Анализ экономического потенциала химической и нефтехимической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание

Химическая и нефтехимическая промышленность – прогрессивная, быстро развивающаяся отрасль. Химизация всё больше проникает во все сферы народного хозяйства. Она позволяет решать технические, технологические и экономические проблемы, создавать материалы с заранее заданными свойствами, заменять металл в строительстве, машиностроении, повышать производительность и экономить затраты общественного труда. Химия наряду с машиностроением, металлургией и энергетикой способствует научно-техническому прогрессу.

Содержание

Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Сущность химической и нефтехимической промышленности. 5
1.1. Определение отрасли, ее значение и объемы производства. 5
1.2. Отраслевой состав химической промышленности. 8
1.3. Размещение отрасли и ее структура. 10
1.4. Экономические районы страны, в которых сложились наиболее крупные комплексы химической промышленности. 13
Глава 2. Производственный потенциал химической и нефтехимической отрасли России. 17
2.1. Анализ состояния химической и нефтехимической промышленности России. 17
2.2. Проблемы химической промышленности и государственная политика в отношении неё. 19
Глава 3. Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности РФ. 23
3.1. Сущность стратегии развития и возможности реализации проекта. 23
Заключение. 33
Список использованной литературы: 35

Работа состоит из  1 файл

Анализ экономического потенциала химической и нефтехимической промышленности.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

    Производственный  и научно-технический потенциал  позволяет российским предприятиям производить около 1,1% мирового объема химической продукции. Химическая отрасль России находится на 20-м месте в мире по объему производства и на 11-м - по объему продукции на душу населения.

    Ежегодный прирост продукции (4-6%) происходит за счет экспорта  (удобрения, каучуки и др.). Большая доля в этом приросте - цена природного газа, что позволяет отдельным видам химической продукции быть конкурентоспособной на мировом рынке. Например, по выпуску аммиака и карбамида российские компании контролируют 15% мирового рынка, метанола - 10%.

    Товарная  номенклатура экспорта представлена, главным образом, продукцией неглубокой степени переработки сырья, которая  тождественна структуре производства и из-за более низких цен на энергоресурсы имеет ценовое преимущество перед зарубежными аналогами. Лидирующими позициями экспорта являются минеральные удобрения, синтетический каучук, пластмассы, органические и неорганические продукты сырьевого назначения.

    Российская химическая и нефтехимическая продукция реализуется почти в 100 странах мира, но основным рынком сбыта много лет является Китай, который, вместе с тем, активно развивает собственную производственную базу по выпуску химической продукции, поступающей из России и, кроме того,  наращивает экспортный потенциал по продуктам, составляющим основу экспорта российского химического комплекса (аммиак, карбамид, метанол, полиэтилен).

    В отличие от экспорта номенклатура импорта химического комплекса обширна и традиционно в ней превалируют товары конечного назначения - изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы, шины, товары бытовой химии, резинотехнические изделия, кинофотоматериалы, химические средства защиты растений, то есть товары с высокой добавленной стоимостью.

    Наиболее  активно процесс проникновения  зарубежной химической продукции в  ущерб отечественным производителям идет в производстве пластмасс и  лакокрасочных материалов, в результате чего доля импорта в потреблении  отдельных товаров достигает  уровня, превышающего порог экономической независимости (по полистиролу - 53,1%, лакокрасочным материалам - 68,8% и т.д.).  

    2.2. Проблемы химической промышленности и государственная политика в отношении неё.

    С начала 2000-х годов объем инвестиций в отрасли несколько увеличился, однако он составляет только треть от уровня 1991 года. Основной источник финансовых ресурсов - собственные средства предприятий, на долю которых приходится 80% капиталовложений. Большинство предприятий вынуждено направлять значительную часть прибыли на восполнение недостатка оборотных средств и ремонт оборудования.

    Однако  концентрация капитала в отечественном  химпроме невелика. А государство  практически полностью устранилось  от финансовой поддержки отрасли, выделяя  только минимальные средства в рамках адресной инвестиционной поддержки социально значимых производств (изготовление медицинских препаратов для диагностики и терапии онкологических заболеваний, инсулина и т.п.). Стратегических же инвесторов отпугивает снижение конкурентоспособности значительной части химической продукции.

    Камнем  преткновения являются и опережающие  темпы роста цен и тарифов  на продукцию и услуги естественных монополий, из-за чего повышаются стоимость  сырья и материалов. А это, в  свою очередь, ещё больше снижает  конкурентоспособность отечественной химической продукции, а экспорт делает менее рентабельным.  

    Существуют  и проблемы снабжения предприятий  отрасли углеводородным сырьем (сжиженные  газы, этан, природный газ), на базе которого производится до 80% продукции. Оценивая потенциальные ресурсы углеводородного сырья, можно констатировать, что Россия находится в более выгодном положении, чем большинство развитых стран, о чем свидетельствуют данные по добыче и переработке нефти, производству нефтепродуктов, добыче природного газа.

    Потенциальные ресурсы углеводородного сырья  связаны с уменьшением сжигания добываемого попутного газа в  факелах, с увеличением объема попутного  газа, подвергаемого глубокой переработке, с увеличением глубины переработки  нефти на нефтеперерабатывающих заводах России, с извлечением этановой фракции из естественных газов. При реализации на внутреннем рынке продуктов более глубокой переработки нефти (пластмасс, каучуков, химических волокон) их стоимость в 1,5 раза превышает стоимость экспорта эквивалентного объема нефти. А углубление переработки нефти, в свою очередь, позволит решить такие важные задачи, как увеличение загрузки мощностей и повышение занятости населения.

    Повышение качества и расширение ассортимента отечественных химикатов позволит ограничить импорт и решить проблему дефицита химической продукции на внутреннем рынке. Так, например, доля российских потребителей в общем объеме производства минеральных удобрений на протяжении последних пяти лет не превышает 20-25%. В то же время отдельных видов удобрений, прежде всего фосфорных, на экспорт отправляется до 95% производимых объёмов. Дело в том, что агропромышленный комплекс России страдает от низкой платежеспособности и не располагает средствами для закупки минеральных удобрений в таких количествах, как это было 10-15 лет назад.

    Необходимость целенаправленной госполитики в  вопросах кредитования химической промышленности государством признается, но конкретные шаги пока не сделаны. Между тем, активы в российском химпроме оцениваются  иностранными инвесторами как привлекательные в силу относительно низкой себестоимости производства - дешевые сырье и рабочая сила.

    Помимо  этого государству следует приложить  усилия для увеличения участия научных  организаций в развитии химической промышленности. Например, ввести механизмы формирования централизованных фондов для проведения НИОКР за счет отчисления части прибыли, получаемой предприятиями; ввести налоговые льготы для предприятий, внедряющих изобретения и начинающих выпуск импортозамещающей продукции, предоставить льготы венчурному бизнесу и др. Материально-техническая база большинства научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций разрушена. Произошла значительная утечка научных кадров.

    В результате деятельность научных и  проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на состояние химического комплекса. Продолжает увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-исследовательских разработках и предложениями научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

    Кроме того, государство может целенаправленно  поддерживать химическую промышленность мерами таможенно-тарифной политики с  целью защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, проведением институциональных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом и повышения его конкурентоспособности, совершенствованием законодательства с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики.

    Следует также учитывать, что только при  участии федерального центра могут  быть решены такие проблемы, как  урегулирование взаимодействия химпрома с ТЭК и сырьевыми отраслями, осуществление крупных, стратегически  важных инвестиционных проектов в нефтехимии, оживление внутреннего спроса за счет поддержки потребителей в легкой промышленности, стройиндустрии, сельском хозяйстве, автомобилестроении и авиапроме, отстаивание конкурентных позиций отечественных химических предприятий после вступления России в ВТО.

    Несмотря  на имеющиеся факторы, сдерживающие стабильное развитие химической и нефтехимической  промышленности, в стране существует ряд преимуществ для развития данного сектора экономики в  будущем. Во-первых, Российская Федерация  обладает достаточно мощной сырьевой базой. Например, по разведанным запасам и добыче природного газа Россия стоит на первом месте в мире, по разведанным запасам и добыче нефти - на втором. Во-вторых, наличие быстро развивающегося внутреннего рынка и потенциала спроса на продукцию химического комплекса. Потребление химикатов в России будет постоянно увеличиваться. В-третьих, наличие недорогой и квалифицированной рабочей силы.

    Позитивные  изменения, в основном, связаны с  ростом производства минеральных удобрений, синтетических каучуков, полимерных материалов, шин для легковых автомобилей и других материалов. Достигается это за счет большей загрузки ранее созданных технически конкурентоспособных мощностей и благоприятной конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков.

    С точки зрения российского ресурсного потенциала химические производства имеют все шансы для быстрого роста. Но для того чтобы на практике реализовать имеющиеся преимущества и заложить основу для долговременного развития, компаниям отрасли в тесном сотрудничестве с государством предстоит разрешить целый комплекс взаимосвязанных проблем, связанных с повышением эффективности использования сырьевой базы, техническим перевооружением, защитой российских товаров на внешних рынках и др. 

    Глава 3. Стратегии развития химической  и нефтехимической промышленности РФ. 

    3.1. Сущность стратегии развития и возможности реализации проекта.

    Стратегия развития химической и нефтехимической  промышленности Российской Федерации  на период до 2015 года разработана в  соответствии с поручением Правительства РФ от 19.01.2005 г «О проектах стратегий развития отдельных отраслей» и Методическими рекомендациями Минэкономразвития России по их разработке.

    Стратегией  предусматривается разработка и  реализация ряда целевых программ, отдельных проектов и обеспечивающих  мероприятий, нацеленных на эффективное решение системных социально-экономических проблем, экономической, оборонной и экологической безопасности страны, способствующих созданию долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса и повышение их конкурентоспособности с учетом развития глобальных рынков в условиях открытости экономики.

    В ходе разработки "Стратегии развития химической промышленности" было проанализировано три основополагающих вопроса: во-первых, чем располагает химическая индустрия; во-вторых, насколько эффективно используется отраслевой потенциал; и, в-третьих, как должно происходить развитие химической промышленности до 2015 года.

    Стратегической  целью развития отрасли в долгосрочной перспективе является обеспечение потребности рынка конкурентоспособной продукцией на основе создания и внедрения ресурсосберегающих технологий, способной удерживать позиции на внутреннем и внешнем рынках в условиях открытой экономики и вступления России в ВТО.

    В стратегии определены основные направления структурной перестройки отрасли, ее важнейшие цели и приоритеты. Это, прежде всего:

  1. стимулирование инновационной и инвестиционной активности;
  2. осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках;
  3. проведение инвестиционных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом России;
  4. совершенствование законодательства Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики.

    В стратегии особое внимание уделено  разработке комплекса мер и механизмов государственной поддержки развития химического комплекса.

    Реализация  Стратегии развития отрасли даст возможность:

  1. увеличить объемы производства качественной социально-ориентированной продукции и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в химикатах и новых материалах, расширить ассортимент выпускаемой продукции (на 20-25% ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей);
  2. увеличить объем экспорта продукции по сравнению с 2007 г. на 25-30% в 2010 г. и на 35-40% в 2015 г.;
  3. осуществить эффективное импортозамещение и снизить зависимость внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний, сократив экономически необоснованный импорт химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки
  4. увеличить долю наукоемкой и с высокой добавленной стоимостью продукции, осуществить качественные изменения в отраслевой и видовой структуре химического комплекса в направлении сокращения удельного веса сырьевых производств (в 2015 г. рост объема производства шин автомобильных к 2007 г. составит 191,7%, синтетических каучуков и латексов - 152,7%, пластмасс и синтетических смол – 197,5%, а сырья для их производства: этилена – 193,7%, пропилена – 167%);
  5. довести удельный вес технологий, соответствующих мировому уровню, до 30-50%, повысить объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям на 20-25%;
  6. обеспечить требования экономической и экологической безопасности, восстановить производство химических и нефтехимических материалов, обеспечивающих технологическую независимость России в оборонном комплексе;
  7. содействовать решению проблемы эффективного использования природных ресурсов (увеличится в 2015 г. по сравнению с 2007 г. использование углеводородного сырья для химических производств в 1,8 раза, в том числе этана - в 4,7 раза, прямогонного бензина – в 1,8 раза, сжиженных углеводородных газов - в 1,6 раза);
  8. содействовать развитию высокотехнологичной транспортной инфраструктуре с целью увеличения объемов и безопасности транспортировки химических грузов;

Информация о работе Анализ экономического потенциала химической и нефтехимической промышленности