Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:16, реферат
В России и в Волгограде в частности, в нынешних рыночных условиях, все большую роль играет профессионализм и эффективность участников рынка. Одним из индикаторов развития экономики является рынок недвижимости, в котором главную роль играет недвижимое имущество, его стоимость и ликвидность.
Обязательным условием успешности девелоперских проектов в Волгограде и в Волгоградской области, является учет специфики функционирования местного рынка недвижимости. Так как состояние рынка недвижимости Волгограда оказывает существенное влияние на разработку концепции объекта недвижимости, потенциальные арендные ставки, доходность, уровни риска и на возможную цену реализации объекта недвижимости в будущем, наиболее эффективным шагом со стороны инвестора является привлечение местных компаний - профессиональных участников рынка недвижимости.
Введение...........................................................................................................3
Ситуация на рынке коммерческой недвижимости 2007 – 2009 год......4
Ситуация на рынке в настоящий момент.................................................6
Заключение.......................................................................................................8
Приложение......................................................................................................9
Список литературы.........................................................................................10
Содержание
Введение.................
Заключение....................
Приложение....................
Список литературы.............
Введение
В России и в Волгограде в частности, в нынешних рыночных условиях, все большую роль играет профессионализм и эффективность участников рынка. Одним из индикаторов развития экономики является рынок недвижимости, в котором главную роль играет недвижимое имущество, его стоимость и ликвидность.
Обязательным условием успешности девелоперских проектов в Волгограде и в Волгоградской области, является учет специфики функционирования местного рынка недвижимости. Так как состояние рынка недвижимости Волгограда оказывает существенное влияние на разработку концепции объекта недвижимости, потенциальные арендные ставки, доходность, уровни риска и на возможную цену реализации объекта недвижимости в будущем, наиболее эффективным шагом со стороны инвестора является привлечение местных компаний - профессиональных участников рынка недвижимости.
Учет
особенностей функционирования рынка
недвижимости Волгограда и Волгоградской
области позволит более обоснованно планировать
проекты девелопмента недвижимости, реализовывать
их в заданные сроки и с запланированным
бюджетом. Кроме того, определение инвестиционной
привлекательности недвижимости Волгограда,
как объекта для инвестирования требует
обязательного учета текущего состояния
рынка недвижимости и перспектив его развития
в будущем, что также наиболее эффективно
отслеживать именно на региональном уровне.
1.Ситуация
на рынке коммерческой
Активное развитие рынок качественной офисной недвижимости г. Волгоград начал с 2007 г. До этого момента, начиная с 2002 г. рынок рос вяло. Сегодня предложение качественных офисов в общем объеме рынка занимает около 30%.
Объем всех офисных площадей г. Волгограда в конце 2007 начале 2008 года составил около 380 тыс. кв. м, в том числе офисных помещений класса «В» - 59,3 тыс. кв. м. Предложение готовых офисных площадей класса «А» в Волгограде на тот момент отсутствовало. Однако общий объем строящихся бизнес-центров на тот момент оценивался на уровне 124,7 тыс. кв. м.
В Центральном районе производилось строительство крупнейшего на сегодняшний день многофункционального комплекса класса «А» - «Волгоград-Сити» (55 тыс. кв. м). Ввод в эксплуатацию этого объекта планировалось произвести в 2009 г, но построен он был только 2010. Считалось что «Волгоград-Сити» должен стать показательным и может покрыть основную долю спроса на помещения класса «А». Однако достичь абсолютной заполняемости бизнес-центру будет сложно, даже в условиях активного спроса.
Необходимо отметить, что на стадии проектирования на тот момент находилось 5 крупных офисных центров, но ввиду обострившейся ситуации на мировом финансовом, рынке проекты были отложены застройщиками на неопределенное время, а запланированные средства на их реализацию либо не получены из финансирующих организаций, либо были распределены на завершение строящихся объектов или выведены с рынка. [5]
Средняя арендная ставка на качественные офисные помещения класса «В» в начале 2008 года составила 1 013 руб. за кв. м в мес., в классе «А» - 1 286 руб. за кв. м в мес. В зданиях класса «С» помещения арендуются по ставке 450-600 руб. за кв. м в мес.
В 2007 г. темп прироста арендных ставок по сравнению с 2006 г. резко возрос и составил 59,5%. Причиной такого роста стало появление в 2007 г. более качественных бизнес-центров общей площадью 26,6 тыс. кв. м. [4]
Средняя арендная ставка в существующих бизнес-центрах «В» класса на 11% ниже чем в строящихся объектах. Строящиеся объекты отвечают более высоким требованиям, поэтому арендная ставка у них сравнительно выше и составляет
1 100 руб. за кв. м в мес.
Ситуация
на рынке офисной недвижимости дестабилизировалась
с обострением финансового
Ситуация на рынке коммерческой недвижимости Волгограда в 2009 году претерпела существенные изменения. Стоимость всех объектов коммерческой недвижимости значительно снизилась, за исключением земельных участков под застройку объектов коммерческой недвижимости и малоэтажного строительства. Объектов, не потерявших в собственной цене или стоимости аренды, как правило, не осталось. Собственники объектов недвижимости, находящихся в залоге у банков, оказались не способны исполнить свои обязательства, тем самым банки вынуждены реализовывать объекты по демпинговым ценам. [5]
В
связи с событиями, происходящими
сегодня, на мировых рынках, меняется
и конъюнктура российского рынка недвижимости.
Рынок коммерческой недвижимости в целом,
и рынок аренды в частности, оказался в
наиболее сложной ситуации. За первое
полугодие и третий квартал 2009 года коммерческая
недвижимость продолжала находиться в
стадии падения и стагнации. За это время
сократилось, и вовсе прекратилось, финансирование
многих проектов. Собственники объектов
недвижимости были вынуждены корректировать
арендные ставки, тем самым стимулировать
приток необходимых денежных средств.[4]
2.
Ситуация на рынке в настоящий
момент.
Как показывает практика, на сегодняшний день, в Волгограде спросом пользуются торговые площади в сегменте от 50 до 300 кв.м. Покупателями являются представители малого и среднего бизнеса, для которых оказались обременительны арендные ставки. У потенциальных покупателей, как правило, имеется в наличии около 40-60 % денежной суммы стоимости объекта недвижимости. Недостающую сумму, они готовы брать в кредит у банка. Представители среднего и малого бизнеса готовы брать в аренду меньшие площади, более низких классов, по сниженным арендным ставкам. [3]
Сегодня самыми доступными объектами коммерческой недвижимости Волгограда являются:
· торговые площади от 50 до 300 кв.м.;
· офисные площади от 25 до 150 кв.м.;
· производственные помещения профильного назначения;
·
земельные участки под
Диапазон
арендных ставок коммерческой
недвижимости.
Диапазон арендных ставок зависит от следующих факторов:
· класс и качества объекта, его престижность;
· месторасположение объекта (транспортная и пешеходная доступность);
· состояние инфраструктуры;
· качество управления объектом;
· гибкие условия аренды;
·
менее жесткие условия
По данным Волгоградских агентств недвижимости диапазон ставок арендной платы по районам г. Волгограда составляет:
- за офисную недвижимость
Центральный и Ворошиловский р-ны | Дзержинский р-н | Советский, Краснооктябрьский, Тракторозаводский | |
офисные помещения | руб/м2 | | |
-
специализированное офисное |
550-1200 | 400-700 | 350-600 |
- встроенное нежилое помещение на 1м этаже | 600-1800 |
500-1200 | 400-1000 |
- встроенное нежилое помещение в цокольном этаже | 500-800 | 300-500 | 250-450 |
Заключение
На сегодняшний день можно наблюдать что экономическая ситуация понемногу стабилизируется и активность арендаторов начала повышаться. Рынок офисной недвижимости находится на начальной стадии формирования. Построенные в 2010 году такие бизнес-центры как «Волгоград-Сити», «PREMIER building», офисный центр «Дельта», говорят о том, что потребность в арендопригодной площади можно считать удовлетворенной. Объем предложения явно превышает уровень спроса. Сегодня можно говорить о перенасышении рынка на 15-16%. С появлением новых объектов коммерческой недвижимости и увеличением насыщенности, темп роста цен и арендных ставок в Волгограде будет постепенно снижаться. В краткосрочном периоде прогнозируется снижение арендных ставок по некоторым, ранее переоцененным, бизнес-центрам на 10-12%. Это является вынужденной мерой застройщиков для стимулирования спроса в условиях финансового кризиса.
В перспективе возможен небольшой рост ставок, когда активность арендаторов начнет повышаться, а экономическая ситуация в регионе начнет стабилизироваться.
В долгосрочной перспективе, после стабилизации экономической ситуации, цены и арендные ставки будут расти. Но их темп роста по мере насыщения рынка будет снижаться. Ожидается рост арендных ставок в классе "В" на 15% . В классе "А" темп прироста составит 5%.
Цены
продаж ведут себя менее эластично
и, как правило, в условиях низкого
спроса снижаются незначительно.
Приложение. Крупные объекты коммерческой недвижимости. [1]
Наименование | Год постройки | Общая площадь | Арендопригодная площадь | Этажность | Якорные арендаторы | Экспертное мнение |
"Сматрс-GSM" | 2003 | 9 600 | 5 760 | 8-9 этажей. Парковка на 30 м/мест. | здание принадлежит одному собственнику - "СМАРТ-GSM", совсем немного площадей сдается банку, остальное - собственник; стоматология, 3 банка. | отсутствие профессионального управления; слабо функциональная парковка; на рынке качественных офисов неспозиционирован. |
Волгоград-Сити | 2010 | 52 865 | 38 560 | 27 этажей. Парковка на 390м/мест | 1-3 этажи - торговые площади, с 4-18 этажи - офисы, 19-27 - гостиница и развлекательный центр. | Профессиональное управление, слабо позиционирован на рынке качественных офисов, отличная обеспеченность парковкой, разумное сочетание качества и места. |
PREMIER building | 2010 | 32 000 | 17 000 | 12 этажей. Парковка 250 м/м. | - | Профессиональное управление, слабо позиционирован на рынке качественных офисов, отличная обеспеченность парковкой, разумное сочетание качества и места. |
Дельта | 2010 | 13 893 | 10 000 | 4-6 этажей. Парковка 150-200 м/м. | - | Профессиональное управление, непозиционирован на рынке качественных офисов; хорошая обеспеченность парковкой; разумное сочетание качества и места. |
Меркурий | 1997-2000 | 13 000 | 9 100 | 12 этажей. Парковка 50м/м. | Само по себе здание не новое, оно хорошо отремонтировано и модернизировано; мед.центр, кафе, бар, фитнес, банк. | отсутствие профессионального управления; позиционирование на рынке, граничащее с негативным; несоответствие ставки классу; отличное местоположение; недостаточность парковочных мест; несмотря на возраст, по-прежнему имеет офисный потенциал. |
Центр занятости | 1999-2001 | 10000 | 9500 | 13 этажей. Парковка на 20 м/м. | банк, автосалон, государственные и общественные учреждения, редакция газеты. | затрудненность профессионального управления в связи с раздробленностью собственности; полная необеспеченность парковкой, класс ниже качества места. |