Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:37, доклад
Дальнейшим развитием теории Хекшера-Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Однако технологические новшества не могут быть узурпированы той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран.
3 Альтернативные теории международной торговли
Дальнейшим развитием теории Хекшера-Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Однако технологические новшества не могут быть узурпированы той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран. В результате ранее образовавшийся технологический разрыв оказывается преодоленным, а первоначальные преимущества утраченными. Тем не менее, пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использованы новые технологии. Вместе с тем он стимулирует и развитие экономики страны-импортера. В первом случае имеет место своеобразная «технологическая рента», во втором — приобретается более совершенная в техническом отношении продукция, применение которой позволяет повысить эффективность экономики.
В
целом теорию технологического разрыва
можно рассматривать как
Критики
этой теории отмечают, что хотя конструкция
теории отличается логичностью, проблема
в том, что она основана на ряде
допущений, в настоящее время
далеких от действительности. Одним
из основных недостатков этой теории
можно считать то, что она слишком
статична, в то время как во второй
половине XX века мировое производство
и торговля отличаются высоким динамизмом.
Расчеты, произведенные американским
ученым В.А.Леонтьевым, показали, что, вопреки
ожиданиям, капиталоемкость импорта
США, ведущей технологической
В
последние десятилетия XX века в направлениях
и структуре международной
Теория жизненного цикла продукта получила широкое распространение в 60-е годы, предложенная в 1966 году английским экономистом Р.Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно выделить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения. На первом этапе (внедрении) издержки производства нового товара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен. На втором этапе (рост), по мере повышения спроса на продукт (что наблюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потенциальные общественные потребности в первую очередь местного рынка, а затем и мирового), выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экспорт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетворяется поставками преимущественно из страны, в которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может создавать филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода лицензии. На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако, поскольку рынок уже насыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером далее на ее внутреннем рынке. Наконец, на четвертом этапе (упадок) вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.
Теория жизненного цикла товара отражает некоторые реально существующие взаимосвязи в мировом хозяйстве (например, лидерство США и в меньшей мере других стран с развитой рыночной экономикой в разработке и внедрении новых продуктов), однако она может объяснить в целом достаточно ограниченный круг явлений. Так, имеется устойчивый спрос на сырьевые товары и некоторые пищевые продукты (в частности алкогольные напитки). Между тем их производство не может быть увеличено в сколько-нибудь значительных масштабах или перенесено в другие страны.
В начале 80-х гг. ХХ века П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно
этой теории многие страны (в частности,
промышленно развитые) обеспечены основными
факторами производства в сходных
пропорциях, и в этих условиях им
будет выгодно торговать между
собой при специализации в
тех отраслях, которые характеризуются
наличием эффекта массового
Совершенно новый подход к проблемам международной торговли рассматривает американский экономист Майкл Портер в своем исследовании «Конкурентные преимущества стран», опубликованном в 1991 году. Он полагает, что «на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». В зависимости от правильного выбора конкретной стратегии фирмы будет зависеть успешное функционирование на внешнем рынке. Это наиболее интересная и современная на данном этапе теория.
Основной
экономической единицей конкуренции
согласно М.Портеру является отрасль,
т.е. группа конкурентов, производящих
сходные товары или оказывающих
услуги и непосредственно
Фирмы
добиваются успеха и высоких результатов,
если находят новые способы
Таким
образом, теория Портера наиболее полно
отражает важнейшие факторы, определяющие
конкурентные преимущества той или
иной страны. Для национального рынка
эта классификация
Резюмируя отметим, что ни одна из теорий сегодня не утратила актуальности, просто одни в большей, а другие в меньшей степени влияют и объясняют тенденции развития современной мировой торговли. Однако следует отметить, что международная торговля в начале ХХI века существенно отличается от первой половины прошлого столетия прежде всего тем, что весьма значительная ее часть представлена внутрифирменным товарооборотом между материнскими и дочерними компаниями и филиалами крупнейших компаний. Поэтому объяснение экономической основы международной торговли на базе теории сравнительных преимуществ не дает достаточно убедительных результатов.
Список использованной литературы
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие / Е.Ф.Авдокушин. - М.: Маркетинг, 2006. - 340 с.
2. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения / В.Б.Буглай, Н.Н.Ливенцев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.
3.
Грошева, Т.А. Мировая
4.
Ломакин, В.К. Мировая
5. Носова, С.С. Экономическая теория / С.С.Носова. - М.: КноРус, 2008. - 800 с.
6.
Холопов, А.В. Теория
Информация о работе Альтернативнфе теориии международной торговли