Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:16, реферат
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ООО «Пикус».
Из таблицы 2.1.2 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %.
2.2 Анализ ассортимента выпускаемой продукции
Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции.
Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. 4_с.325 Ассортимент бывает:
1.Полный;
2.групповой;
3.внутригрупповой.
При формировании ассортимента выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
ь определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
ь оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
ь изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
ь оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (таблица 2.2.1.).
Таблица 2.2.1
Оценка выполнения плана по ассортименту за 2007г.
| |||||
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, руб. | Процент выполнения плана | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб. |
| |
| план | факт |
|
|
|
А | 83200 | 85000 | 102,2 | 83200 |
|
Б | 62500 | 56000 | 89,6 | 56000 |
|
В | 100000 | 120300 | 120,3 | 100000 |
|
Г | 68800 | 66800 | 97,1 | 66800 |
|
ИТОГО | 314500 | 328100 | 104,3 | 306000 |
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы 2.2.1. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся:
§ конъюнктура рынка;
§ изменение спроса на отдельные виды продукции;
§ состояние материально-технического обеспечения;
§ несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.
Внутренние причины:
o недостатки в организации производства;
o плохое техническое состояние оборудования, его простои;
o аварии;
o недостаток электроэнергии;
o низкая культура производства;
o недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий, в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
ь объем выпуска в стоимостной оценке;
ь материалоемкость;
ь себестоимость товарной продукции;
ь прибыль;
ь рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Анализ структуры товарной продукции показан в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1
Анализ структуры товарной продукции за 2007г.
| ||||||||
Изделие | Оптовая цена за 1 шт. в руб. | Объем производства продукции, шт. | Товарная продукция в ценах плана, руб. | Изменение товарной продукции за счет структуры, руб. |
| |||
|
| план | факт | план | факт при план структур | факт |
|
|
А | 40 | 2080 | 2125 | 83200 | 83584 | 85000 | + 1416 |
|
Б | 20 | 3125 | 2800 | 62500 | 62789 | 56000 | - 6789 |
|
В | 50 | 2000 | 2406 | 100000 | 100462 | 120300 | + 19838 |
|
Г | 25 | 2752 | 2672 | 68800 | 69118 | 66800 | - 2318 |
|
ИТОГО | - | 9957 | 10003 | 314500 | 315953 | 328100 | + 12147 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315 953 руб. При фактической структуре он выше на 12 147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц рассчитанный по формуле
где ВП - выпуск продукции,
К ст - коэффициент выполнения плана, рассчитанный на основании стоимостных показателей;
Кн - коэффициент выполнения плана, рассчитанный на основании условно - натуральных показателей;
ВП пл - запланированный выпуск продукции.
ВП = (1,04324 - 1,00462) * 314500 = 12146 руб.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. 5_с.462
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции, в общем ее выпуске;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности;
удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
надежность (долговечность, безотказность в работе);
технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Одна из задач анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.
Сертификация - деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).
Сортность - характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.
Таблица 2.4.1
Анализ обобщающих показателей качества продукции
| ||||
Показатель | Прошлый год | Отчетный год |
| |
|
| план | факт |
|
Средневзвешенный балл качества продукцииУдельный вес, %:продукции высшей категории качества;экспортируемой продукции; забракованной продукции; зарекламированной продукции; Потери от брака, руб. | 0,70 75 12,5 0,55 0,30 450 | 0,75 76 15,6 0,40 0,25 350 | 0,74 78 15,7 0,50 0,20 420 |
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (таблица):
Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.
Таблица 2.4.2
Анализ качества продукции
| ||||||||
Сорт продукции | Цена за 1 шт, руб. | Выпуск продукции, шт. | Стоимость выпуска, тыс.руб. |
| ||||
|
| план | факт | план | факт | по цене I сорта |
| |
|
|
|
|
|
| План | факт |
|
I II III | 6000 5000 2500 | 2880 1728 1152 | 3528 1008 504 | 17280 8640 2880 | 21168 5040 1260 | 17280 10368 6912 | 21168 6048 3024 |
|
Итого | 5000 | 5760 | 5040 | 28800 | 27468 | 34560 | 30 240 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|