Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа
Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.
Глава 1. Сущность и классификация нетарифного регулирования во внешней торговле
1.1. Понятие и сущность нетарифного регулирования
1.2. Виды нетарифного регулирования
1.3. Основные методы регулирования внешней торговли.
Глава 2. Роль и перспективы развития нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
2.1. Особенности и значение нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
2.2. Перспективы развития нетарифного регулирования во внешнеторговой политике Российской Федерации
2.3. Возможности применения нетарифного регулирования в условиях финансового кризиса с учетом вступления РФ в ВТО
Глава 3 Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
3.1 Общая характеристика нетарифных мер регулирования внешней торговли
3.2 Понятие демпинга
Список литературы
Оглавление
Глава 1. Сущность и классификация нетарифного регулирования во внешней торговле
1.1. Понятие и сущность нетарифного регулирования
1.2. Виды нетарифного регулирования
1.3. Основные методы регулирования внешней торговли.
Глава 2. Роль и перспективы развития нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
2.1. Особенности и значение нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
2.2. Перспективы развития нетарифного регулирования во внешнеторговой политике Российской Федерации
2.3. Возможности применения нетарифного регулирования в условиях финансового кризиса с учетом вступления РФ в ВТО
Глава 3 Антидемпинговые
меры в системе нетарифного
3.1 Общая характеристика нетарифных мер регулирования внешней торговли
3.2 Понятие демпинга
Список литературы
Приложения
Сущность и классификация нетарифного регулирования во внешней торговле
1.2. Основные методы регулирования внешней торговли
Во всех странах регулирование
внешней торговли - основной формы экономического
сотрудничества между странами - осуществляется
в той или иной мере государством в зависимости
от ставящихся экономических, социальных
и политических задач в стране и обстановки
в мире.
Государственное регулирование международной
торговли может быть:
- односторонним, когда инструменты государственного
регулирования используются правительством
страны в одностороннем порядке без согласования
или консультаций с её торговыми партнёрами.
- двусторонними, когда меры торговой политики
согласовываются между странами, являющимися
торговыми партнёрами
- многосторонним, когда торговая политика
согласовывается и регулируется многосторонними
соглашениями.
В зависимости от масштабов вмешательства
государства в международную торговлю
различают протекционистскую торговую
политику и политику свободной торговли.
Таможенные тарифы и пошлины являются
основным инструментом торговой политики
государства, правомерность применения
которого признается международными нормами.
В зависимости от того, какая сторона торговой
политики считается важной, существует
несколько дополняющих друг друга определений
таможенного тарифа.
Таможенные пошлины выполняют
три основные функции:
- фискальную, которая относится и к импортным,
и к экспортным пошлинам, поскольку они
являются одной из статей доходной части
государственного бюджета;
- протекционистскую (защитную), относящуюся
к импортным пошлинам, поскольку с их помощью
государство ограждает местных производителей
от нежелательной иностранной конкуренции;
- балансировочную, которая относится
к экспортным пошлинам, установленным
с целью предотвращения нежелательного
экспорта товаров, внутренние цены на
которые по тем или иным причинам ниже
мировых.
Классификации таможенных пошлин:
По способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах
к таможенной стоимости облагаемых товаров
(например, 20% от таможенной стоимости);
- специфические - начисляются в установленном
размере за единицу оолагаемого товара
(например, 10 долл. за 1т);
- комбинированные - сочетают оба названных
вида таможенного обложения (например,
20% от таможенной стоимости, но не более
10 долл. за 1т).
По объекту обложения:
- импортные - пошлины, которые накладываются
на импортные товары при выпуске их для
свободного обращения на внутреннем рынке
страны;
- экспортные - пошлины, которые накладываются
на экспортные товары при выпуске их за
пределы таможенной территории государства;
- транзитные - пошлины, которые накладываются
на товары, перевозимые транзитом через
территорию данной страны. Встречаются
крайне редко и используются преимущественно
как средство торговой войны.
По характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются
для оперативного регулирования международной
торговли продукцией сезонного характера,
прежде всего сельскохозяйственной;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются
в случае ввоза на территорию страны товаров
по цене более низкой, чем их нормальная
цена в экспортирующей стране;
- компенсационные - пошлины, накладываемые
на импорт тех товаров, при производстве
которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если их импорт наносит ущерб
национальным производителям таких товаров.
По происхождению:
- автономные - пошлины, вводимые на основании
односторонних решений органов государственной
власти страны;
- конвенционные (договорные) пошлины,
устанавливаемые на базе двустороннего
или многостороннего соглашения, такого
как Генеральное соглашение о тарифах
и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном
союзе;
- преференциальные - пошлины, имеющие
более низкие ставки по сравнению с обычно
действующим таможенным тарифом, которые
накладываются на основе многосторонних
соглашений на товары, происходящие из
развивающихся стран.
По типам ставок:
- постоянные - таможенный тариф, ставки
которого единовременно;
- переменные - таможенный тариф, ставки
которого могут изменяться.
По способу вычисления:
- номинальные - тарифные ставки, указанные
в таможенном тарифе;
- эффективные - реальный уровень таможенных
пошлин на конечные товары, вычисленные
с учетом уровня пошлин, наложенных на
импортные узлы и детали этих товаров.
Нетарифные методы регулирования
международной торговли.
В дополнение к тарифным методам государственного
регулирования международной торговли
правительства активно используют нетарифные
методы - количественные, скрытые и финансовые.
Наиболее распространенной формой количественных
ограничений является квота или контингент.
Тесно связан с квотированием другой вид
регулирования внешнеэкономической деятельности,
называемый лицензированием. Лицензирование
- это регулирование внешнеэкономической
деятельности через разрешения, выдаваемые
государственными органами на экспорт
или импорт товара в установленных количествах
за определенный промежуток времени.
1.3. Особенности и значение нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
В Российской Федерации современный
порядок регулирования
Торговая политика России осуществляется
посредством таможенно-тарифного регулирования
(экспортные и импортные таможенные тарифы)
и нетарифного регулирования (в частности,
путем квотирования и лицензирования)
внешнеторговой деятельности. ВТО оказало
влияние на систему нетарифных мер в России
и необходимость ее приведения в соответствие
с международными соглашениями. А для
России это значит ослабление административных
мер воздействия на внешнюю торговлю.
Например, если ранее действовавший Федеральный
закон от 13.10.1995 №157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
позволял Правительству РФ вводить количественные
ограничения экспорта и импорта в отношении
любых товаров, то в соответствии с Законом
№ 164 – ФЗ от 08.12.2003 Правительство РФ может
устанавливать количественные ограничения
только в исключительных случаях и только
в отношении ограниченной группы товаров.
В 2011 году система нетарифных ограничений
в РФ претерпела структурные изменения.
Если раньше (90-е года) основными нетарифными
методами государственного регулирования
были квотирование и лицензирование экспортных
поставок в отношении стратегически важных
сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные
формальности и контроль; то сейчас появился
ряд мер, связанных с защитой внутреннего
рынка (тарифные квоты, эмбарго) и отечественных
производителей (антидемпинговые и компенсационные
меры).
На современном этапе развития
государство стремится регулировать внешнеторговую
деятельность не административными запретами
и ограничениями, а через создание благоприятных
экономических условий для осуществления
тех внешнеторговых операций, которые
способствуют повышению эффективности
российской экономики, реализации конкретных
задач социально-экономического развития
РФ. И, наоборот, для операций, которые
могут оказать неблагоприятное воздействие
на экономику страны, создаются менее
благоприятные экономические условия.
В этих целях используются экономические
инструменты внешнеторгового регулирования
- понижение или повышение ставок импортного
таможенного тарифа, изменения в порядке
совершения валютных операций и т.п.
Нетарифные меры являются составной
частью комплекса мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Механизм этих мер начал формироваться
в 1991 году принятием Федерального закона
«Об обеспечении экономической основы
суверенитета РСФСР». Постановлениями
Правительства Российской Федерации были
установлены применительно к конкретным
товарным позициям такие меры нетарифного
регулирования, как квотирование и лицензирование,
введен общий (не зависящий от вида товара)
порядок оформления лицензий.
В 2011 году нетарифное регулирование внешнеторговой
деятельности представляет собой достаточно
отработанный механизм взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти,
обеспечивающий осуществление единой
внешнеторговой политики в целях защиты
экономических и политических интересов
страны, выполнения международных обязательств
государства и расширения присутствия
российских предприятий на мировых рынках
товаров и услуг. Перечень товаров, к которым
в настоящее время применяются нетарифные
меры регулирования внешнеторговой деятельности,
можно условно разбить на пять групп:
1. Товары двойного применения, подлежащие
экспортному контролю;
2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются
нетарифные меры регулирования в соответствии
с международными договорами с участием
Российской Федерации;
3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются
нетарифные меры исходя из национальных
интересов;
4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются
нетарифные меры в соответствии с соглашениями
об урегулировании торговых споров;
5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит
лицензированию в связи с решениями Правительства
Российской Федерации об осуществлении
мониторинга их ввоза/вывоза.
В период начала и середины 90-х
гг. количественные ограничения были очень
популярной мерой защиты российского
внутреннего рынка: им подвергалось до
80% всех товаров. В 2011 году контингентирование
импорта, например, крайне незначительно,
что соответствует принципам ВТО. Что
касается квотирования, то периодически
экспортные квоты устанавливаются Правительством
РФ на драгоценные металлы и алмазы. Квоты
на драгметаллы позволяют использовать
определенную их часть для производства
ювелирных изделий на экспорт. Одновременно
экспорт сырья цветных металлов с содержанием
драгметаллов разрешается при условии,
если полученная валютная выручка, оставшаяся
после обязательной продажи части ее государству,
будет направлена на поддержание производства,
реконструкцию и технологическое переоснащение.
Импортные квоты в России действуют
в целях защиты внутреннего рынка и
часто устанавливаются после отмены временного
запрета на ввоз отдельных видов иностранной
продукции или проведенных антидемпинговых
расследований, в частности в отношении
импорта из Украины стальных труб большого
диаметра (2009 г.). Результатом другого антидемпингового
расследовании стало введение с начала
2003 г. Квоты на импорт мяса (мяса птицы,
свинины, говядины) сроком на три года.
Более того, при импортных поставках в
Россию говядины сверх квоты она облагается
повышенной таможенной пошлиной в размере
60% (но не менее 0,6 €/кг). В целях защиты
внутреннего рынка также действуют импортные
квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее
время установленные на уровне 10% общего
объема его продажи на российском рынке.
С 2010 года в составе количественных
ограничений импорта в России используются
тарифные квоты (в пределах стоимости
или количества которых импортируемые
товары облагаются таможенными пошлинами
в обычном размере, а в случае превышения
установленных ограничений к товарам
применяются повышенные ставки пошлин),
под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца,
говядины. Они реализуются через аукционы,
организованные Минэкономразвития России.
Размер тарифной квоты на сахар-сырец
имеет тенденцию к повышению: с 3,65 млн.
т (в 2010 -2012гг.) до 3,95 млн. т в 2009 г.
Лицензирование импорта в России
осуществляется в соответствии с указами
Президента РФ, в основном, в отношении
ввоза драгоценных природных камней и
металлов, ядерных материалов (технологии,
оборудование, источники радиоактивного
излучения, включая отходы), спирта этилового,
химических средств защиты растений, продукции,
работ и услуг военного назначения в целях
контроля. В отдельные периоды лицензирование
импорта осуществляется в целях защиты
отечественных производителей. Так, например,
в 1998 – 2000 гг. действовали квоты и лицензии
на ввоз цветных телевизоров из Японии.
В 2012 в России установлена единообразная
система лицензирования в соответствии
с международными соглашениями в рамках
ВТО.
«Добровольное» ограничение экспорта
в составе нетарифных ограничений России
появилось в середине 1999 г. В связи с результатами
антидемпингового расследования в США
по поставкам российской стали на их рынок
после проведенного Международной торговой
комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых
пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее
соглашение об экспорте стали в США, взяв
на себя обязательство, ограничить ввоз
своей продукции по 14 видам на пять лет.Временные
запреты иногда вводятся на экспорт продукции
из России, например, мазута в связи с невыполнением
компаниями обязательств по поставкам
топлива на внутренний рынок.