Анализ производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:16, реферат

Описание

Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ООО «Пикус».

Работа состоит из  1 файл

анализ производства продукции.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

Из таблицы 2.1.2 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %.

2.2 Анализ ассортимента выпускаемой продукции

Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции.

Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. 4_с.325 Ассортимент бывает:

1.Полный;

2.групповой;

3.внутригрупповой.

При формировании ассортимента выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

ь определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

ь оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

ь изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

ь оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (таблица 2.2.1.).

Таблица 2.2.1

Оценка выполнения плана по ассортименту за 2007г.

 

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.

 

 

план

факт

 

 

 

А

83200

85000

102,2

83200

 

Б

62500

56000

89,6

56000

 

В

100000

120300

120,3

100000

 

Г

68800

66800

97,1

66800

 

ИТОГО

314500

328100

104,3

306000

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы 2.2.1. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся:

§ конъюнктура рынка;

§ изменение спроса на отдельные виды продукции;

§ состояние материально-технического обеспечения;

§ несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Внутренние причины:

o недостатки в организации производства;

o плохое техническое состояние оборудования, его простои;

o аварии;

o недостаток электроэнергии;

o низкая культура производства;

o недостатки в системе управления и материального стимулирования.

2.3 Анализ структуры выпускаемой продукции

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий, в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

ь объем выпуска в стоимостной оценке;

ь материалоемкость;

ь себестоимость товарной продукции;

ь прибыль;

ь рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Анализ структуры товарной продукции показан в таблице 2.3.1.


Таблица 2.3.1

Анализ структуры товарной продукции за 2007г.

 

Изделие

Оптовая цена за 1 шт. в руб.

Объем производства продукции, шт.

Товарная продукция в ценах плана, руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, руб.

 

 

 

план

факт

план

факт при план структур

факт

 

 

А

40

2080

2125

83200

83584

85000

+ 1416

 

Б

20

3125

2800

62500

62789

56000

- 6789

 

В

50

2000

2406

100000

100462

120300

+ 19838

 

Г

25

2752

2672

68800

69118

66800

- 2318

 

ИТОГО

-

9957

10003

314500

315953

328100

+ 12147

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315 953 руб. При фактической структуре он выше на 12 147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц рассчитанный по формуле

где ВП - выпуск продукции,

К ст - коэффициент выполнения плана, рассчитанный на основании стоимостных показателей;

Кн - коэффициент выполнения плана, рассчитанный на основании условно - натуральных показателей;

ВП пл - запланированный выпуск продукции.

ВП = (1,04324 - 1,00462) * 314500 = 12146 руб.

2.4 Анализ качества выпускаемой продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. 5_с.462

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

удельный вес новой продукции, в общем ее выпуске;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средневзвешенный балл продукции;

средний коэффициент сортности;

удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

удельный вес сертифицированной продукции;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в работе);

технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Одна из задач анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация - деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Сортность - характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

Таблица 2.4.1

Анализ обобщающих показателей качества продукции

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

 

 

 

план

факт

 

Средневзвешенный балл качества продукции

Удельный вес, %:

продукции высшей категории качества;

экспортируемой продукции;

забракованной продукции;

зарекламированной продукции;

Потери от брака, руб.

0,70

75

12,5

0,55

0,30

450

0,75

76

15,6

0,40

0,25

350

0,74

78

15,7

0,50

0,20

420

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (таблица):

 

Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.

Таблица 2.4.2

Анализ качества продукции

 

Сорт продукции

Цена за 1 шт, руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска, тыс.руб.

 

 

 

план

факт

план

факт

по цене I сорта

 

 

 

 

 

 

 

План

факт

 

I

II

III

6000

5000

2500

2880

1728

1152

3528

1008

504

17280

8640

2880

21168

5040

1260

17280

10368

6912

21168

6048

3024

 

Итого

5000

5760

5040

28800

27468

34560

30 240

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ производства продукции