Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 04:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение динамики развития международной торговли и проведение анализа мировых рынков.
В первой главе рассматриваются теоретические основы мирового рынка и международной торговли.
Вторая глава содержит исследования в области международной торговли относительно цели данной работы.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мирового рынка и международной торговли
Сущность и конъюнктура мирового рынка
Теории международной торговли
Ценообразование в международной торговле
Глава 2. Анализ и динамика международной торговли
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
2.2 Мировой рынок промышленных товаров
2.3 Мировой рынок сырьевых товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мирового рынка и международной торговли
Глава 2. Анализ и динамика международной торговли
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
2.2 Мировой рынок промышленных товаров
2.3 Мировой рынок сырьевых товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.
Для любой страны роль внешней
торговли трудно переоценить. По определению
Дж. Сакса, «экономический успех любой
страны мира зиждется на внешней торговле.
Еще ни одной стране не удалось
создать здоровую экономику, изолировавшись
от мировой экономической системы»
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный
интерес представляет изучение как
теорий, раскрывающих принципы оптимального
участия национальных экономик в
международном товарообмене, факторы
конкурентоспособности
Целью данной работы является изучение динамики развития международной торговли и проведение анализа мировых рынков.
В первой главе рассматриваются теоретические основы мирового рынка и международной торговли.
Вторая глава содержит исследования в области международной торговли относительно цели данной работы.
Глава 1. Теоретические основы мирового рынка и международной торговли
1.1 Сущность и конъюнктура мирового рынка
Существует несколько определений мирового рынка:
Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Мировой рынок - это центральная категория теорий международной экономики, поскольку мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю. В отношении данной категории тоже существуют разные определения.
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.
При анализе мировых рынков
существенное место занимает анализ
конъюнктуры. Конъюнктура — это
конкретный процесс циклического воспроизводства,
который проявляется в динамике
промышленного производства и капиталовложений,
в колебаниях цен и учетного процента,
в изменениях внутренней и внешней
торговли и других экономических
показателях.
Можно рассматривать конъюнктуру и как
совокупность факторов и условий, определяющих
развитие мировой экономики, экономическое
положение отдельно взятой страны, развитие
какой-либо сферы воспроизводства. В связи
с этим различают общехозяйственную конъюнктуру,
характеризующую состояние на данный
момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны, и
конъюнктуру товарных рынков, когда изучается
уже не весь экономический комплекс, а
текущие изменения и колебания в сфере
производства и сбыта отдельных конкретных
товаров.
Изменения конъюнктуры того
или иного товарного рынка, усиление
или ослабление воздействия на него
колебаний общехозяйственной
Прогноз конъюнктуры дает
оценку вероятного движения цен. В зависимости
от возможного повышения или понижения
цен меняется тактика реализации
или закупки товара. Следовательно,
можно сделать вывод, что между
прогнозом конъюнктуры и
Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации. Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и прогнозирования.
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов.
1. Сводный обзор, или
доклад, — это основной документ
с обобщающими показателями
2. Тематический (проблемный
или товарный) обзор конъюнктуры
включает документы,
3. Оперативная (сигнальная)
конъюнктурная информация —
Таким образом, исследование конъюнктуры международного рынка позволяет определить основные факторы развития международной торговли.
1.2 Теории международной торговли
Ответ на вопрос, почему осуществляется международная торговля и что лежит в основе торговых отношений позволяют получить теории международной торговли.
Теория международной
торговли Д. Рикардо, а ранее и
А.Смита, была призвана доказать необходимость
и целесообразность свободной внешней
торговли. Смит объяснял существование
международной торговля и ее выгодность
различием в абсолютных издержках
производства товаров в разных странах.
Международное разделение труда
и специализация считались
В теории абсолютного преимущества А. Смита принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферу международной торговля: если можно купить товар за рубежом по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстве того товара, который дешевле изготавливать дома вследствие наличия определенных преимуществ в данной отрасли.
Д. Рикардо сделал следующий
шаг в теории международной торговли,
доказав ее целесообразность и для
тех случаев, когда страна не обладает
абсолютным преимуществом в производстве
каких-либо товаров. Он показал, что
всегда, когда в отсутствие торговли
сохраняются различия между странами
в соотношении издержек производства
разных товаров, каждая страна будет
располагать сравнительным
Однако на практике предпосылка о постоянстве издержек замещения оказалась несостоятельной. Во многих отраслях рост производства сопровождался увеличением предельных издержек, а, следовательно, выпуск каждой дополнительной единицы товара требовал отказа от производства все большего количества других товаров. К тому же, перемещение производства из одной отрасли в другую приводило к росту издержек замещения и по той причине, что для выпуска разных видов товара требовалось разное сочетание факторов производства предпосылка о постоянстве издержек замещения имела следствием тот факт, что максимальный выигрыш от внешней торговли достигался при полной специализации стран на товарах, в производстве которых они обладали сравнительным преимуществом. Но реальная структура внешней торговли не подтверждала этот вывод. Все это привело к замене данной предпосылке на более приемлемую - о возрастающих издержках замещения. Это означало, что при расширении одной отрасли за счет других выпуск каждой дополнительной единицы товара сопровождался отказом от производства все большего объема продукции в других отраслях.
Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.
Сущность неоклассического
подхода к международной
Практика отчасти подтверждает
выводы теории Хекшера - Олина. Но в
последние десятилетия
Практическим поискам
в целях подтверждения или
опровержения теории Хекшера - Олина
во многом способствовало появление
в 50-х годах так называемого
«парадокса Леонтьева». В. Леонтьев показал,
что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной
страной, экспортировали не капиталоемкую,
а трудоемкую продукцию, хотя, согласно
теории Хекшера - Олина, результат должен
был быть обратным. Дальнейшие исследования,
с одной стороны, подтвердили
наличие в США данного
Леонтьев проверил вывод теории Хекшера - Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются, избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно.
Информация о работе Анализ и динамика международной торговли