Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель моей работы - выявление и анализ факторов, влияющих на спрос на потребительском рынке, иными словами, хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе товара. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи: вывод индивидуальной кривой спроса, определение совокупного спроса на рынке нескольких покупателей и выявление факторов спроса на рынке конкретного товара в Томской области.
1 Понятие спроса и факторы, его определяющие
1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса 4
1.2 Понятие эластичности спроса 13
2 Анализ факторов спроса на потребительском рынке России
2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние
на спрос 19
2.2 Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты в Западной Сибири
и Томской области 27
Заключение 33
Список используемой литературы
Молоко - наиболее часто употребляемый продукт. Его производят все производители, представленные на томском рынке. Молоко “фасованное” покупают также хорошо, как и разливное. При этом среди всего многообразия упаковки более 54% семей потребляют молоко из литрового картонного пакета. В целом в области остается стабильным число семей, которые приобретают молоко несколько раз в неделю – и в 2006 и в 2007 году их было чуть больше 50%. Все больше потребителей закупают молоко впрок, сокращая походы в магазины до 2-3 раз в месяц. Поэтому вполне закономерно увеличение спроса на ультрапастеризованное молоко в картонной асептической упаковке, так как покупатель получает продукт высокого качества в упаковке, которая может обеспечить его безопасное хранение до 6 месяцев. Покупая разливное молоко, потребители обращают меньше внимания на фирму-изготовителя. Это может быть связано с восприятием разливного молока как деревенского, что отождествляется у потребителя с лучшей свежестью, жирностью и натуральностью.
На рынке фасованного молока главной отличительной чертой производителей является упаковка. Именно по ней покупатель идентифицирует то молоко, которое ему нравится.
Рынок кисломолочной продукции. Явным лидером на данном рынке является кефир - традиционный продукт для российского потребителя. Его покупают 80% опрошенных, “Снежок” покупают 5%, варенец - 2%, ряженку - 3%. Интересно обратить внимание на бифидокефир, который является относительно новым и дорогим продуктом. Но его потребляют составляет 10% опрошенных. Это показывает на то, что потребители обращают внимание на свое здоровье и согласны платить за него высокую цену. Среди производителей кефира лидером является, «Деревенское молочко», ЗАО«Том-Мас». На них приходится по 23%. Доля неизвестного производителя - 4% - указывает на то, что не все покупатели обращают внимание на фирму-производителя.
Ситуация, сложившаяся на рынке разливного молока, повторяется и на рынке весовой сметаны. Люди покупают сметану на развес, не обращая внимание на фирмы-производители, и отдают предпочтение деревенским производителям.
На рынке фасованной сметаны лидером является «Деревенское молочко» с показателем 27% .
Спрос на молочные продукты стабилен. Молочные продукты - товары широкого потребления и ориентированы на все слои населения. Повышенным спросом пользуется весь ассортимент молочных продуктов, как хорошо известных покупателю, так и новинок (молочные продукты с живыми бифидобактериями пользуются постоянно возрастающим спросом). Летом спрос на молочные продукты в розничных магазинах города уменьшается на 10-15%. Молочные продукты продаются практически во всех продовольственных магазинах смешанного ассортимента, а также в специализированных молочных киосках. В магазинах смешанного ассортимента совершаются 34% покупок от числа всех покупок молочной продукции, а в киосках - 37% покупают от числа всех покупок молочной продукции.
Недостатком
молочной продукции можно назвать
необходимость особых условий хранения.
Многие продукты имеют крайне ограниченный
срок хранения. На рынке сильно развита
конкуренция между
Доля
предприятий розничной
Цельномолочная продукция - 82 %
Йогурты - 64 %
Сыры - 50 %
Масло животное - 28 %
Майонез - 28 %
Мороженое - 24 %.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает молочный продукт, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот продукт, который наиболее полно соответствует общественным потребностям.
Таблица8 - Структура потребления молока и молочной продукции населением Томской области за 2004 год (оперативная информация)
|
Потребность
в молочных продуктах в ближайшие годы
будет расти относительно невысокими
темпами, причём в основном за счёт роста
потребления в менее зажиточных группах
населения при преимущественном развитии
ассортимента дешёвой молочной продукции.
Заключение
В
работе мною была поставлена цель выявления
Список использованной литературы:
1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы
2. Алёшина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-
ПРЕСС, 2000. – 384 с.:ил.
3. Борхунов
Н. Аграрный рынок,
4. Булатова А. С. Экономика.- М., 2005 г., с.109
5. Воробьёв
Н.Н. Продуктовая картина
6. Всехватский
Е. Потребительская корзина
7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х томах. / Общ. Редакция В.М. Гальперина, издание 2-е, исправленное. Сп.б.: Экономическая школа, 1997.
8. . Камаев В.Д., Лобачёва Е.Н. Экономическая теория.- М., Юрайт–Издат, 2006. - 557с.
9. Киселёва
Е.Б. Рынок молока и
10. Некоторые
вопросы ценообразования на
11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. -2-е изд.,изм. – М.: Издательство «НОРМА», 2002. – 572 с.,
12. По материалам Росстата. Продовольственный рынок в России в 2006 году// Экономика сельского хозяйства России. -2007. - №6.
13. По материалам Росстата. Потребление продуктов питания в России// Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - №11.
14. Потребление молочной продукции населением России [Электронный ресурс] — Электрон.дан. – Энциклопедия маркетинга: Родина А. — Режим доступа: http://www.Marke ting.Spb.ru
15. Россия в цифрах, 2006
16. Седов
В.В. Микроэкономика/Челяб.гос.ун-т.
17. Соболев О.С. Оценка рентабельности производства молока в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2004. - №8.
18. Структура потребления молока и молочной продукции населением Томской области за 2004 год [Электронный ресурс] — Электрон.дан. – АПК Томской области: Макурин Ю.И. — Режим доступа: http://www.agro.tomsk.ru
19. Тетра Пак - Новости[Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Режим доступа: http://www. tetrapak.su/images/right.gif
20. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. – СПб.: Экономическая школа, 1995
21. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: перевод с английского со 2-го изд. – М.: Дело 1998.
22. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 томах. Том1. Перевод с английского – М.: финансы и статистика, 1992.
23. Чепурин
М.Н. Курс экономической теории: учебник
– 5-е исправленное, дополненное и переработанное
издание – Киров: «АСА», 2006. – 832 с.
Информация о работе Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты