Анализ экономик России, США и Китая по базовым макроэкономическим показателям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Содержание

Введение
1 Основные макроэкономические показатели
1.1 Валовой внутренний продукт
1.2 Инфляция
1.3 Политика валютного курса
1.4 Занятость и безработица
1.5 Государственная поддержка экономики
2 Анализ экономик России, США и Китая по базовым макроэкономическим показателям
2.1 Россия
2.2 США
2.3 Китай
Заключение
Список литературы и источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КР_Мировая экономика.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Причины инфляции, обусловленной ростом издержек, — это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

3. Инфляция обусловленная ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, связанных с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, т.е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

 

1.3  Политика валютного курса

Теоретически можно выделить 5 вариантов валютной политики:

1. Финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса.

2. Жесткий валютный контроль.

3. Плавающий валютный курс.

4. Постоянно фиксированные валютные курсы.

5. Компромисс валютных курсов (3 и 4).

Каждый вариант представляет способ решения валютных проблем как реакцию на дефицит ПБ и падение курса национальной валюты.

Первый вариант предполагает условия, при которых страна имеет возможность финансировать дефицит своего ПБ, оставляя валютный курс неизменным, за счет валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам. Такими условиями являются: а) дефицит ПБ носит временный характер; б) страна имеет достаточные валютные резервы; в) устойчивость валютного курса в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической политики для его поддержания. Если эти условия отсутствуют, то поддержание валютного курса при помощи временных финансовых мер малоэффективно и дорогостояще.

Второй вариант - жесткий валютный контроль - предполагает ограничение импорта товаров и услуг, вывоза капитала за границу, заграничного туризма и т.п.

Считается, что применение первого варианта валютной политики ограниченно, второго - практически неприемлемо, т.к. экономические и социальные издержки жесткого валютного контроля очень велики. Поэтому в качестве реальных обычно рассматриваются три варианта: фиксированные валютные курсы, гибкие или плавающие валютные курсы и компромиссные валютные курсы.

Проблема выбора оптимального варианта валютной политики может рассматриваться только в контексте исторической практики в области валютных отношений, раскрывающей зависимость изменений валютной политики от конкретного состояния мировой экономики и социально-экономической ситуации в данной стране. Исторический опыт раскрывает конкретные условия и предпосылки проведения той или иной валютной политики. Такой подход позволяет понять современные проблемы валютных отношений, конкретно - исторически оценить достоинства и недостатки, целесообразность и возможность проведения той или иной валютной политики, в данной стране при конкретной ситуации.

1.4  Занятость и безработица

Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.

Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.

Таким образом, промышленная резервная армия является порождением накопления капитала в условиях рыночной экономики.

Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основные виды безработицы:

 

1. Текучая, или фрикционная, безработица — это когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицу. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест; создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.

2. Структурная безработица — это безработица, которая возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки.

Различие между фрикционной и структурной безработицей:

• у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;

• фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная я поэтому считается более тяжелой;

• фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта;

• структурная безработица — это результат потребительских и психологических изменений в производстве товаров и услуг.

С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу.

3. Циклическая безработица вызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.

4. Скрытая безработица, или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске и т.д. Этому виду безработицы подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы.

5. Застойная безработица включает в себя, прежде всего, работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.

Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.

Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление.

Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.

Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества.

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.

Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

1.5  Государственная поддержка экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностей. Что позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящего в его распоряжении инструментария совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.


2 Анализ экономик России, США и Китая по базовым макроэкономическим показателям

2.1 Россия

Принято считать, что для мировой экономики 2009 год был годом перелома, а 2010 год – периодом постепенного восстановления. То же самое можно сказать и про Россию. После серьезного экономического спада по итогам 2009 года российская экономика начала восстанавливаться, хотя и более медленно, чем ожидалось. По предварительным оценкам экспертов, ВВП России в 2010 году увеличился на 3,8-4%. Тем не менее, этот рост не сопоставим с падением экономики в 2009 году и предкризисным развитием.

Информация о работе Анализ экономик России, США и Китая по базовым макроэкономическим показателям