Актуальные проблемы развития и организации сферы обслуживания в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 21:34, реферат

Описание

Жизнь современного человека трудно представить без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.

Содержание

Глава №1
1. Из чего состоит третичный сектор экономики. Сфера услуг и постиндустриальное общество
2. Сервисный сектор экономики в России
3. От государственного сервиса к частному

Работа состоит из  1 файл

Сферы обслуживания.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования 
“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ” 
в г.Смоленске
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА 
Тема: «
Актуальные проблемы развития и организации сферы      обслуживания в российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнил студент 
1курса группа ТД102о 
Рыбаков Е.А. 
Работу проверила 
Зятькова А.В. 
Отметка о зачете______________ 
_____________________________ 
 
Смоленск 2011.

 

Содержание:

Глава №1

1. Из чего состоит третичный сектор экономики. Сфера услуг и постиндустриальное общество

2. Сервисный  сектор экономики в России

3. От государственного сервиса к частному 

 

            Тема: «Актуальные проблемы развития и организации сферы      обслуживания в российской Федерации» 

Жизнь современного человека трудно представить без  телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы  обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д. 

Сфера обслуживания - третичный, т. е. третий, сектор экономики. Первые два направлены на производство, они увеличивают материальное благосостояние общества. Сфера услуг ориентирована  на потребление и прямо связана  с уровнем экономического развития государства и личными доходами граждан. В экономике ей отвели третье место, однако менее важной она от этого не стала. 

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ  ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 

Профессиональные  занятия, относящиеся к сфере  услуг, можно распределить по группам, основываясь на нескольких принципах. Важнейший - отраслевой - выделяет торговлю, транспорт, управление, образование, здравоохранение, банковское обслуживание, связь, науку, культуру. 

Можно учитывать, как часто обращаются потребители  к сфере обслуживания. В этом случае говорят об услугах повседневного, периодического и эпизодического спроса. 

Третичный сектор делят также на сферу общественного  и индивидуального обслуживания. В первую группу входят услуги, необходимые  для нормальной жизни общества в целом: транспорт, почта, система обязательного среднего образования, здравоохранение, коммунальные услуги и т. д. Во вторую - услуги, предоставляемые отдельным лицам (кафе, ателье, туризм и т. д.). В сфере общественных услуг России весома роль государства, а в сфере индивидуальных - частного бизнеса. 

СФЕРА УСЛУГ  И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 

Начиная с 60-х  гг. XX столетия третичный сектор во всём мире переживает период бурного  роста. Основным показателем развития служит не столько увеличение количества предоставляемых услуг, сколько рост числа людей, занятых в данном секторе экономики. Такой этап развития общества получил название "постиндустриальный". 

Первая часть  слова, "пост" (лат. post - "после"), может создать неверное представление, что индустриальный и добывающий секторы становятся второстепенными. Однако это не так. Они достигли такого высокого уровня развития, что для производства теперь требуется гораздо меньше людей, чем раньше. Освободившиеся работники уходят в сферу обслуживания. 

Сегодня в развитых странах в сервисном секторе  занято подавляющее большинство  работающих (в США - 72 %, в государствах Западной Европы - до 70 %, в Японии - 59 %). Россия пока существенно отстаёт: в начале 90-х гг. в сфере услуг  работало всего 34 % активного населения страны. Однако к концу 90-х гг. эта доля выросла. 

Быстрое развитие третичного сектора экономики обычно свидетельствует о росте уровня жизни. Хотя, конечно, нет правил без  исключений. Так, в 60-80-х гг. XX в. сфера  обслуживания в России развивалась за счёт увеличения чиновников, работающих в государственных учреждениях, в организациях военно-промышленного комплекса и т. д. При этом в повседневной жизни людям не хватало самых необходимых вещей - продуктов питания, бытовых услуг, телефонов, уличного транспорта и т. д. Приходилось самим быть и слесарями, и портными, и строителями-ремонтниками и т. д. Другой пример - современная Чукотка, где на транспорте, в сфере услуг и торговле занято 46 % работающих. Однако подобное объясняется не высоким уровнем производства, а, наоборот, низким: для местных жителей сфера обслуживания почти единственная возможность заработать. Очевидно, что при таких условиях нельзя говорить о повышении уровня жизни. 

СЕРВИСНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 

До Октября 1917г. третичный сектор экономики России быстро развивался, как и во многих других странах мира. Так, государство всегда поддерживало торговлю. Бескрайние просторы страны пересекали торговые пути, связывавшие отдалённые районы. По городам и деревням разносили свой товар коробейники. Центром российского товарообмена были ярмарки, крупнейшая из которых, Нижегородская, определяла не только российские, но и мировые цены на зерно. Накануне революции только в Москве насчитывалось более 20 тыс. торговых заведений. 

В стране существовала обширная сеть почтовых станций, и потому почтовая связь была одной из наиболее быстрых и развитых в Европе. Конечно, Россия очень долго оставалась страной грунтовых дорог, бездорожья, но в XIX в. начали строить железные и шоссейные дороги. С 1865 по 1900 г. их протяжённость возросла почти в 40 раз: с 1,5 до 58 тыс. вёрст. 

Революция резко  изменила ориентиры. Советская власть пропагандировала ограничение потребностей, поэтому сфера обслуживания стала  восприниматься как "пережиток" буржуазного  общества. Были разработаны целые  тома "норм и правил". Они определяли объёмы товаров и услуг, положенных гражданам в зависимости от места их проживания (город, село, столица, областной центр) и социального положения (рабочий, колхозник, государственный служащий, руководящий работник). Нормативы распространялись на все стороны жизни - от продуктов питания ("две пачки масла в одни руки") до культурной жизни. Так, республиканскому центру полагался оперный театр, а областному только драматический. В райцентре непременно строили кинотеатр, а в селе - только клуб. 

Большое внимание в Советском Союзе уделялось отдыху граждан. Однако и здесь существовали жёсткие правила. Например, в санатории или доме отдыха "отдыхающий" должен был подчиняться строгому режиму дня, а за "плохое поведение" его могли выгнать, сообщив к тому же на работу. Это называлось "организованным" отдыхом. Стремление людей проводить отпуск так, как хочется, породило "дикий" отдых, когда на курорты ехали не по путёвкам, а самостоятельно. Меткое название часто соответствовало реальности: порой приходилось вести полупервобытный образ жизни - готовить пищу на костре или примусе, мыться при случае и т. д. 

Сама сфера  услуг была развита слабо, зато быстро увеличивался аппарат управления. К 1985 г. в стране насчитывалось около 18 млн государственных чиновников, что составляло 1/6 всех работников страны! Хроническое отставание сферы услуг от потребностей общества привело к развитию частных услуг. Несмотря на официальные запреты, в стране работали "подпольные" частные портные, парикмахеры, репетиторы, работники автосервиса и т. д. За многие бесплатно предоставляемые государством услуги в действительности необходимо было "доплачивать". По оценкам современных экономистов, в 80-х гг. за частные услуги население ежегодно доплачивало 1/3 всех средств, направлявшихся государством в третичный сектор. 

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕРВИСА К ЧАСТНОМУ 

С конца 80-х гг. третичный сектор экономики России переживает настоящий бум. Всё началось с развития стихийной уличной  торговли. "Первопроходцы" частного сектора располагались в самых  многолюдных местах, мешая прохожим, и навязчиво предлагали свой товар. Почти одновременно стало расти число товарных бирж (в 1991 г. их насчитывалось 300). Биржи взяли на себя роль посредников при продаже по рыночным ценам товаров, сырья и материалов. 

Настоящая перестройка  сферы услуг началась после того, как в 1992 г. правительство приняло программу приватизации. В 1992-1993 гг. были приватизированы магазины, кафе, рестораны, ателье и т. д. В большинстве случаев владельцем становился рабочий коллектив. 

То же произошло  и в сфере связи. Почта по-прежнему является государственной, хотя появились дорогие частные услуги по быстрой доставке корреспонденции в любые уголки страны и мира. Зато в области телефонной связи работает много частных фирм и компаний. 

Переход к частной  собственности коренным образом изменил и туристический сервис. Многочисленные фирмы предлагают жителям России отдых за рубежом, а внутренний туризм развит по-прежнему слабо и даже сдал свои позиции, хотя в России немало красивейших уголков природы. Также неблагополучно обстоят дела и в гостиничном бизнесе. Всего три города могут похвалиться относительно высоким уровнем обслуживания туристов: Москва, Петербург и Сочи. 

В 1997 г. доля частного сектора в торговле и общественном питании составляла 88,7 %, в строительстве - 92,2 %. Меньше всего частных предприятий в сфере управления (12,5 %) и образования (14,4 %). 

Если частный  сектор сферы услуг развивается  быстрыми темпами, то государственный, напротив, находится в упадке. Особенно тяжёлые времена переживают образование, здравоохранение, наука и культура. За годы реформ заметно сократилась численность научных сотрудников, учителей, медицинского персонала. Государство скудно финансирует эти отрасли, поэтому работники вынуждены менять профессию. В условиях экономического кризиса они пополняют ряды продавцов, рекламных агентов, ремонтных рабочих и т. д. 

Лучше всего  сфера услуг развита в Москве. Число занятых в сервисе превысило 2,5 млн человек - цифра, сопоставимая с количеством таких же работников на всём российском Севере от Мурманска до Камчатки. На втором месте стоит Петербург. Наряду со столицами выделяются северные и восточные регионы России. Хуже всего сфера услуг развита в республиках Северного Кавказа, на Алтае, в Хакасии и Бурятии. 

Обычно собственное  предприятие стремятся разместить в центральной части города. Поэтому городские центры постепенно превращаются в деловую зону, где расположены банки, министерства, магазины, современная инфраструктура. Иногда меняется даже облик кварталов: реконструируются здания для офисов, строятся дорогие элитные дома и роскошные магазины; памятники архитектуры становятся чужеродным элементом в новом окружении. Однако постепенно в городах складывается новое ядро деловой активности, как правило не слишком удалённое от центра. Так, в Москве началось строительство "Сити" (так в развитых странах называют деловой центр). 

На окраинах города группируются предприятия, для  которых престиж играет второстепенную роль. Им важнее площадь территории и размер платы за землю и помещения. Это крупные рынки и супермаркеты, авторемонтные мастерские, гаражи, общежития, крупные спортивные сооружения, медицинские комплексы.

Информация о работе Актуальные проблемы развития и организации сферы обслуживания в Российской Федерации