В границы производства включается
также производственная деятельность
домашних хозяйств. Она охватывает
производство всех продуктов независимо
от того, проданы они или нет, включая
сельскохозяйственную продукцию, полученную
в личных подсобных хозяйствах, строительство
собственными силами и различные
услуги, в том числе торговые,
посреднические и т.д. Услуги, производимые
домашними хозяйствами для собственного
потребления (домашние услуги), не включаются
в границы производства, кроме
условно исчисленных доходов
от проживания в собственных жилищах.[1]
Производственная деятельность
должна включать также скрытые, не учитываемые
в обычном порядке, экономические
операции, в том числе незаконные.
Методология их определения осваивается,
расчеты ведутся на основании косвенных
данных и экспертных оценок. Данные эти
пока неполные.
В СНС применяется группировка
экономических единиц по секторам.
Сектор представляет собой совокупность
институционных единиц (то есть хозяйствующих
субъектов), имеющих сходные цели,
однородных с точки зрения выполняемых
функций и источников финансирования,
что обуславливает их сходное
экономическое поведение.
Институционными единицами
являются хозяйствующие субъекты, которые
могут от своего имени владеть
активами, принимать обязательства,
осуществлять экономическую деятельность
и операции с другими единицами.
Институционными единицами могут
быть юридические лица и физические
лица (или их группы) в виде домашних
хозяйств.[1]
Выделяются следующие
сектора национальной экономики: нефинансовые
предприятия, финансовые учреждения, государственные
учреждения, некоммерческие организации,
обслуживающие домашние хозяйства,
домашние хозяйства. Для отражения
взаимосвязей с другими странами
образуется условный сектор "остальной
мир", объединяющий все институционные
единицы-нерезиденты в той части,
в которой они взаимодействуют
с резидентами национальной экономики.
Институционная единица считается
резидентом в экономике страны, если
она имеет на ее территории центр
экономического интереса, то есть если
она занимается или собирается заниматься
какими-либо видами экономической деятельности
или операциями в течение длительного
периода времени, обычно приравниваемого
к одному году.
Согласно рекомендациям
международных статистических организаций,
для экономики в целом и
для каждого из секторов должен составляться
полный набор счетов. Однако лишь некоторые
страны полностью выполняют это
требование.
Счета производства и образования
доходов составляются не только в
целом по экономике и секторам,
но также и по отраслям.
Отрасль определяется как
совокупность заведений, т.е. предприятий
или подразделений предприятий,
расположенных в одном месте,
занимающихся одним видом производственной
деятельности (не относящейся к вспомогательной)
или в которых на долю основной
деятельности приходится большая часть
выпуска. В тех случаях, когда
институционная единица состоит
из одного заведения, эти две структуры
совпадают. Однако заведение как
таковое не является обособленным структурным
образованием, способным от своего
имени владеть товарами или активами,
получать доходы и расходовать эти
средства и т.д. Отрасли могут
включать заведения, являющиеся производителями
как рыночных, так и нерыночных
услуг. В связи с этим в общем
выпуске продукции выделяется выпуск:
- товаров;
- рыночных услуг;
- нерыночных услуг.
К отраслям, производящим товары,
относятся: промышленность, сельское хозяйство
и лесное хозяйство, строительство,
прочие виды деятельности по производству
товаров. Остальные отрасли отнесены
к отраслям, оказывающим услуги.
Рыночные услуги включают все услуги,
реализуемые на рынке по экономически
значимым ценам. Услуги, финансируемые
полностью или в значительной
степени за счет государственного бюджета,
внебюджетных фондов, средств предприятий
и некоммерческих организаций, относятся
к нерыночным услугам.[1]
2. Анализ состояния экономики
на основе данных СНС
2.1. Проблемы формирования СНС
в России.
Использование СНС необходимо
для проведения эффективной макроэкономической
политики государства, экономического
прогнозирования, для международных
сопоставлений национального дохода.
Процесс перехода на рыночную модель
хозяйствования и построения цивилизованного
рыночного общества – процесс
сложный и длительный, неразрывно
связанный с проблематикой самого различного
толка и практически во всех сферах жизнедеятельности
общества.[4]
Первым шагом на пути к
достижению поставленной цели (формирование
российской СНС в условиях рыночных
методов хозяйствования) должна быть
разработка концептуальных, теоретических,
методологических и статистических
аспектов структуры новой макромодели
экономики, институциональной, секторальной
и отраслевой группировок национального
хозяйства. В целом основные проблемы
формирования СНС в России могут
быть сведены к следующим:
- Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.; трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
- Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
- Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
- Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
- Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
- Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).
Все эти проблемы взаимосвязаны
между собой, так как, например,
изменение концепции развития национальной
экономики предполагает изменение
социально-экономической организации
общества, механизма функционирования
самой хозяйственной системы
и так далее.
А теперь можно перейти
к более подробному рассмотрению
этих проблем.
Концептуальные проблемы
формирования СНС в условиях
рыночной экономики сводятся к:
1. Определению границ
производственной деятельности
в условиях рыночной модели
хозяйствования;
2. Разработка основных
концептуальных положений дальнейшего
развития национальной экономики
и определению в соответствии
с этим состава системы основных
показателей социально-экономического
развития национальной экономики;
3. Разработке основных
принципов формирования российской
системы национальных балансов (целостность
и сбалансированность в разрезе
институциональных секторов экономики
в целом по экономики в
целом по экономике; обоснованность
расчета макроэкономических показателей,
обусловленная взаимосвязью показателей
и инструментов и параметров
государственной социально-экономической
политики в разрезе всех ее
направлений);
4. Разработке основных
принципов функционирования российской
системы национальных балансов;
5. Определению основных
направлений развития СНС в
соответствии с учрежденным вариантом
развития национальной экономики
в перспективе;
6. Разработка основных
принципов формирования сценарных
условий прогноза;
7.Разработке основных
принципов формирования системы
макроэкономических показателей
в отчетном и прогнозном периодах,
действующих на основе инструментов
и параметров различных направлений
государственной социально-экономической
политики;
8. Разработке основных
принципов формирования краткосрочного,
среднесрочного и долгосрочного
прогнозов с использованием различных
направлений государственной социально-экономической
политики, их инструментов и параметров;
9. Соответствию концептуальных
положений форсирования российской
системе национальных счетов
основным концепциям СНС ООН
1993г. в ее общем виде, международным
требованиям и стандартам.
Теоретической основой российской
СНС должна стать система взглядов,
характерная для будущей рыночной
экономики России. Построенная на
принципах теоретических концепций формирования
Российской СНС; механизма ее функционирования
и определения границ действия. Национальные
счета имеются почти во всех капиталистических
государствах, но ни в одной стране не
существует системы в ее чистом виде.
Причина заключается в самой природе капиталистической
экономики, в которой государственные
органы не имеют полного доступа к
экономической информации частных
предприятий. Поэтому СНС капиталистических
стран ограничивается исследованием
экономического равновесия, процесса
формирования доходов и условий реализации
продукта. В связи с этим в настоящее
время главным содержанием национальных
счетов в капиталистических странах (Франция,
США, Англия) служат потоки доходов.
Другие аспекты экономического
анализа, например, рассмотрение процесса
производства и вытекающих из него межотраслевых
производственных связей или финансового
оборота, соответствующего движению доходов,
или определение богатства нации и его
влияния на экономическую жизнь, носят
несколько обособленный характер. Однако,
несмотря на то, что до настоящего времени
в капиталистических странах не существует
полностью интегрированной системы народнохозяйственного
учета, которая сводила бы воедино все
аспекты анализа и прогноза, национальное
счетоводство развивается примерно
в этом направлении. В России в соответствии
со сложившейся практикой статистического
учета и прогнозирования, основанной на
концепции К.Маркса о производительном
и непроизводительном труде, главное внимание
всегда уделялось производству, движению
материального продукта, показателям
межотраслевого баланса, а также показателям
баланса воспроизводства национального
дохода по основным подразделениям экономики,
балансов основных фондов и национального
богатства. И это правильно, так как потреблять,
накапливать и обменивать можно лишь то,
что произведено. Исходя из вышеизложенного
можно заключить, что проблемы теоретического
характера в экономике России в целом,
в настоящее время, сводятся к определению
и разработке целостной и взаимоувязанной
системы макроэкономических балансов,
показатели которой рассчитываются на
основе инструментов и параметров различных
направлений государственной социально-
экономической политики, закрепленных
в нормативно-правовых актах. Сбалансированность
макроэкономических показателей и параметров
государственной политики осуществляется
как по институциональным секторам экономики,
так и в рамках всей экономики в целом,
достигается на каждом уровне балансировки,
соответственно, через использование
сквозных показателей системы балансов
и через разработку сводного баланса потоков
ресурсов. Обоснованность разработки
прогноза макроэкономических показателей
системы балансов достигается посредством
использования в практических расчетах
методологических подходов, позволяющих
связать экономику и политику на основе
взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь
и взаимовлияние показателей целостной
системы балансов обусловлены использованием
методологии расчета показателей, опирающейся
на нормативно-правовые акты, то есть посредством
использования инструментов и параметров
различных направлений осуществляемой
посредством государственной политики.
Отсюда следует, что теоретические проблемы
формирования СНС, в первую очередь, неразрывно
связаны с проблемами концептуального
характера, организационно-правовыми
проблемами, методологическими и другими.
Переходность форм отношений
(специфика форм собственности и
их трансформирование), их неустойчивость,
появление и функционирование особых
переходных экономических форм, являющихся
проявлением смешанности старого
и нового, а также выражение
противоречий с традиционными системными
формами, то есть сама система социально-экономических
отношений переходного общества,
создает определенные сложности
органам госстатистики в вопросах
формирования корректной информационной
базы для построения СНС по
полной схеме и органам прогнозирования
для разработки всесторонне обоснованной
схемы социально-экономического развития.
России на перспективу. Одной из важных
проблем, связанных с внедрением СНС в
статистическую практику экономических
расчетов в России, является перестройка
ранее существовавшей системы отчетности
и создание на ее базе новой адекватной
основным концепциям общей СНС.
Логическим продолжением работ по совершенствованию
информационной базы статистики является
разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего
информацию обо всех организациях, прошедших
государственную регистрацию независимо
от их организационно-правовой формы,
формы собственности и видов деятельности.
Потребность в получении макроэкономических
показателей в соответствии с принципами
СНС требует пересмотра прежних форм
отчетности, внесения изменений
в них, разработки и введения новых, а также
проведение обследований. Однако несовершенство
новых норм отчетности в первичном
учете некоторых показателей, а также
различна интерпретация понятий, их
трактовка различными институциональными
единицами создают определенные сложности
для перехода предприятий и организаций
на СНС. [5]
Анализ – заключительный
этап всякого статистического исследования.
Анализ развития экономики, как правило,
проводится с целью выявления
основных взаимосвязей и пропорций
общественного производства; степени
влияния отдельных факторов на результаты
экономической деятельности; получения
теоретических выводов; образования
целесообразности и направлений
дальнейшего совершенствования
используемой статистической методологии;
формулировки практических выводах
об основных тенденциях развития социально
- экономических процессов и их
эффективности. Существовавшая система
учета и статистики формировалась
в условиях действия административно-командных
методов управления экономикой, находилась
в прямой зависимости от методологических
основ централизованного планирования
и основывалась, как правило, на сплошном
статистическом наблюдении. Состав системы
показателей сложился с учетом необходимости
обеспечения управленческих функций
министерств и ведомств.