Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 11:09, реферат
Антициклическая политика
Антициклическая политика - действия правительства, направленные на сглаживание колебаний экономической активности.В условиях бума правительство пытается уберечь экономику от перегрева, сокращая собственные расходы на товары и услуги.В период рецессии действия правительства носят противоположный характер.
Антициклическая политика
Антициклическая политика - действия правительства, направленные на сглаживание колебаний экономической активности.В условиях бума правительство пытается уберечь экономику от перегрева, сокращая собственные расходы на товары и услуги.В период рецессии действия правительства носят противоположный характер.
5.5 Государственное антициклическое регулирование
Существующие различные
взгляды на причины циклических
колебаний, рождают различные подходы
к проблемам регулирования. В целом существуют
два направления регулирования: неокейнсианская
и неоконсервативная.
Неокейнсианская ориентируется на регулирование
совокупного спроса, а неоконсервативная
- на регулирование совокупного предложения.
Признаки неокейнсианства – ориентация
на спрос, цель – регулирование хозяйства
в целом (макроэкономика), приоритеты регулирования
– налогово-бюджетная и кредитно-денежная
политика, оценка роли государства – поощрение.
Признаки неоконсерватизма – ориентация
на предложение, цель – создание стимулов
для деятельности отдельных фирм (микроэкономика),
приоритеты регулирования – кредитно-денежная
и налогово-бюджетная политика, оценка
роли государства – ограничение.
В зависимости от исходных установок и
ориентиров, сторонники того или иного
направления по-разному решают проблему
сглаживания циклических колебаний, по-разному
оперируют инструментами, находящимися
в распоряжении государства, которыми
пользуются в этих целях. Например, сторонники
неокейнсианских рецептов больше внимания
уделяют бюджетной политике (главным образом,
это связано с увеличением или уменьшением
расходов государства) и налоговой политике
(манипуляции с налоговыми ставками в
зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов
уделяют большее внимание проблеме денег
и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная
политика опирается на монетаристские
теории, которые во главу угла ставят вопросы
объема денежной массы и его регулирования.
Несмотря на такие существенные различия,
между этими концепциями есть общее понимание:
во-первых, государство в состоянии сглаживать
циклические колебания; во-вторых, государство
должно осуществлять это в целях достижения
и поддержания экономической стабильности;
в-третьих, относительно роли государства,
направленное на преодоление циклических
колебаний. В фазе спада все мероприятия
государства должны быть направлены на
стимулирование деловой активности, в
налоговой политике – на снижение ставок,
предоставление налоговых льгот на новые
инвестиции, проведение политики ускоренной
амортизации.
Кредитно-денежная политика в этот период
преследует те же цели, что и налогово-бюджетная
политика, и предполагает проведение кредитной
экспансии. Ее цель – оживление экономической
жизни при помощи дополнительных кредитов.
В это время проводится политика «дешевых
денег», что означает снижение процентных
ставок за выданные ссуды.
В период подъема экономической конъюнктуры
государство проводит политику сдерживания,
включающую противоположные мероприятия
в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной
политики, т.е. повышение ставок налогов,
сокращение государственных расходов,
ограничение амортизационных отчислений.
В кредитно-денежной политике преобладают
элементы повышения процентных ставок
по ссудам, сокращение кредитных ресурсов
банков и сокращение инвестиций.
В целом, государственная политика сглаживания
циклических колебаний, проявляется как
политика противодействия, направленная
на сглаживание циклических явлений, активизацию
всех хозяйственных процессов в период
экономических спадов, что можно было
заметить из конкретной действительности
экономического развития СССР в конце
80 годов XX века.
Особенность экономического кризиса в
бывшем СССРпроявлялась в командно-административной
форме управления и в плановом методе
организации производства.
Замедление темпов роста в СССР наблюдалось
уже во второй половине 70-х годов, так как
руководство страны продолжало придерживаться
политики ускоренного развития материалоемкой,
энергоемкой и добывающей промышленностей,
тогда как передовые индустриальные страны
после нефтяного кризиса в 1973 году взяли
курс на формирование ресурсо- и энергосберегающих
отраслей и высокопоточных технологий.
В замедлении экономического развития
СССР в тот период решающую роль сыграло
подавление рыночных отношений и приверженность
к монополии государственной собственности.
Однако наслоившийся «обвал» национальной
экономики произошёл после 1991 г. в результате
избрания стратегии «шоковой терапии».
Необходимость глубокого реформирования
экономической системы страны стала очевидной
после вхождения экономики СССР в депрессию
в начале 80-х годов. Такая необходимость
вовсе не означала ни неизбежности скорой
экономической катастрофы при выборе
вариантов преобразований, ни безальтернативности
«шоковой терапии». Даже при отсутствии
глубоких реформаторских изменений в
хозяйственном механизме можно было рассчитывать
на относительно незначительный спад
производства в первой половине 90-х годов.
К сожалению, сценарии экономического
развития России, в том числе Казахстана,
пошли по иному пути. К 1995 году экономический
спад в бывших Союзных Республиках было
выше американской «Великой депрессии»
1929-1933 гг. и продолжался примерно до 1999 г.
Началось некоторое оживление в 2000 г.
Резюме
Экономические циклы –
неотъемлемое качество макрохозяйства.
Основным свойством цикла является экономическое
колебание, которое обусловлено рядом
причин, особенно совокупным спросом и
совокупным предложением. В центре проблемы
цикла – анализ механизма мультипликатора-акселератора,
который обусловлен связью наиболее глубоких
экономических колебаний с изменениями
в объеме, качестве и структуре капиталовложений.
Наличие различных теорий экономического
цикла совершенствует анализ циклов и
рождает различные модели.
Главные фазы цикла – кризис, депрессия,
оживление и подъем. На этих фазах сильные
колебания испытывают инвестиции, а наиболее
заметные – потребление.
Государственная экономическая политика
воздействует на ход цикла и модифицирует
его. При удачном применении эффективных
регуляторов цикла колебания становятся
менее глубокими, потери национального
продукта сокращаются, а смена фаз цикла
становится более предсказуемой.
До Второй мировой войны, а во
многих странах до середины 50-х гг. воздействие
государства на состояние хозяйственной
конъюнктуры осуществлялось спорадически,
от случая к случаю и диктовалось обычно
чрезвычайными обстоятельства, т.е. свершившимися
фактами негативного характера. В первой
половине 50-х гг. такое воздействие приобрело
непрерывный характер, превратившись
в а н т и ц и к л и ч е с к о е р е г у л и р
о в а н и е, которое западными учеными
и политиками обычно именуется « к о н
ъ ю н к т у р н а я п о л и т и к а » . Оно нацелено
на сглаживание циклических колебаний
хозяйственной конъюнктуры, предотвращение
особенно глубоких циклических кризисов
и такой массовой безработицы, которая
угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства
и демократического общества, а также
на создание благоприятных условий для
среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего
ее непрерывной модернизации и прогрессу.
В 50-е — первой половине 70-х гг. в подавляющем
большинстве стран Запада антициклическое регулирование осуществлялось
преимущественно на базе кейнсианской
теории. Высокие государственные расходы
на собственные инвестиции (например,
в транспортную сеть и прочие отрасли
хозяйственной и социальной инфраструктуры),
стимулирование частных инвестиций и
закупки товаров через государственные
заказы увеличивали совокупный спрос
и поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская
политика во многом способствовала тому,
что в указанный период темпы роста ВВП
оказались самыми высокими в истории капитализма,
а уровень безработицы — самым низким
(более того, спрос на рабочую силу, особенно
в Западной Европе, превысил ее предложение,
что положило начало ее массовому импорту
из-за рубежа). Такая политика диктовалась
не только внутриэкономическими потребностями
послевоенного восстановления и перестройки
народного хозяйства, но и обстановкой
острой борьбы двух общественных систем
и «холодной войны».
В указанный период в Западной Европе
и Японии, правда, отмечались циклические
колебания темпов роста ВВП, но не было
сколь-нибудь заметных циклических кризисов.
В США такие кризисы наблюдались неоднократно,
с более или менее ярко выраженной периодичностью,
но они не шли ни в какое сравнение с «великим
кризисом», когда капиталистическое производство
было отброшено на 30—40 лет назад. Отдельные
кризисные проявления быстро преодолевались
кейнсианскими методами. Особенно впечатляющим
в этом смысле было преодоление всего
за 5—6 месяцев первого в послевоенной
истории ФРГ циклического кризиса 1966—1967
гг.
Кейнсианское дефицитное финансирование антициклического
регулирования и экономического роста
способствовало быстрому расширению денежного
обращения и развертыванию инфляционных
процессов. В том же направлении действовала
«мягкая» денежно-кредитная политика
государства, нацеленная на обеспечение
низкого уровня ссудного процента, благоприятствующего
инвестициям. Для этого также различными
способами увеличивалась обращающаяся
денежная масса, что давало инфляционные
эффекты.
Такие эффекты сознательно принимались
в расчет. Умеренная, ползучая инфляция
рассматривалась как неизбежная плата
за рост и меньшее зло по сравнению с глубокими
циклическими кризисами и массовой безработицей.
Кейнсианская политика в целом, безусловно,
способствовала созданию высокоразвитой
системы социального обеспечения и страхования,
ее финансированию, хотя это и было связано
со значительными инфляционными издержками.
Дефицитное финансирование по рецептам
Дж.М. Кейнса постепенно неизбежно вело
к глубокому бюджетному кризису и переходу
ползучей инфляции в галопирующую. То,
что этот кризис действительно разразился,
стало очевидным к 1974—1975 гг., когда Запад
столкнулся (вследствие совпадения по
времени последствий целого ряда негативных
факторов) с «букетом» кризисов — циклического
и структурных (энергетического, экологического,
сырьевого). Бюджетный кризис был обусловлен
и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование
экономического роста и социального обеспечения
дополнялось дефицитным финансированием
крупных военных расходов, необходимость
которых обосновывалась «холодной войной».
Кризисы середины 70-х гг. и превращение
инфляции из умеренной (при норме 3—5% в
год) и социально терпимой в галопирующую
и выходящую из-под контроля (8—10% и более
в год) побудили правящие круги стран Запада,
где социал-демократические и либеральные
правительства стали одно за другим сменяться
правоконсервативными правящими элитами
(под руководством М. Тэтчер — в Великобритании,
Р. Рейгана —в США и т.д.), к смене экономического
курса. В теории и практике госрегулирования на смену «кейнсианской
революции» пришла «неоконсервативная
контрреволюция», нашедшая свое идейное
обоснование, прежде всего, в теориях монетаризма
и экономики предложения (см. гл. 7) и выразившаяся
в «дерегулировании»
(см. 26.5).
В 80—90-е гг. конъюнктурная политика в целом
приобрела более плавный и сдержанный
характер. В массированных нео-кейнсианских
мероприятиях по «закачиванию» в экономику
дополнительного инфляционного спроса
для антициклического
регулирования динамики ВВП и занятости
в этот период уже не было необходимости
вследствие перехода развитой рыночной
экономики к очередному долгосрочному
более или менее устойчивому росту, обусловленному
технологическими сдвигами (новый этап
научно-технической революции, прежде
всего на базе массового распространения
микроэлектроники). Динамика ВВП и занятости
стали определяться не столько движением
спроса, сколько технологическим развитием
и мирохозяйственными факторами. По этой
причине конъюнктурная политика сконцентрировалась
на ее антиинфляционных аспектах — поддержании
сложившихся в первой половине 80-х гг.
и характерных также для 90-х гг. низких
темпах инфляции и недопущении ее новых
скачков в моменты резкого повышения темпов
роста ВВП.
Переходу к более сдержанной и предсказуемой
конъюнктурной политике способствовало
и значительное усовершенствование, благодаря
прогрессу экономической науки, инструментария
и методики прогнозирования конъюнктуры,
которая применяется различными исследовательскими
институтами и центрами.
Данная форма нацелена
на обеспечение модернизации экономики
и ее прогресс. Она предполагает
использование в соответствии с
избранными государством в каждый период
приоритетами структурной политики
и политики роста взаимоувязанных
среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ
для всей экономики, а также отдельных
отраслей и регионов.
В теории и практике госрегулирования данная форма получила
различные названия: макроэкономическое,
рамочное и индикативное планирование,
планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается
«программирования», то под ним на Западе
понимаются по-разному трактуемые феномены
из области информатики и производства
программного продукта для ЭВМ.
В основе рамочного планирования лежит
с р е д н е с р о ч н о е (на 4—5 лет) и д о
л г о с р о ч н о е п р о г н о з и р о в а н
и е экономического развития. Среднесрочные
прогнозы, как правило, разрабатываются
по «скользящему» методу, т.е. ежегодно
корректируются и продлеваются на год
(скажем, прогноз на 1994—1998 гг. преобразуется
в прогноз на 1995—1999 гг.). Первоочередное
назначение этих прогнозов состоит в том,
что они служат отправным пунктом для
расчета ожидаемых доходов и расходов
госбюджета в прогнозируемый период.
Как правило, правительство поручает разработку
подобных прогнозов одновременно нескольким
авторитетным и постоянно выполняющим
его заказы научно-исследовательским
институтам. Из нескольких прогнозов выбирается
один или производится какой-то симбиоз
из них. В результате формируется целевой
прогноз, служащий основой среднесрочного
планирования финансов. Предпринимаются
попытки более или менее взаимоувязанно
использовать для реализации установок
такого прогноза весь рассмотренный выше
инструментарий госрегулирования.
Предоставляемая им помощь,
прежде всего финансовая, обеспечивает
плавное сокращение производства до
масштабов, при которых выпускаемая
продукция конкурентоспособна и
может находить сбыт. Эта помощь
смягчает также негативные социальные
последствия кризиса указанных
отраслей для занятых в них
работников, которые переучиваются
на новые специальности, получают единовременные
пособия или имеют возможность
досрочно уйти на пенсию. Типичный пример
«коммунитарной» (в рамках интеграционного
объединения) программы такого рода —
«план Давиньона» для черной металлургии
стран — членов ЕС.
Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли,
как правило, получают государственную
поддержку на временной основе, до освоения
ими рентабельного массового производства
принципиально новой продукции.
Такую помощь, в частности, повсеместно
получила микроэлектроника, а в Западной
Европе — еще и гражданское авиастроение
(изготовление европейских аэробусов
«А-310»). Подобная помощь может быть как
безвозмездной, так и льготной, возвратной
(после достижения соответствующей рентабельности).
Из регионального фонда ЕС осуществляются
«коммунитарные» программы экономического
содействия структурно слабым регионам.
Вся территория ЕС разделена по уровню
экономического развития на пять категорий
регионов. Чем ниже уровень экономического
развития данного региона и соответственно
его категория, тем большую поддержку
он получает от ЕС. «Коммунитарные» региональные
программы в каждой стране — члене ЕС
дополняются национальными
Возможности и границы эффективности
госрегулирования
не могут получить точной к о л и ч е с т
в е н н о й о ц е н к и уже потому, что они
имеют много аспектов. Многие проявления
эффективности госрегулирования,
например социальная стабильность в обществе,
вообще не имеют однозначных количественных
параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить
вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного
механизма в обеспечение приемлемых темпов
экономического роста, увеличение занятости
или повышение эффективности общественного
производства. Вследствие этого можно
предложить лишь некоторые к а ч е с т ве
н н ы е оценки возможностей
и границ госрегулирования.
Госрегулирование
в целом, безусловно, доказало свою высокую
эффективность. После того, как оно было
встроено в хозяйственный механизм капиталистического
общества, развитие стран Запада характеризуется
высокой экономической динамикой, быстрым
ростом эффективности общественного производства,
более или менее умеренной безработицей,
заметным повышением уровня и качества
жизни населения, смягчением противоречий
и достаточной социальной стабильностью.
Всем этим рыночно-государстренно регулируемый,
социально ориентированный современный
капитализм выгодно отличается от капитализма
свободной конкуренции.
В то же время эффективность госрегулирования
далеко не безгранична. Так, оно не может
преодолеть цикличность капиталистического
воспроизводства, порождающую в понижательных
фазах цикла (кризис, депрессия) массу
тяжелых экономических и социальных проблем.
В течение длительных периодов оно не
в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить
приемлемого, социально терпимого уровня
безработицы, а тем более полной занятости
самодеятельного населения.
Именно
так обстоит дело
в последние два
десятилетия ХХ в.,
когда сдвиги в
технологической
базе производства и
обострение мирохозяйственной
конкуренции привели
на Западе к свертыванию
производства и уменьшению
количества рабочих
мест в ряде отраслей
и ускорению замещения
живого труда трудом,
овеществленным в
дополнительных элементах
основного капитала (машинах,
оборудовании и т.п.).
При безработице, которая
в последние два десятилетия
в большинстве стран
Запада колеблется в
пределах 10—12% и более,
неуклонно обостряется
проблема финансирования
системы социального
страхования и ее поддержания
на достигнутом качественном
уровне.
Целевые установки
«магического четырехугольника»
во многом противоречат
друг другу. Это отчетливо
проявилось на протяжении
всего периода после
Второй мировой войны.
Так, неокейнсианская
модель госрегулирования
50-х — первой половины 70-х
гг. благоприятствовала
быстрому экономическому
росту и резкому повышению
уровня занятости, но
одновременно она действовала
в сторону постепенного
вызревания бюджетного
кризиса и развязывания
крупномасштабной инфляции.
Экономика к концу «кейнсианской
эры» оказалась «зарегулированной».
Обложение доходов предпринимателей
и лиц наемного труда
налогами и взносами
на нужды социального
страхования достигло
такого уровня, при котором
оказались в значительной
мере подорванными стимулы
к накоплению капитала
путем реинвестирования
прибыли, а также к более
интенсивному и производительному
труду. Все это, а также
ряд других факторов
поставили на повестку
дня проблему так называемого
д е р е г у л и р о в а
н и я экономики,
которое стало осуществляться
с конца 70-х гг. на гребне
неоконсервативной
волны в политической
жизни стран Запада.
Дерегулирование
включало три основных
аспекта: а) распродажу
части
государственной собственности, которая, например, в США принесла в федеральный бюджет 40 млрд долл.
Выводы
1. Государственное регулирование
экономики (госрегулирование) представляет
собой процесс воздействия
2. После «великого кризиса» 1929—1933 гг.
и особенно после Второй мировой войны
госрегулирование было органично встроено
в хозяйственный механизм капиталистического
общества в качестве третьего, верхнего
«слоя» (уровня) наряду с двумя другими
«слоями» — спонтанно-рыночным и корпоративным
регулированием. В результате сложился
рыночно-государственно регулируемый,
социально ориентированный капитализм
(современный капитализм), который выгодно
отличается от исторически предшествовавших
ему форм капитализма (капитализм свободной
конкуренции, корпоративно-
3. В условиях
быстрой интернационализации
и глобализации
хозяйственной жизни
в современном
мире внутриэкономическое
и внешнеэкономическое
госрегулирование
тесно связаны
и взаимопереплетены.
4. По объекту воздействия
со стороны государства
выделяются различные
направления госрегулирования:
инвестиций, сбыта (включая
регулирование цен),
рынка труда, НИОКР,
экологическое, социальных
отношений, внешнеэкономическое
и т.д.
5. По характеру воздействия
на процесс общественного
воспроизводства выделяются
две основные формы
госрегулирования: краткосрочное (антициклическое),
которое на Западе чаще
всего именуется конъюнктурной
политикой, и среднесрочное
и долгосрочное целевое
регулирование (оно
включает структурную
политику и политику
общего стимулирования
экономического роста
на определенную перспективу),
которое, как правило,
осуществляется при
помощи различного рода
прогнозов и программ.
6. Эффективность
госрегулирования далеко
не беспредельна. Оно
не может преодолеть
цикличность капиталистического
воспроизводства с ее
многочисленными негативными
последствиями, постоянно
обеспечивать высокий
уровень занятости населения
и его всестороннюю
социальную защиту.