Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:01, доклад
Альтернативные режимы собственности создают различные стимулы для индивидов, и, меняя режимы прав собственности, можно повлиять на экономические стимулы, а следовательно, и на экономическое поведение участников хозяйственной жизни.
Альтернативные
режимы прав собственности
В соответствие с теоремой Коуза, права
имеют значение для эффективности лишь
в мире положительных трансакционных
издержек. Проблемы с эффективностью распределения
ресурсов возникают только в том случае,
если эти издержки из доступа к правам
собственности настолько высоки, что препятствуют
установлению исключительных прав собственности.
Альтернативные режимы собственности
создают различные стимулы для индивидов,
и, меняя режимы прав собственности, можно
повлиять на экономические стимулы, а
следовательно, и на экономическое поведение
участников хозяйственной жизни.
Альтернативные системы собственности
предполагают разный уровень трансакционных
издержек на один и тот же вид хозяйственной
деятельности. Это приводит к неодинаковому
объединению правомочий , к выбору разных
контрактных форм. Кроме того, альтернативные
правовые режимы требуют разных затрат
на свое содержание и защиту. Чем дешевле
обходится защита прав собственности,
тем эффективнее она будет проводиться.
Общедоступная собственность
Доступ к этой собственности открыт всем, и никто не может
быть исключен из пользования ресурсом,
при этом доступ регу лируется принципом:
«первый занял, первый воспользовался».
Общедоступная собственностьскл
Индивиды, использующие общий
ресурс, имеют слабые стимулы к
долгосрочным инвестициям в сохранение
и умножение ресурса, поскольку
они не могут воспользоваться
результатами своих вложений.
Ценность ресурсов в общей собственности
снижается также вследствие того, что
обмен ограничен из-за отсутствия прав
собственности. Установление прав собственности
необходимо для того, чтобы появилась
рыночная цена на ресурс, которая отражала
бы соотношение спроса и предложения ресурса.
В отсутствие рыночных ценовых сигналов
ресурсы не смогут при изменении экономических
условий плавно переходить к тем лицам,
которые ценят их наиболее высоко
Коллективная (общинная)
собственность
При режиме коллективной собственности
исключительными правами на ресурс обладает
определенная группа людей. Коллективную
собственность можно определить как общую
собственность с закрытым доступом. Из
числа собственников исключаются все
люди, которые не принадлежат к данной
группе.
Примером коллективной собственности
может служить общинная собственность
на землю. Строгий контроль, предотвращение
чрезмерного использования ресурса и
осуществление совместных инвестиций
в поддержание общего ресурса позволили
сохранить продуктивность земли в течение
столетий.
При коллективной собственности очень
важную роль играет согласованность между
правилами, которые распределяют выгоды,
и правилами, которые распределяют издержки.
Общинные права будут жизнеспособными,
если эти правила рассматриваются членами
группы как справедливые и законные..
Устойчивость и жизнеспособность общинной
собственности зависят от размеров группы
и от степени ее однородности, т.е. от того,
насколько члены этой группы идентифицируют
себя с группой как единым целым.
Чем больше численность группы и сильнее
дифференциация экономических интересов,
тем сложнее сохранить режим общинной
собственности. Если группа растет и снижается
ее однородность, то система общинной
собственности может трансформироваться
в систему частной или государственной
собственности.
Частная собственность
Частная собственность характеризуется
наиболее высокой степенью исключительности.
Собственник может исключить всех других
лиц из пользования ресурсом, т.е. запретить
осуществление ими того или иного правомочия
без получения согласия собственника.
Собственник может исключить других лиц
из пользования результатами своей собственности.
Данный режим собственности обеспечивает
наиболее тесную связь между принимаемыми
решениями и получаемыми результатами.
При частной собственности существует
исключительность права отчуждения собственности,
передачи ее другим лицам по взаимно согласованной
цене. Собственность можно обменять, а
не отбирать или захватывать. В процессе
обмена ресурсы перемещаются к тому экономическому
агенту, который предлагает более высокую
цену, в результате чего достигается их
эффективное размещение.
Государственная
собственность
Режим государственной собственности
также предполагает исключительность
прав собственности. Из доступа к ресурсам
исключены все лица, которые не являются
гражданами данного государства. Кроме
того все граждане государства как частные
лица также исключены доступа к государственным
ресурсам. Их ссылка на личный интерес
не является достаточным основанием для
получения доступа к ресурсам. Доступ
к ограниченным ресурсам регулируется
ссылками на коллективные интересы общества
в целом. Исключение граждан государства
как частных лиц из доступа к ресурсам,
в отличие от коллективной собственности,
при которой использование ресурса может
регулироваться неформальными правилами,
при государственной собственности должно
быть закреплено в формальных правилах,
установленных государством. Совладельцы
государственной собственности не могут
продать свои права на нее. Нельзя проследить
и тесную корреляцию между индивидуальным
поведением совладельца государственной
собственности и результатом от её использования.
Система государственной собственности
предполагает:
во-первых, установление
неких правил, определяющих, в чем же именно
заключается коллективный интерес (благо
общества). Заметим, что коллективный интерес
с трудом поддается фиксации и измерению;
во-вторых, разработку
процедур, переводящих этот общий принцип
в конкретные способы принятия решений
по использованию каждого отдельного
ресурса (т. е. решается ли это голосованием,
делегированием прав профессиональным
экспертам, единоличным распоряжением
верховного правителя и т. д.).
Этой собственностью сложно управлять
и контролировать ее. Государственной
собственностью управляет бюрократия,
а проконтролировать ее сложно. У совладельцев
государственной собственности мало стимулов
контролировать наёмных управляющих (бюрократов).
Издержки внутреннего управления государственной
собственностью очень высоки, процедура
принятия решения по оперативному управлению
ею чрезвычайно сложна. Серьезную проблему
представляет согласование интересов
совладельцев, решение которой зависит
от соотношения политических сил.
Меняя режимы собственности можно воздействовать
на поведение людей, поскольку альтернативные
режимы собственности порождают различную
структуру стимулов. Нельзя выбирать в
качестве эталона для сравнения один из
режимов собственности. Именно такой подход
характерен для стандартной экономической
теории, которая предполагает, что право
частной собственности является единственно
возможным, кроме тех случаев, когда реальная
ситуация отклоняется от оптимального
размещения ресурсов и возникает необходимость
вмешательства государства для исправления
провалов рынка
Информация о работе Альтернативные режимы прав собственности