
т. е. тропам и фигурам, но выразительность
могут усиливать единицы языка всех
его уровней - начиная со звуков и кончая
синтаксисом и стилями. Даже отдельный
звук, не говоря уже о какой-то их комбинации,
может оказаться в речи выразительным.
Лексическая система языка сложна и многолика.
Возможности постоянного обновления в
речи принципов, способов, признаков объединения
в пределах целого текста слов, взятых
из различных групп, скрывают в себе и
возможности обновления речевой выразительности
и ее типов.
Выразительные возможности слова поддерживаются
и усиливаются актуализацией его семантики.
Актуализация семантики слова в поэзии
обычно связана с тем, что можно назвать
ассоциативностью образного мышления.
Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего
жизненного опыта читателя и психологических
особенностей работы его мысли и сознания
в целом.
А теперь перейдем к эпитетам,
метафорам и другим средствам
языка.
Эпитет - это не слово в словаре;
эпитетом слово становится, когда попадает
в речь. В словосочетании деревянная полка
прилагательное - не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд
или деревянная походка
это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет
сознание от значения слова к личностному
смыслу, а личностные смыслы могут и не
совпадать у автора речи и читателя или
двух читателей с различным жизненным
опытом. Нужна семантическая и структурная
типология эпитетов - по степени их близости
к значению слова-определения и ассоциативной
удаленности от него
Метафора - это словосочетание, имеющее
семантику скрытого сравнения. Если эпитет
- не слово в словаре, а слово в речи, то
тем более справедливо утверждение: метафора
- не слово в словаре, а сочетание слов
в речи. Можно вколачивать
гвоздь в стену. Можно вколачивать
мысли в голову — возникает метафора,
грубоватая, но выразительная. В метафоре,
три элемента: информация о том, что сравнивается;
информация о том, с чем сравнивается;
информация об основании сравнения, т.
е. о признаке, общем в сравниваемых предметах
(явлениях).
Речевая актуализация семантики
метафоры и объясняется необходимостью
такого отгадывания. И чем больше усилий
требует метафора для того, чтобы сознание
превратило скрытое сравнение в открытое,
тем выразительнее, очевидно, сама метафора.
Метафоризируются обычно глаголы
и прилагательные, потому, что они чаще
других частей речи оказываются в позиции
сказуемого, а эта позиция, в свою очередь,
нужна для «стыка», встречи двух значений,
обозначающих сходные признаки двух предметов.
Метафора оказывает очень большое влияние
на выразительность речи. Не случайно
так велико ее место в речи художественной.
И чем метафора свежее, непривычнее, тем
она выразительнее. Правда, везде должно
быть чувство меры, логическая и эстетическая
норма
Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию на выразительность речи и потому здесь обсуждаться и описываться не будут.
Прежде чем перейти к
выразительности художественной речи,
необходимо отметить основные условия,
от которых зависит выразительность речи
человека.
Первое условие - самостоятельность
мышления, деятельности сознания автора
речи. Если думаешь только по шпаргалке,
а чувствуешь по шаблону и стандарту, не
удивляйся тому, что шпаргалочное мышление
и шаблонное чувство не позволяют пробиться
робким росткам выразительности.
Второе условие - неравнодушие,
интерес автора речи к тому, о чем он говорит
или пишет, к тому, что он говорит или пишет,
и к тем, для кого он говорит или пишет.
Третье условие - хорошее
знание языка, его выразительных возможностей.
Такое знание редко достигается без помощи
науки о языке. Вот почему желательно широкое
лингвистическое просвещение.
Необходимо знать о звуках и их выразительных
возможностях. Об ударении и его выразительных
свойствах. О словах и их воздействии на
речевую выразительность. Об образовании
слов, о частях речи, о предложениях и их
членах, об интонации, - но все под тем же
углом зрения: выразительность!
Четвертое условие -
хорошее знание свойств и особенностей
языковых стилей -так как каждый из них
налагает свой отпечаток на отдельные
группы и слои средств языка, которые,
таким образом, оказываются стилистически
окрашенными. Эта окрашенность предоставляет
очень большие возможности авторам речи
и в усилении речевой выразительности.
Пятое условие - систематическая и осознанная
тренировка речевых навыков. Нужно учиться
контролировать свою речь, замечать, что
в ней выразительно, а что шаблонно и серо.
Навык самоконтроля необходим любому
человеку, если он хочет постепенно улучшать
свою речь.
Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики - фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.
Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств.
В первую очередь фонику
интересует звуковая организация поэтической
речи, в которой значение фонетических
средств особенно велико. Наряду с
этим исследуется также звуковая
выразительность художественной прозы
и некоторых жанров публицистики
(прежде всего на радио и телевидении).
В нехудожественной речи фоника решает
задачу наиболее целесообразной звуковой
организации языкового
Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько, самой распространенной среди которых является скопление согласных звуков.
Для создания благозвучия важным является количество звуков, сочетающихся между собой, их качество и последовательность. В русском языке (это доказано) сочетание согласных звуков подчиняется законам благозвучия.
Нарушением благозвучия речи, является скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благозвучнее, неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием. Так же причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов.
В поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и намеренную игру сходных в звуковом отношении слов.
Неудачная фонетическая организация речи, затруднение намеренной игры сходных в звуковом отношении слов, непривычное звучание фразы отвлекают внимание читателя, мешают восприятию текста на слух. Русские поэты и писатели всегда внимательно следили за звуковой стороной речи, отмечали недостатки звукового оформления той или иной мысли.
Эстетическое восприятие текстов нарушается при употреблении в речи действительных причастий настоящего и прошедшего времени типа.
Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей стороны речи.
Не меньшими, чем
лексика, возможностями усиливать
и ослаблять выразительность
речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные
и эмоциональные слова еще не сделает
вашу речь живой, если вы не владеете секретами
экспрессивного синтаксиса. Ведь слова
надо уметь расставить, выстроить из них
такие предложения, которые позволяли
бы использовать разнообразные интонации,
подчеркнуть логическими ударениями,
наконец, умело расставить паузы... На письме
для этого служат знаки препинания, а в
устной речи — эмфатическая интонация
(от греч. эмфазис — указание, выразительность).
Однако и то и другое определяется синтаксическими
особенностями высказывания.
Так же используется и другой стилистический прием — параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придает речи особую гармоничность. Не случайно и повторение слова зачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции: едино - начатие (или анафора) также подчеркивает упорядоченность построения высказывания. В параллельных синтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) — повторение последних слов предложения.
Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.
Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию.
При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий.
Сильным средством эмоциональной речи является период— гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания.